Диссертация (1145210), страница 51
Текст из файла (страница 51)
Впоследствии, некоторые элементыновой идеи (и новой культуры) навсегда сохраняются вядре всей системыколлективного сознания цивилизации и оказывают влияние на общественный ииндивидуальный менталитет, поведение людей.Такая культурная наследственность ламаркианского генетического типанаправлена на отбор и усвоение только той информации или, иначе, только техидей, которые обеспечивают, по крайней мере, не ослабление системы. То естьзакрепляются только те связи, признаки или свойства, которые не увеличиваютэнтропию всей системы.Вновь образованные уровни и связи являются наиболее сложнымиструктурными элементами и потому впоследствии оказываются наименееустойчивыми и слабыми звеньями всей структуры социокультурной системы и еёколлективного сознания. Поэтому при ослаблении её вследствие каких-либовнутренних или внешних воздействий именно эти компоненты, связи исоответствующие им социальные группы разрушаются в первую очередь.Причиной ослабления и разрыва связей в системе, а затем угасания, упадка и251гибели культуры является снижение количества циркулирующей в обществеинформации до значений ниже порогового уровня.
Это может происходить из-за:- падения количества создаваемой новой информации;- сокращения количества или закупорки существующих внутренних каналовкоммуникации вследствие их физического или морального износа, что приводит ксокращению или невозможности поступления информации и снижению скоростиеё циркуляции;- увеличения количества информации, поступающей извне от другихсоциокультурных систем и вытесняющей из оборота внутреннюю информацию,поддерживающую существование потока собственной культурной традиции.Вопрос о том, являются ли эти или иные подобные причины случайными илиже закономерными событиями в истории культуры, автоматически возникаетвсякий раз при попытках моделирования социокультурных событий.
Ещё Л.Троцкий, оппонируя Н. Кондратьеву, утверждал случайность экономическихспадов и подъёмов на великом пути к коммунизму. Представляется, однако, чтотакая постановка вопроса не совсем точна, поскольку, похоже, не имеет решения втерминах стационарных систем. Но с позиций неравновесной термодинамики итеории множеств оказывается, что процесс, аналогичный гибели культуры, можнорассматривать как закономерно случайный или, иными словами, обязанныйзакономерно возникающей случайности.Случаев полной и окончательной гибели той или иной культуры известнонемного: к ним можно отнести, пожалуй, культуру Древнего Египта, Иудейскогоцарства, Византии, империй инков и майя.
При этом, как писал Я. Ассман, чащевсего, за редкими исключениями, как в случае с южноамериканскими индейцами,это был «результат не физического уничтожения, а коллективного культурногозабвения».Термин «культурное забвение» имеет при этом вполне определённыйфизический смысл. При снижении значения количества новой информации,создаваемой в социуме в единицу времени (которую в дальнейшем будем называтьинформационным потенциалом), ниже порогового значенияначинается252экспоненциальный рост энтропии в социуме, сопровождающийся разрушениеминформационной структуры информационного ядра, которое лежит в основеданной культуры.
На практике это означает вначале размывание, а затемисчезновение моральных и этических принципов, поведенческих императивов ипрочих идеальных установок, выработанных данной культурой и скреплявшихсоциум в единое целое. Общество в буквальном смысле забывает те принципы,факты и идеи, которые лежали в основе образования системообразующих связей.Эта интерпретация следует из так называемой теоремы Гиббса, согласнокоторой требование максимума обобщенной энтропии при ограниченном запасенекоторых ресурсов равносильно требованию минимума потребления системойэтих ресурсов при соблюдении ограничения, что степень структурированностисистемы (выраженная значением обобщенной энтропии) должна быть не ниженекоторого порога.
Проще говоря, это означает, что для информационных систем,которые по самой своей природе имеют иерархическую структуру, существуетнижний предел прочности и сложности организации, определяемый количествомсвязей внутри системы и ресурсами окружающей среды.Пока количество ресурсов способно удовлетворить рост и усложнениесистемы (количественное и качественное), она способна расти. В противном случаесистема спонтанно переходит в новое, более простое состояние, для которогопотребление ограничивающих рост ресурсов минимально в пределах, задаваемыхстепенью структурированности системы.
Это означает, что поскольку, например,при отсутствии роста населения невозможно дальнейшее усложнение структурысистемы, а другие способы роста почему-либо оказываются неэффективны, вкакой-то момент происходит её лавинообразное разрушение как следствиевоздействия незначительного случайного фактора.Частное подтверждение применимости предельной теоремы Гиббса ккультурным процессам предложено С. Гомаюновым, где автор на примере историикультуры России приходит к выводу, что для крупных территориальных структурсуществует предел культурного дробления, ограниченный традиционнымикультурными центрами, имеющими смысл исторически стабильных региональных253образований 204.
В том случае, когда этот предел не переходится, т.е., заметим мы,региональные культурные центры, содержащие базовую информацию исходнойкультурообразующей идеи, не разрушаются, исходный культурный комплекссохраняется и имеет возможности для возобновления дальнейшего роста ирасширения.В случае плавного снижения информационного потенциала системывозможно возникновение более благоприятной для большинства населенияситуациигомеостаза.Онаобычноописываетсявантропологическихисследованиях небольших по численности (порядка нескольких тысяч человек)сообществ, обладающих минимально устойчивой сложностью структуры - вбольшинстве своём близких по своему устройству к первобытным.
Системасоциальных связей и ролей в таких сообществах стабильна, а социальные функциина всех уровнях общественной организации заморожены.Приравенствемеждувосполняемымиестественнымиприроднымиресурсами и их потреблением такое положение теоретически может длиться скольугодно долго, нарушаясь только существенным внешним воздействием –природного (катастрофическим изменением климата или ландшафта, нарушениемили обрывом пищевых цепочек, эпидемией и т.п.), либо культурного типа(появлением по соседству или вторжением иного, более мощного инокультурногосообщества, претендующего на новые территории и ресурсы). Такое состояние вопределённом смысле сравнимо с состоянием упадка, поскольку творчество исозидание в этих условиях социально опасны, а потому находятся под запретом.Период увядания культуры фактически длится с момента перелома последостижения максимума развития (инерционная и обскурационная фаза, или фазацивилизации по Л.
Н. Гумилёву) и до достижения ею нижнего порогового значенияинформационного потенциала. Это самая длительная фаза в истории общества.Приближение к нижнему порогу устойчивости системы ощущается и осознаётся вобществе как социальный, политический, культурный и экономический кризис.Гомаюнов С.А. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. —1996. — № 1. — С.55–63.204254Именно в это время становится возможным рождение новой культуры присоблюдении тех условий, о которых говорилось выше.Состояниенижепороговогоуровняинформационногопотенциаласоциокультурной системы является необратимым. Переход через нижнийструктурный предел приводит к лавинообразному разрушению всей системы и еёинформационногоядра,включаябазовуюидеологему,исчезновениюсоответствующей духовной культурной среды и, как следствие, титульного этноса.Поэтому достижение ею этой фазы фактически означает, что территория,занимаемаятакойсоциокультурнойсистемой,являетсясвободнойдляперемещения сюда или зарождения здесь совершенно новой или иной культурнойсистемы и создания обновлённой культурной среды.
Асимптотой, то естьпредельным значением, нижнего порога является величина I0 - постояннаясоставляющая общего количества информации.На практике это означает, что система совершает необратимый переход вболее низкое функциональное состояние или разрушается в том случае, когдапрежний информационный базис не в состоянии обеспечить создание новойинформации в обществе. Такая точка перехода в иное качественное состояние накривой эволюции состояний системы обычно называется точкой фазовогоперехода, или точкой сингулярности, или точкой не-вероятности.
Последнийтермин означает, что состояния системы в области фазового перехода имеютничтожную вероятность. Кроме того, надо понимать, что под точкой перехода насамом деле подразумевается некий промежуток времени, порядок которогообычно сравним со средней продолжительностью человеческой жизни.В случае достижения точки сингулярности единственным энергетическимресурсом,которыйсистемаможетнаправитьнаподдержаниесвоегосуществования, является её внутренняя энергия, то есть исходная информация I0.Система начинает «поедать» сама себя и гибнет.В случае, когда система достигает такого более низкого уровня строениясоциокультурной системы и социальной организации общества, который255обеспечивает её существование в окружающей среде, разрушение можетостановиться205.Наличие нижнего предела существования социокультурных систем наводитна предположение о верхнем пределе, так же ограничивающем сложность всейструктуры, но сверху.