Диссертация (1146424), страница 40
Текст из файла (страница 40)
Новые инструменты, принятые в ОАГ уже в начале XXI века,устанавливают неразрывную связь между внутригосударственными политическими процессамии общим уровнем регионального развития.Такие структуры, как ОАГ представляют собой прежде всего средство обеспечения диалога,обмена мнениями и выражения политической воли.
Тем не менее ОАГ доказала, что, используясанкции и обеспечивая условия для конструктивного диалога, она выступает также в качествекатализаторамирногоурегулированияполитическихкризисов,противодействуетантиконституционным изменениям в государствах, хотя и не имеет на сегодняшний день всвоем арсенале сформированных эффективных средств противодействия авторитарнымрежимам.В начале 2010-х годов обозначилась тенденция к снижению роли ОАГ в демократическомразвитии региона, по сравнению с предыдущим десятилетием ОАГ сегодня нуждается вразработке конкретных стандартов и процедур в области поддержания демократии. В то жевремя многообразие политических и идеологических взглядов в регионе делает достижениеконсенсуса по большинству проблем практически невозможным, не позволяя оперативнорешать острые кризисные ситуации.Кроме того, политическая и идеологическая поляризация деструктивно сказывается наМАСЗПЧ, которая все же сохраняет решающее значение для защиты прав человека в регионе.ОАГ остается важнейшим экспертным, нормативно-правовым и практическим институтом вэтой сфере.В регионе отсутствует единство в подходах к проблемам безопасности.
Государствамрегиона пока еще не удалось реформировать основные инструменты обеспечения безопасностив регионе, в первую очередь Межамериканский договор о взаимной помощи, но важнымдостижением ОАГ является принятие концепции многомерной безопасности, которая сталаотражением общего подхода государств Латинской Америки к новой международнополитической реальности начала XXI века.134ОАГ аккумулирует значительные финансовые средства и направляет их на реализациюсамых различных программ в области экономического и социального развития, обеспечениябезопасности и политических процессов.
Однако бюджетные ограничения, с которыми ОАГсталкивается уже на протяжении долгого времени, препятствуют разработке и реализацииновых инициатив. Вместе с тем, можно констатировать, что проблематика социальноэкономического развития закрепилась среди приоритетов регионального сотрудничества вначале нового тысячелетия во многом благодаря активной позиции государств ЛатинскойАмерики.В целом оценивая деятельность ОАГ в начале XXI века, надлежит подчеркнуть, чтоэффективность организации как многостороннего объединения недостаточно высока.
Пикрегионального сотрудничества, пришедшийся на 1990-е годы, остался в прошлом. Сегодня напередний план часто выходят исторически обусловленные противоречия, проистекающие изасимметрии потенциалов США и стран Латинской Америки, создавая впечатление, что ОАГпредставляет собой поле для конфронтации Вашингтона, с одной стороны, и совокупностилатиноамериканских государств, которые, однако, никак нельзя назвать однородными, – сдругой. Между тем многосторонность и политический диалог всегда являлись одним изважнейших приоритетов для стран Латинской Америки.
Принцип консенсуса представляетсобой отражение стремления государств учитывать все разнообразие региональных интересов.Страны Западного полушария выступают с различными инициативами, основанными насобственныхнациональныхприоритетах,осуществляютпоискединомышленниковпосредством межгосударственного взаимодействия, чтобы продвигать свои интересы в ОАГ. Врамках специальных рабочих групп, сформированных для решения конкретных задачмежгосударственного сотрудничества, происходит сложный процесс согласования позиций ипоиск общих формул кооперации, целью которой является достижение консенсуса.
Вместе стем традиционно доминирующее положение США в ОАГ определяет ключевую особенностьлатиноамериканской внешнеполитической линии в отношении данного объединения – недопускать его чрезмерного ослабления, при ограниченной активности в деле укрепленияобщеконтинентального органа.135ГЛАВА 3. ОАГ В ГЛОБАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙТрадиционно страны региона были лишены доступа к глобальному регулированию мировойполитики.Регионхарактеризовалсязависимостьюотмеждународнойконъюнктуры,периферийностью развития. В настоящее время этот сценарий успешно преодолеваетсяпосредством реализации двух внешнеполитических стратегий стран Латинской Америки:диверсификации внешних связей и развития интеграционных усилий.Латинская Америка выступает в качестве резерва наращивания влияния, усиливая либоослабляя позиции того или иного региона в зависимости от того, насколько он способенпривлечь к себе интерес.
В свою очередь для Латинской Америки альянс с лидером илигруппойлидеровсовременногомиразначительнооблегчаетвключениерегионавмирохозяйственные связи и заметно повышает возможности отдельных стран и всего региона вцелом в политической сфере.Процессы регионализации, расцвет которых приходится на рубеж ХХ–XXIвв.,приобретают особое значение. Заметная интеграционная активность латиноамериканских странспособствует переформатированию международных отношений в Западном полушарии, чтонеизбежно сказывается на межамериканской системе и на ее ядре – Организации американскихгосударств, – на ее статусе, роли и эффективности.3.1. ОАГ в системе Организации Объединенных НацийПри разработке Межамериканского договора о взаимной помощи и Устава ОАГ странамиЛатинской Америки двигал расчет на то, что союзнические отношения с США обеспечатсущественную финансовую помощь, облегчат региону выход на международную арену,поднимут вес и престиж Латинской Америки, создадут благоприятные условия дляэкономического роста.
Об этом свидетельствовали настойчивые усилия стран регионазафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. Ставился вопрос отом, что межамериканская система должна получить статус полноправного члена в СоветеБезопасности ООН, а также о приглашении Генерального секретаря ОАГ на сессии ООН вкачестве представителя этой системы481. В ходе дискуссии по вопросу о соотношении двухорганизаций подчеркивалось, что ОАГ призвана выполнять на региональном уровне те жезадачи, что ООН осуществляет на глобальном. Это нашло свое отражение в ст. 1 Устава ОАГ,481Сударев В.П. Организация американских государств обретает авторитет. Международная жизнь.
1998. № 6. C.68–74.136где говорится, что ОАГ представляется региональным агентством ООН482, не являясь при этомчастью Организации Объединенных Наций.Термин «региональное агентство» отсылает нас к ст. 52 Устава ООН, которая гласит, что он«ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов дляразрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира ибезопасности, которые являются подходящими для региональных действий»483.В той же статье указывается, что государства – члены ООН, «заключившие такиесоглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия длядостижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашенийили таких региональных органов» до передачи этих споров в компетенцию ООН. Этополностью соответствует так называемой «доктрине первоочередности», под которойпонимаетсяполитикатеоретическогоиполитическогообоснованиярегиональногоразбирательства в рамках ОАГ, проводимая правительством США в отношении рядарегиональных кризисов: например, в отношении операции в Доминиканской республике в 1965году или в отношении «кубинского вопроса», решение которого в рамках Совета БезопасностиООН, где СССР и США обладали правом вето, было практически невозможно.Латиноамериканскими странами признавалось также, что не все проблемы международныхотношений должны решаться великими державами.
«Я убежден, – говорил Генеральныйсекретарь ОАГ Ж. Баэна Суарес, – что наилучшим путем принятия решений являетсядемократия. Если мы верим во внутренний процесс, то мы должны верить и во внешнийдемократический процесс в международной системе. В любом случае невозможно для великихгосударств решать все за всех. Конечно, нельзя преуменьшать важность этих государств намеждународной арене, но, по моему мнению, только разработанное на основе местных решенийурегулирование того или иного конфликта может носить прочный характер»484.В качестве регионального агентства ОАГ обязана информировать Совет Безопасности ООНо своей деятельности, связанной с поддержанием мира и международной безопасности; ОАГ неможет предпринять принудительные меры без санкции ООН. Однако, как показываетрегиональная практика, данное ограничение не распространяется на экономическое эмбарго иразрыв дипломатических отношений.482CharteroftheOAS.URL:http://www.oas.org/dil/treaties_A41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm483Устав Организации Объединенных Наций.