Диссертация (1146424), страница 43
Текст из файла (страница 43)
2008. № 3. C. 47–60; Ее же: Энергетическая составляющая экономической интеграциистран МЕРКОСУР. Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. C. 76–85; Кудрявцева Е.С.Двадцатилетие Mercosur: расположение фигур. Латинская Америка. 2011. № 8. C. 48–55; Лавут А.А. Поисклатиноамериканской модели. Латинская Америка. 2011. № 2. C. 4–21; Ее же: МЕРКОСУР: современный этапразвития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран. Российскийвнешнеэкономический вестник.
2010. № 6. C. 64–74.504Боливарианский альянс для Америк создан в 2004 г., стал альтернативой американскому проекту Зонысвободной торговли Америк, был предложен У. Чавесом в качестве собственного латиноамериканского путиэкономического развития, без влияния США. Этот отказ от неолиберальной модели и демонстрирует решительноеизменение стратегии государств региона.
АЛБА предполагает модель отношений, основанных не на свободнойторговле, а на солидарности, сотрудничестве и обмене товарами и услугами между экономическими иидеологическими союзниками. Однако перспективы данного объединения после смерти своего идейноговдохновителя – У. Чавеса – представляются неоднозначными.Подробнее об АЛБА см., например: Пятаков А.Н.Боливарианская международная система: итоги пятилетия и перспективы. Латинская Америка. 2009. № 11.
C. 38–51; Пятаков А.Н.: Боливарианский и Тихоокеанский альянсы. Два пика интеграционного «марафона» в ЛатинскойАмерике. URL: http://forum.ilhs.info/attachment.php?aid=198144В свою очередь, посредством достижения двусторонних соглашений США стремятсяуменьшить значение региональных объединений Латинской Америки, укрепляющих идеюлатиноамериканского единства.Во-вторых,надлежитвыделитьэкономическийаспект.Именноэкономическиепреимущества, получаемые государствами от участия в многосторонних региональныхобъединениях,способствуютрасширениюинтеграционныхусилий.Причемлатиноамериканская интеграция приносит выгоды и крупным, и малым государствами региона.В то время как США и ЕС продолжают бороться с проблемами, вытекающими из мировогофинансового кризиса, страны Латинской Америки рассматривают свое единство как средствопредотвращения экономического спада505.Принимая во внимание значение экономических успехов для достижения стабильности ипроцветания региона, нельзя отрицать, что латиноамериканская интеграция способствуетпроцессам демократизации.Демократическое развитие и сохранение мира в странах Латинской Америки является однойиз основных целей региональных группировок, так как демократия рассматривается какнеобходимое условие для достижения прогресса.
С одной стороны, приверженность принципамдемократии обеспечивает необходимую стабильность в отношениях государств, способствуямногостороннему сотрудничеству и достижению бо́льшей экономической эффективности, сдругой – учитывая долгую историю авторитарных режимов, диктатур и нестабильныхдемократий, гарантирует определенный уровень международного доверия506.В-третьих, влияние на интеграцию оказывают внутриполитические факторы.
Здесь в первуюочередь имеются ввиду общая внутриполитическая ситуация и усилия национальныхправительств по реформированию экономической и политической системы государств,ориентированные на достижение прогресса. Для государств Латинской Америки характерностремление разрешить социально-экономические проблемы, поэтому региональная интеграцияв данном контексте служит средством обеспечения международной конкурентоспособностиэкономик и повышения уровня жизни населения. Лучшим примером этого может служитьБразилия, чья экономическая динамика и международная активность были существенноувеличены благодаря немалым усилиям политического руководства страны507.Для продвижения политической и экономической интеграции в регионе функционирует рядобъединений. Непосредственно для стимулирования торговых отношений были созданыКарибское сообщество (КАРИКОМ), Андское сообщество наций, МЕРКОСУР и новый505El País Internacional, 3 de Diciembre de 2011.См.: Panagiota B.
Latin-American Integration: MERCOSUR, CELAC and EU-CELAC partnership as a new form ofinter-regionalism. Athens: Institute of International Economic Relations, May 2013.507См., например: Яковлев П.П. Бразилия: поступь восходящего гиганта. Перспективы. URL:http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/brazilija_postup_voskhodashhego_giganta_2010-04-15.htm506145Тихоокеанский альянс. К организациям, ориентированным более на политический аспект, стоитотнести АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК. Несмотря на то что эти группы существенно отличаются отдруг от друга по своим целям и своему потенциалу, ни одна из них не включает США иКанаду508.Активное развитие большого числа субрегиональных структур предполагает созданиеновыхформмежгосударственноговзаимодействияиприводиткнекоторомуперераспределению ролей и полномочий.
Следовательно, ОАГ как общеконтинентальноеобъединение испытывает на себе определенное влияние, оценить которое можно посредствоманализа некоторых особенностей латиноамериканских интеграционных процессов.Новые интеграционные тенденции в регионе не остаются без внимания современныхисследователей. Так, французский эксперт Ж.Ж. Курляндски называет интеграционныепроцессы, протекающие в Латинской Америке, «дипломатическим волюнтаризмом», одно изнаправлений которого состоит в развитии внешнеполитического диалога со странами Азии,Африки и Россией, которые на протяжении нескольких лет стимулируют развитие экономики,и направлены против США и Европы.
Ему вторит испанец Н. Гарсиа Канклини, отмечающий всвоей работе «Латинская Америка в XXI веке», что современные латиноамериканскиеинтеграционные процессы могут в скором времени привести к тому, что набравший силурегион начнет борьбу с США и Европой509.В свою очередь, итальянский исследователь Ж.Л. Гардини обращает внимание на то, чтолатиноамериканский регион пока успешно налаживает контакты с ЕС на основе общих моделейинтеграционногоразвития,ичтостановитсяопределеннымвызовомамериканскимпозициям510.Собственно, уже сами по себе процессы формирования в Латинской Америкисубрегиональных объединений представляют собой шаг к восстановлению равновесия вмежамериканских отношениях и бросают вызов региональному лидерству США.В Латинской Америке насчитывается значительное число многосторонних объединений,которые действуют в различных областях межгосударственного взаимодействия.
Каждоегосударство региона входит в состав нескольких разнообразных конфигураций и комбинацийгосударств.Основополагающейособенностьюлатиноамериканскойинтеграцииявляетсяеенеоднородность: отсутствует определенное распределение функций и четкое представление обо508Meyer P.J. Organization of American States: Background and Issues for Congress. Washington DC: CongressionalResearch Service, January 23, 2014.509Виноградова Е.
Ливия и страны Латинской Америки. Мир и политика. 2012. № 9. URL:http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m9-2012/16508-liviya-i-strany-latinskoy-ameriki.html510См.: Gardini G.L. Latin America in XXI Century: Nations, Regionalism, Globalization. London, New York: ZedBooks, 2012.146всей региональной архитектуре в целом. Так, МЕРКОСУР создавался для продвиженияэкономического сотрудничества, однако достижение экономических целей невозможно безобращения к политическим аспектам.
АЛБА появился в качестве альтернативы американскоймодели развития экономики региона, но, по сути, представляет собой политический проект,ориентированныйбольшенакооперацию,чеминтеграцию.АЛБАотрицаетидеиВашингтонского консенсуса и обращается к социальным аспектам взаимодействия государств.УНАСУР стал продолжением процесса координации политики между странами ЮжнойАмерики, который берет свое начало в 2000 году, когда в Бразилии состоялась встреча главгосударств региона. Учреждение СЕЛАК отражает потребности региона в сотрудничестве иразвитии, основанных на стремлении к многополярности и желании дистанцироваться отСША511.ФактическиполитическоесотрудничествовЛатинскойАмерикезародилосьсформированием региональных и субрегиональных парламентов, в том числе созданных сучетом этнических и географических характеристик512.До недавнего времени наиболее значимым политическим форумом в Латинской Америкебыла Группа Рио.
Для пришедших к власти во второй половине 1980-х годов новыхполитических элит, осознававших ограниченность своего влияния в условиях, когда реальныерычаги власти сохранялись в руках вооруженных сил и политических кругов, опиравшихся наавторитарные режимы, разработка механизмов сотрудничества в области защиты демократииимела принципиальное значение. Основанная в 1986 году в результате слияния двух групп,консолидирующих усилия, направленные на реализацию мирного процесса в ЦентральнойАмерике в 1980-е гг. – Контадорской группы в составе Венесуэлы, Колумбии, Мексики,Панамы, и группы поддержки Контадорского процесса, объединившей Аргентину, Бразилию,Перу и Уругвай, Группа Рио стала механизмом политических консультаций и коалиционнойдипломатии ведущих латиноамериканских государств.Проблема безопасности демократических систем была внесена в повестку дня ОАГ вомногом благодаря именно усилиям Группы Рио, и, как отмечают авторы коллективноймонографии «Латинская Америка в современной политике», это был «тот достаточно редкийслучай, когда дискуссии проходили в обстановке действительно конструктивного изаинтересованного диалога и сопровождались поисками путей обеспечения политическойстабильности в регионе» 513 .