Автореферат (1146341), страница 4
Текст из файла (страница 4)
были созданы новые институтыуправления Западным краем. В 1831 г. был образован Комитет по деламзападных губерний (далее – КЗГ), возглавленный председателем Комитетаминистров и включавший всех ключевых министров. Вплоть до закрытия вначале 1848 г. в КЗГ рассматривалось и решалось большинство вопросов,связанных с беспоместной шляхтой. Журналы комитета и приложения кнему, а также резолюции Николая I являются ценными источниками,которые позволяют уяснить представления высших сановников о сословномустройстве империи, проанализировать подходы, практиковавшиеся приформировании политического курса на западных окраинах.
Разработкаконтуров вновь образуемого сословия граждан и однодворцев западныхгуберний и подготовка «именного» указа 19 октября 1831 г. о созданиясословия западных однодворцев подробно отражены в материалах комитета(Ф. 1266). Источниками для изучения реализации этого указа служатдокументы министерств финансов 48 , внутренних дел 49 и юстиции 50 .В центральных и региональных архивах Белоруссии, Литвы и Украиныхранятся материалы, позволяющие детально изучить процесс исполнения наместах законодательных инициатив имперского центра, реконструироватьвзаимоотношения различных акторов. В этих целях были использованыглавным образом сведения из фондов канцелярии Киевского военного,подольского и волынского гражданского генерал-губернатора 51 иПодольского губернского правления 52 .48РГИА.
Ф. 561 (Департамент разных податей и сборов).РГИА. Ф. 1284 (Департамент общих дел).РГИА. Ф. 1405 (Департамент Министерства юстиции).51Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киев. Ф. 442.52Государственный архив Хмельницкой области. Ф. 127.495012С образованием в 1837 г. Министерства государственных имуществ(далее – МГИ) заведование сословием однодворцев было возложено на этоведомство. В архивных фондах РГИА, относящихся к этому министерству 53и Пятому отделению императорской канцелярии 54 , хранится более сотни дел,посвященных текущему администрированию, разработке планов поземельному обеспечению и переселению однодворцев.Благодаря развернувшейся в 1840-х гг. межведомственной борьбе междуМГИ и МВД в отношении преобразования управления однодворцами,активизировался сбор сведений о беспоместной шляхте и обмен мнениямимежду генерал-губернаторами и центральными властями по вопросу оматериальном обеспечении однодворцев.
Образовавшиеся в ходеобсуждений документальные источники позволяют оценить действенностьмероприятий властей по созданию нового сословия. С закрытием КЗГкоординирование вопросов, связанных с администрированием однодворцев ибеспоместной шляхты, перешло к Комитету министров (РГИА. Ф. 1263).После реформы 19 февраля 1861 г. и Январского восстания 1863 г. вполитической повестке дня, касающейся однодворцев и «бывшей польскойшляхты», появляются вопросы ликвидации этих сословных категорий иадминистративного включения их в состав «обществ сельских и городскихобывателей». Решения этих важнейших, а также сопутствующих вопросов,таких как землеустройство мелкой шляхты, разрабатывались в Главномкомитете об устройстве сельского состояния (Ф.
1181), Западном комитете(Ф. 1267), Земском отделе МВД (Ф. 1291) и МГИ (Ф. 385).Практическая значимость исследованияМатериалы и выводы настоящей работы могут быть использованы длянаписания статей и монографий, разработки учебных курсов и пособий поистории Белоруссии, Литвы, Украины, по истории сословного строяроссийского государства, по проблемам правительственной политики взападных пограничных областях Российской империи.Основные результаты исследования и положения, выносимые назащитуНа защиту выносятся следующие сформулированные в ходеисследования выводы и положения:–Правовой институт шляхетства с исчезновением польско-литовскогогосударства де-юре прекратил свое существование.
Однако, ставподданными российских монархов, представители старопольскогонобилитета, включая и безземельную шляхту, де-факто сохранили статусвысшего сословия. Указами 1795 и 1800 гг. шляхтичи должны былиподтвердить свою принадлежность к дворянству на основании российских53РГИА. Ф. 381 (Канцелярия; Совет министра госимуществ); Там же.
Ф. 384 (Второй департаментгосударственных имуществ).РГИА. Ф. 1589.5413законов (норм Жалованной грамоты дворянству 1785 г.). До 1831 г. дляпользования дворянскими правами в полном объеме было достаточно бытьпризнанным в дворянстве депутатским собранием, состоящем из уездныхдепутатов во главе с губернским предводителем дворянства.–В 1800-е гг. в правящих кругах рассматривались две модели включенияшляхты в социальную структуру империи: 1) кооптация целой группы путемзаконодательного признания ее привилегированного статуса; 2) интеграция вряды российского дворянства каждого шляхтича в индивидуальном порядке(в случае представления доказательств, соответствующих требованиямимперского законодательства).
В итоге, предпочтение было отдано второймодели, по которой принадлежность к дворянству должна быларегулироваться исключительно российскими законами.–Мероприятия первой трети XIX в. по «разбору» шляхты проистекалииз идей «полицейского государства» – убежденности бюрократии внеобходимости упорядочения и регламентации социального пространства.До 1831 г.
власти не стремились к сокращению численности мелкой шляхты.Цель начатого в 1816 г. «разбора» заключалась в фиксации численности«настоящих» шляхтичей путем перерегистрации тех, кто был записан в числошляхты сразу же после включения польских территорий в состав империи.Таким способом власти пытались ограничить «несанкционированный» ростколичества шляхты за счет «самозванцев». Только после того, как в конце1830-х – 1840-х гг. в результате пересмотра резолюций о признании вдворянстве, принятых депутатскими собраниями, сотни тысяч шляхтичейбыли исключены из дворянства можно говорить о понижении их в правовомстатусе. В 1826–1830 гг.
для шляхтичей без доказательств дворянствапредусматривались худшие меры (запись в крестьяне, мещане илидобровольно-принудительная служба), чем после Ноябрьского восстания,когда для этой категории было создано сословие однодворцев и гражданзападных губерний.–На протяжении всего рассматриваемого периода в высшихправительственных кругах при обсуждении шляхетского вопроса всегдасуществовало несколько точек зрения, которые можно условносгруппировать как: 1) умеренные, направленные на сохранение илиосторожное изменение статуса мелкой шляхты, и 2) радикальные,нацеленные на существенное ограничение прав или ликвидацию еепривилегированного положения.
В 1800 г. их выражали соответственно 3-й и1-й департаменты Сената; в 1807–1809 гг. – большинство членов Еврейскогокомитета, с одной стороны, и генералы А.А. Аракчеев и М.М. Философов, сдругой; во второй половине 1820-х гг. Сенат единогласно поддержал планминистра финансов Е.Ф. Канкрина, отклонив, таким образом, проектгенерал-губернатора Н.Н.
Хованского, который был одобрен министромвнутренних дел В.С. Ланским; в 1831 г. Комитет западных губернийпротивостоял гродненскому губернатору М.Н. Муравьеву, пользовавшемусяподдержкой Николая I; для 1840-х гг. эту оппозицию мнений представлялиминистр госимуществ П.Д. Киселев и киевский генерал-губернатор14Д.Г. Бибиков; после 1863 г. – виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьеви министр внутренних дел П.А. Валуев.–Сословнаяконцептуализациясоциумалежалавосновеправительственных проектов по преобразованию шляхетской массы, а такжемер в отношении лиц, не включенных в сословие однодворцев и гражданзападных губерний.
Использование властью института сословия носилоинструментальный характер и служило способом объективации адресатовправительственных мер. В случае с однодворцами и гражданами «сословие»представляло собой административно-фискальную категорию, искусственносозданную государством для не признанных Герольдией в дворянствешляхтичей, которые принадлежали к разным социально-экономическимгруппам. С изданием в 1832 г. IX-го тома Свода законов «О состояниях» вРоссийской империи была законодательно оформлена четырехчастнаямодель организации общества, включавшая четыре «состояния» (группынаселения, положение которых в общественной иерархии определялосьправовым статусом) – дворян, духовенство, городских и сельскихобывателей.
Поскольку центральная власть перестала молчаливо признаватьза мелкими шляхтичами де-факто дворянский статус, в сословной иерархииимперии для тех из них, кто не мог доказать дворянства в Герольдии,оставалось лишь место в широкой категории сельских и городскихобывателей.–Весомым фактором, влиявшим на формирование и проведениеполитики, являлся ведомственный сепаратизм, наиболее ярко проявившийсяв разделении между двумя министерствами управления однодворцами в1840-х гг.
Это обстоятельство сказалось на реализации поставленнойвластями задачи по «слиянию» шляхтичей с крестьянской массой.Вхождение живших на казенных землях однодворцев в состав обществгосударственных крестьян и подчинение их сельской администрации создалоблагоприятные условия для их культурной ассимиляции в крестьянскойсреде.Апробация результатов исследованияОтдельные части работы обсуждались в департаменте истории НИУВШЭ − Санкт-Петербург и на диссертационных семинарах факультетаистории Европейского университета в Санкт-Петербурге.