Диссертация (1146825), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Существовали значительные расхождения воплате труда и дополнительных льготах (жилье, корова и т.д.) для женщинучителей и мужчин- народных школ: в конце 1880- х выделялось 600 кронналичными в год вместе с кормом для коровы, служебным домом из трехкомнат для мужчин, учительницы же получали в два раза меньше. К женщинампредъявляли бóльшие требования. По мнению И.Т. Брумана, «учительницамчасто приходилось терпеть одиночество в отдаленных школах; им следовалобыть во всем примером для подражания, соблюдать строгую мораль исобственное достоинство.
Они отличались от других женщин в деревне,58поэтому часто испытывали эмоциональное напряжение и стресс, в результатечего они становились физически слабыми и истощенными в престарелые годы»[304, С. 64-65].Несмотря на издержки профессии, количество учителейженщин начальной школы выросло значительно в сравнении с 1860 годом, чтодоказывает рост престижности профессии (Приложение 2.
Andeln kvinnor ifolkskollärarkåren - Количество учителей женщин начальной школы, И.Т.Бруман, «Педагогическая деятельность» и пол) [304, С. 64-65]. У. Енерот висследовании «О народных школах в Швеции» [313, С.62] 1867 годааргументирует в пользу «особого женского призвания и пригодности» женщинк преподавательской деятельности: «Какая учительница или учитель, такойбудет и школа» – старый афоризм.
Требуются глубокие размышления и великаямудрость для того, чтобы воспитать ребенка прекрасным. Как подтверждаетнаш собственный опыт и мнение других родителей, мы должны иметьискреннее желание, чтобы находить для детей хороших учительниц и учителейи в меру своих возможностей поддерживать их усилия. Особенно же мырадуемся тому, что все больше женщин посвящает себя призванию учителя.Именно через женщину, главным образом, начальная школа станет тем, чем онаможет и должна стать» [313, С.62].Выделяя наиболее существенные реформы в области образования инаиболее значимые моменты в развитии педагогической мысли в Швеции,следует отметить, что в истории реформирования школы XIX в.
особое местозанимали учебные заведения, типичные только для скандинавских стран, вкоторых могли получить высшее образование девушки из крестьянскогосословия : Высшие народные школы (шведские – Fölkhögskolor, ВНШ). ВНШназвались «народными, или крестьянскими, университетами». Первые планы посозданию ВНШ принадлежали известному в Скандинавии датскому богослову,поэту и пастору Николаю Фредрику Северину Грундтвику (1783 – 1872). Егоконцепция образования стала своеобразным теоретическим базисом дляоткрытия ВНШ не только в Дании, но и во многих других странах(Великобритании, Бангладеш, Германии, Израиле, Норвегии, Финляндии,59Швеции, Эль Сальвадоре и др.), а также способствовала распространению такназываемого движения «высших народных школ для крестьян».
Произведениявыдающегося датского педагога об образовании увидели свет в 1830 –х годах.Как указывает Ю. В. Зудов, в сочинениях Грундтвика на тему образованияможно выделить четыре основных момента: акцент на обучении молодежи –молодые люди, уже закончившие обычный школьный курс, считалисьосновной целевой группой; устное обучение, под которым подразумевалосьособое вдохновенное действие живой лекции на умы слушателей; особоевнимание к скандинавской культурной традиции – в противовес классическойлатинской системе, считавшейся лучшим основанием хорошего образования;все эти идеи были непосредственно связаны с христианским взглядом на жизнь.Эти четыре акцента, которые на первый взгляд не связаны между собой,по мнению Ю.В.
Зудова, отражали специфическую точку зрения Ф. Грундтвикана педагогику. Центральную роль в его концепции просвещения игралопонятие «интерактивность», которая должна была выражаться в свободном,живом и естественном взаимодействии учителя и ученика. Занятия, по мнениюдатского богослова и педагога, следовало проводить в форме диалога, посодержанию доступного для учащейся молодежи. Необходимо также поощрятьдискуссии между всеми участниками обучения. Школа должна стремиться ктому, чтобы человек научился мыслить и делать собственные выводы.Н.
Грундтвиг полагал, что обучение целесообразно строить нахристианской основе с соблюдением главного педагогического принципа:прежде чем начать процесс образования, надо разбудить обучаемого:отказаться от «зубрежки», а вместо этого использовать пение, рассказ, обилиенационального материала, представленного на родном языке. Образованиедолжно приносить практическую пользу и в то же время быть историческим ипоэтическим [88, С. 298-300; 99, С. 68].Во второй половине XIX века планы выдающегося датского педагогареализовались во всех ближайших скандинавских странах.
Больше всехнародных крестьянских университетов было открыто в Швеции. В 1868 году60была открыта первая Крестьянская академия со специально разработаннымкурсом для девушек [176, С. 68]. Целью ВНШ было «научить народправильному пониманию своих прав и обязанностей, пробудить в молодежижелание жить лучшею жизнью и находить в ней высокие идеалы.
Вместе схристианскою верою высшая народная школа старается внушить могучийпатриотизм, основанный на знакомстве с условиями современной жизни иисторией Швеции, научить учащихся уважению к закону и привить стремлениек честной и полезной деятельности», - писала о ВНШ Е.Н. Водовозова [56, С.114].Рассматривая социальные и общественно политические реформы вШвеции XIX века, необходимо обратить внимание на значение народныхдвижений, игравших важную роль в жизни страны. Время возникновения трехклассических течений шведских народных движений – свободноцерковного,трезвеннического и рабочего – приходится на вторую половину XIX века [211,С.
158]. Гиллис Герлиц полагает, что народные движения возникли какпотребность в личных контактах крестьянских жителей, которые векамисоблюдали незыблемый порядок в приходской общине. Как только приходскаяобщина перестала быть центром духовной и культурной жизни в результатепроведенных сельскохозяйственных реформ, произошел распад старинногоуклада семейной жизни. У людей, вынужденных селиться на большомрасстоянии от родственников, соседей, друзей, ремесленных мастерских,церквей, возникало чувство одиночества и изоляции.
По мнению Г. Герлица,хуже всего изоляция воспринималась женщинами, для которых общение внеработы было особенно важным [64, С.52-53]. Женщины собирались на хуторе,чтобы изучать библию или послушать проповедника. Собрания такого родапозволяли крестьянкам быть вместе в организованной форме. Так ониутверждали свое право толковать слово Божье, которое сами могли прочитать вСвященном писании.
Сектантские движения баптистов, пиетистов, позжедвижение пятидесятников во второй половине XIX века организовались внезависимые свободные церкви (Методистская церковь-1876 г.; Шведский союз61миссий-1878 г.; Движение Троицы-1913 г. и др.) [211, С.153-168]. Женскоебиблейское общество (Svenska Bibelssällskapet) было основано в 1819 году.Женщины проводили беседы с молодыми парами, неся «слово Божье» вшведские дома, особенно много внимания они уделяли молодым девушкам изсельской местности, которые, по мнению членов общества, недостаточноусердно и умело исполняли свое предназначение -– стать матерью [243, С.199222].Женщины, стремясь спасти мужей от пьянства, активно вступали вобщество трезвости.
Движение трезвенников, достигнув количественногомаксимума в 1910 году –343 550 членов, приобрело огромное влияние в странеи постепенно распространилось даже на политику. В результате на всейтерритории Швеции во второй половине XIX века была введена «Гётеборскаясистема борьбы с пьянством». Эта система, по мнению С. Меча, ограничилапотребление спиртных напитков в стране и тем самым способствоваланравственному и умственному прогрессу нации [155, С.42-45].Дляукрепленияздоровьянациинужнобылосоздатьсистемуфизического воспитания. В 1813 г. в Швеции был открыт КоролевскийГимнастический институт, где получали образование врачи, занимающиесяфизической подготовкой в школе и армии. С 1864 г.
курсы стали доступны дляшведскихженщин.Первойженщиной-врачом,директороминститута,пионером в области улучшения здоровья женщин стала Каролина Видестрём[356, С.164].В 1870-х годах в Стокгольме и Гётеборге были созданы гимнастическиеобъединения, которые не только разрабатывали систему гимнастическихупражнений, но и организовывали соревнования по другим видам спорта,например, гребле и катанию на коньках.
В 1883 году в Стокгольме был основанклуб катания на коньках для всех желающих. В 1903 году был учрежден«Национальный спортивный союз». Участие в соревнованиях имело, преждевсего, воспитательное значение для населения. Оно давало возможностьпроводить больше времени на свежем воздухе и ставить достижимые цели,62способствовавшие успеху в личной и общественной жизни. Благодаря ПеруХенрику Лингу, чье имя известно во многих странах мира как имя «отцашведской гимнастики», спорт пришел в школу. Девушки начали проходитьспортивные испытания в школе с 1921 г. [430, C. 460- 461].Таким образом, источниковедческий анализ социально-культурной ипедагогической ситуации в Швеции XIX века показал, что:1.Социально-экономические процессы и политические реформы (свободапредпринимательской деятельности для женщин, 1846; правоспособностьнезамужней женщины распоряжаться своим имуществом, 1858; свободаисповедания, 1860; местное самоуправление, 1864; новый уголовный кодекс,1864; свободная торговля, 1865; парламентская реформа 1866) значительноповлияли на положение женщин в шведском обществе.
Труд работающихженщин вне дома во многом изменил традиционные социальные роли в семье,модель взаимодействия между супругами и нормы поведения. Культура и стильжизни буржуазии и рабочего класса, чьи идеалы поведения, нравственныенормы и ценности формировались и складывались в исследуемый период,повлияли на уклад жизни шведской крестьянской семьи, однако не оказализначительного влияния на ее традиционные нравственные ценности.2. Либеральная идеология, а также социальные и демографические процессы,происходившие в Швеции в XIX веке, привели к тому, что школа и народноеобразованиесталисчитатьсяделомгосударственнойважности.Господствующая до того времени организация народной школы, сообщавшаядетям элементарные знания, поставила на повестку дня вопрос об открытиишкол для всех слоев населения: городских жителей, крестьян, рабочих.
Сталаочевидной несправедливость сословной политики в области образования, в томчисле ограничений в области женского образования. Государство выполнялофункцию лишь частичного финансирования, и лишь отчасти контролировалопроцесс преподавания в женских частных школах и пансионах. Открытие школдля девочек происходило во многом благодаря инициативе передовыхшведских женщин (А. Витлок, Е. Кей, А. Рённстрём, А. Сандстрём, Ф.63Рундквист и др.), которые взяли на себя не только организацию школьногодела, но и стремились улучшить качество обучения, исключив БелльЛанкастерскую систему, они применяли свои собственные, новые методыпреподавания.