Диссертация (1145234), страница 49
Текст из файла (страница 49)
Именно персонификация иоказалась той мерой, в которой микрокосм и макрокосм подали друг другу руку, возвели184мост между мирами.Русский космизм в модусе аксиологии. Современное кризисное состояние мировогосообщества, с одной стороны, а с другой, – достижения в области геронтологии, медицины ибиотехнологий, закономерно вызывают большой общественный резонанс и необходимостьмногогранного философского осмысления проблем эволюционных перспектив человека,базовых констант его бытия, включая как жизнь, так и смерть, раскрытия его творческогопотенциала в детском и взрослом состоянии, поиска альтернативных культурно-духовных ицивилизационных путей развития человечества.Интерес к ценностям из философии неустраним.
Более того, он, во многом, являетсяконституирующим признаком философского мышления. Невозможно жить, трудиться,растить детей, осуществлять исследования без поиска ценностных ориентиров, не базируясьна основных философских категориях, не проясняя и уточняя понятия жизненно важные вовсе возрастные периоды человеческой жизни. Именно такими базовыми понятиями являютсяпонятия «культуры», «бытия» и «творчества». Эти понятия наполняются человекомэкзистенциальным и драматическим содержанием как в пору становления, взросления, так ив пору угасания, когда человек стремится подвести итог всей своей жизни.Аксиологический дискурс возник, как известно, в условиях кризиса классическойзападной философии, которая традиционно делилась на теоретическую и практическую,этика относилась к последней.
Аксиология пыталась занять место онтологии (метафизики)как нового теоретического фундамента философии. Если обратиться к истории философии,то Платон и Аристотель ценность приравнивали к совершенству, которое причастно самомубытию. Степень совершенства какого-либо вида, либо индивида полагалась в качестве ихвнутренней«бытийной»,онтологическойценности.Ценностнаяиерархиясуществмыслилась как их онтологическая иерархия.
Добро, внутренне связанное с истиной икрасотой (античный идеал калокагатии, т.е. прекрасно-добро-сущего) наделялось атрибутомсуществования в отличие от зла, мыслимого как меньшее добро, как вид невежества. Вплатоновской традиции ценность никак не зависит от оценивающего существа. Оценки, также как и заблуждения могут быть ошибочными, неистинными. Линия Аристотеляутверждает зависимость ценности от бытия оценивающих людей. Оценивать способенчеловек как «символическое существо» (Э. Кассирер), именно он предаёт мирудополнительное символическое измерение.Аксиологическое поле русского космизма весьма широко, многообразно, о чём мыуже сказали выше. Русский космизм может быть рассмотрен как вид проективнойметафизики: выявляя предельный опыт бытия, он настаивает на понимании «внутреннейценности» человека.
Именно мудрость предполагает действие в соответствии с высшими185ценностями и целями человеческой жизни. Интерес к мудрости связан с потребностьюпреодолеть недоверие, понять современным человеком подлинность своего бытия в мире.Если первоначально бытие трактовалось как некая данность, первоэлемент, первостихия,отсылающая нас к архаическому первоистоку, то позднее бытие становится синонимомсобытия, со-бытия. Бытие начинает ассоциироваться с понятием подлинного. В западномобществе эта тема была заявлена и существенно прояснена Э. Фроммом в заострении имдихотомии «быть или иметь», где сытая обустроенная жизнь в комфорте была заостреннопротивопоставлена подлинности существования.Если Культура выступает метафорой Высших ценностей, то сама ценность зачастуювыступает метафорой человеческой свободы.
В мире ценностей на первое место выступаетидея свободы личности, идея выбора. Прав Н.З. Чавчавадзе, когда пишет: «Пока человекнаходится во власти потребности, говорить о свободе нечего. Он должен в той или иной мереосвободиться от этой власти, преодолеть свое подчинение потребностям, стать выше них…Свобода человека есть всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высшихценностей и борьба за их осуществление»1 Продолжая мысль Чавчавадзе, хочетсяподчеркнуть, что освобождение от власти низших ценностей есть сложный, зачастуюмучительный процесс самовозвышения, творческой работы над собой.Понятие парадигма прочно вошло в научный оборот с легкой руки Г. Куна,отстаивавшего понятие «научной революции», как смены парадигм.
По аналогии с понятием«научная парадигма» вполне допустимо применить понятие «ценностно-ориентационнаяпарадигма». Ценностно-ориентационная парадигма – это интегративная система ценностей,принимаемая большинством социального или профессионального сообщества. В настоящеевремя в связи с необходимостью развития корпоративных культур, можно говорить также ио корпоративных ценностно-ориентационных парадигмах.Историю духовной жизни общества можно рассмотреть как историю сменыценностно-ориентационных парадигм. Понятие «система ценностей» также может бытьконкретизировано с социокультурных позиций как эквивалент понятия «ценностноориентационнаяпарадигма».Ивтом,идругомслучаеречьидетотонкойсбалансированности должного и сущего, актуального и потенциального, виртуального ипроявленного… Ценностно-ориентационная парадигма фиксирует некую меру готовности,решимости к изменению мира и себя в нем, некую готовность к сопоставлению модусовсобственного бытия.Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что ценностно-ориентационная1Чавчавадзе Н.З.
Культура и ценности. – Тбилиси, 1984. С. 29-30.186парадигма во многом задает некую тональность культуры, ее строй, ее лад.Ценность связана с интересами людей через систему разделения труда иповседневность, через личностные и корпоративные связи, через типы художественного илиобразовательного рынка, через взаимодействие определенных традиций и политических исоциокультурных институтов.Ценность, как правило, не апеллирует к повседневным интересам, а только кинтересам выживания определенного социального слоя, группы, корпорации, страты, и,наконец, общества и человечества. Мыслители-космисты, писатели-фантасты расширяютсферу ценностных миров до всей Вселенной, Космоса, Галактики (И.
Ефремов).В ценностно-ориентационной парадигме современности большая роль отводитсянауке и связанным с ней институтам. Важную роль играет рациональное целеполагание,рациональная мотивация человеческой деятельности. Наука также – это напряженноепреодоление заблуждений на пути истинного знания.Именно с развитием науки, изменением ее доли в производительных силахсовременности связан переход общества к новым технологическим укладам. Пафосомгнозиса, пафосом познания мира переполнены самые дерзновенные страницы русскогокосмизма.
Наука является стратегическим полигоном столкновения нового и старого,традиционного и современного, инновационного и консервативного.Однако в современном мире существуют процессы, которые невозможно описатьлишь классическими средствами, можно говорить о становлении пост, или неклассическойценностной парадигмы.Большой интерес представляет история и практика становления антропокосмическойпарадигмы. Становление этой ценностной парадигмы в обществе, ее распространениевызвало к жизни появление новых концептуальных моделей культуры, искусства,образования, уяснение нового статуса этики.
Большое распространение получили моделиэкологического и ноосферного образования.Каждая из перечисленных парадигм сыграла большую роль в становлении, развитии ижизни человеческой культуры. Однако ценностно-ориентационные парадигмы не находятсяв жестко-однозначном соответствии с культурой, их породившей. Зачастую мы встречаемсяс миром ценностей, как бы живущим своей обособленной жизнью, спонтанной инепредсказуемой, то забегающим вперед в будущее, то мучительно обращенным в прошлое.В культуре представлены различные виды и типы описания ценностей.
Наиболееглубоко подвижность и динамика ценностных ориентаций показана в диалогах Платона, апозднее в работах неокантианцев.Большой интерес в современном мире представляет поиск форм и способов187построения ценностно-интегративных парадигм. При этом особую значимость представляетпоиск оснований для заявленной интеграции: будет ли это интегративно-ценностнаяпарадигма на основе науки, искусства, красоты, религии или политической власти в качествеобъединяющего базиса. Социолог А.Г. Здравомыслов высказал интересную, хотя, конечно, ине новую мысль о том, что нравственность является своеобразной формой интеграцииценностей1, т.к.
именно спонтанно развивающиеся в обществе нравственные ценности,включая нормы, образцы поведения и т.д. пронизывают собой все роды человеческойдеятельности. Нравственные мотивы, ценности пронизывают собой всю сферу науки,искусства, образования. Именно в духовно-нравственном опыте взрослого человекаполучают своеобразное преломление, сплав, интеграцию высшие ценности человечества.Именно здесь происходит встреча высших начал бытия с индивидуально-неповторимым всудьбе каждого человека. Рассмотренные в этом аспекте мораль и нравственность являютгрань, которая часто декларируется, но не всегда отчетливо видна: мораль и нравственностьпринципиальновнеинституализированы.Работаянабескрайнемполенетолькомежчеловеческих отношений, но и отношений «человек-природа», «человек-Вселенная»,нравственность исходит из самых глубин человеческого духа.