Диссертация (1145189), страница 81
Текст из файла (страница 81)
Очевидно, что форма 283поскольку она формамногообразия - изменяется всякий раз, как изменяется само многообразие (хотя и может повидимости оставаться той же формой), поэтому именно изменения в чувственном опыте (содной стороны) и в многообразии (с другой) вызывает завершение эстетического опыта.Рассмотрим более детально каждый из этих моментов.Несложно допустить несколько возможностей того, каким образом может завершиться опыт.Во-первых, он может завершиться, если он прекращается (чувственный опыт лежащей передомной ручки прекратится, если эту ручку кто-то унесет). Во-вторых, чувственный опыт можетизмениться в том случае, если он заменяется на какой-либо иной опыт (вместо чувственногоопыта ручки у меня складывается интеллектуальный опыт).
Если обратиться к тому различию,что чувство активно, а чувствительность реактивна, то допустимо, в-третьих, и то, чточувственный опыт может измениться в том случае, если он останавливается под действиемопытачувствительности(вместочувственногоопытаручкиуменяскладываетсячувствительная реакция на нее).Если обобщить названные возможности, то можно сказать, что эстетический опыт можетзавершаться, если (а) действие опыта прекратилось (прекращение) если (б) действие опытазаменилось (замещение) и если (в) действие опыта остановилось (остановка). Все эти триварианта представляют собою завершение опыта по внешней для чувственного опыта причине:из особенностей складывания самого опыта лежащей передо мной ручки никак не следовало,что опыт ручки будет заменен на иной опыт или остановлен под воздействием реакции на него.Однако вопрос о завершении эстетического опыта подразумевает поиск причины, внутреннейдля самого опыта.
Если назвать завершение по внутренней причине исчерпанием, то вопрос озавершении эстетического опыта следует скорректировать: существуют ли основания для того,чтобы эстетический опыт был исчерпан?Полагаю, что для ответа на этот вопрос поможет обращение ко второму моменту основаниячувственного опыта, т.е. ко многообразию, и тут обнаружится несколько иная картина. Мы ужевидели, что в трех разных смыслах речь шла об удержании многообразия:в одном(эстетическое отношение) речь шла о выхваченности формы многообразия,в другом(эстетическое событие) - о связанности формы многообразия, в третьем (эстетический эффект)- о захваченности формы многообразия.Каждая из трех форм удержания подразумевает формирование единичного, но с различнымиданностями (единичное, данное как общее, как частное и как единичное).
Это различиепозволяет в то же время обратить внимание на различие в отношении к многообразному вэстетическом опыте. В самом деле, выхваченность, связанность и захваченность отличаютсямежду собою именно на том основании, что первое подразумевает общее в отношениимногообразного, второе - частное, третье - единичное.
Для выхваченности в эстетическом284отношении важно держаться общего: именно потому, что выделяется одно, затем другое,образуясоединениедругсдругом,начинаетсясамэстетическийопыт,иименноформированием единичного как общего завершается складывание эстетического отношения.
Всвою очередь, для связанности в эстетическом событии важно держаться частного: уже невыделение одного, а затем другого составляет суть эстетического события, а именно отличиеодного от другого, т.е. разъединение , и формированием единичного как частного завершаетсяскладывание эстетического события.
Можно сказать, что интригой, т.е. интенсивностьюнапряжения (а опыт как испытывание -это крайне интенсивный вариант опыта) дляэстетического отношения является то, как одно соединяется с другим, формируя общее, дляэстетического же события этой интригой выступает то, как одно отделяется от другого,формируя частное.Наконец,интригой эстетическогоэффекта являетсяпарадоксальнаяединичность, т.е. для захваченности в эстетическом эффекте важно формирование единичногокак единичного.
При этом не стоит забывать, что и отношение, и событие, и эффект - каждыйиз этих моментов строения со стороны переживания представляет собою переход от общегочерез частное к единичному. В таким случае, несмотря на то, что соединение, разъединение иприсоединениеявляютсясопутствующимимоментамискладываниявсехтрехформэстетического опыта, все же основным для отношения является соединение как моментэстетического переживания, для события - момент разъединения, для эффекта - моментприсоединения.Таким образом, если принять все это во внимание, то не сложно увидеть, что все тривариантаудержаниямногообразногооказалисьисчерпанными:одномногообразноеудерживается как общее (выхваченность единичного как общего), другое -как частное(связанность единичного как частного), третье - как единичное (захваченность единичного какединичного).Несмотря на то, что эта исчерпанность имела дело с многообразием, все же не всякоемногообразие связано с опытом (как испытыванием). Следовательно, должно быть основаниедля исчерпанности и в самом опыте (если его понимать как опыт эстетический в активной егосиле).
Ранее отмечалось, что активное эстетического опыта тем отличается от реактивного, чтов нем имеет место связь между действием и его возможностью. Теперь же нетрудно увидеть,что ровно в том же смысле, в каком мы говорим о трех типах удержания многообразия, следуетговорить и о трех типах связи между действием и его возможностью.
В самом деле,эстетический опыт испытывается в том смысле, что в нем, во-первых, имеет место общееотношение действия и его возможности: само действие опыта вступает в отношения общего сеговозможностями (общее,т.е.соединениемежду действиеми его возможностями);эстетический опыт, во-вторых, испытывается еще и в том смысле, что в нем имеет место285частное отношение действия и его возможности: само действие опыта вступает в отношениечастногосеговозможностями(частное,т.е.разъединениемеждудействиемиеговозможностями); наконец, эстетический опыт испытывается и в том смысле, что в нем имеетместоединичное отношение между действиеми его возможностями:действие и еговозможности определяются единичными отношениями (единичное, т.е.
присоединение общегои частного действия и его возможностей).Как действие и его возможности, так и многообразное (и его удержание) являютсянеобходимымичертами эстетическогоопыта(первое -посколькуонопыт,которыйиспытывается; второе - поскольку он эстетический, который связан с формой многообразия),поэтому именно в них следует искать основание для исчерпанности опыта.Эстетический опыт приводит к исчерпанности в том случае, если исчерпываются все тритипа связи между действием и его возможностью (т.к.
это опыт) и если исчерпываются всетри варианта удержания многообразного (т.к. он эстетический). При этом необходимо,чтобы и то, и другое сошлось в единой точке, что и есть эстетический эффект в егозавершенности.Таким образом, испытывание эстетического опыта в том или ином случае приводит к егозавершению в одном из его четырех вариантов.Начавшись как простое отношение в виде выхваченности, эстетический опыт проходит всесвои моменты, приводя в конечном счете, к своему завершению в виде захватывания формымногообразного, т.е.
формирования единичного как единичного, данного в его присоединении.Многообразное прошло через все свои три варианта его удержания, единичное сформировалосьименно таким единичным, которым оно и должно быть - единичным как единичным, сколь быпарадоксальным это единичное ни было бы. Эту точка завершения эстетического опыта третья эстеза, т.е. единичное как единичное, являет собою кульминацию эстетического опыта(но не его целью, поскольку опыт понимается как испытывание). Эстезу эстетического эффектаможно сопоставить с тем, что в истории эстетики получило наименование катарсиса. Однакоесли и имеет смысл вводить понятие катарсиса для указания на завершение эстетическогоопыта, то только для того, чтобы подчеркнуть, что катарсис подразумевает прохождение повсему строению здания, из чего следует, что катарсис случается в активной силе эстетическогоопыта, а не реактивной; катарсис в пределах эстетической реакции невозможен. Однако привсей схожести этих двух понятий,в первомслучае существенным является то, чтоэстетическому опыту не просто свойственна кульминация, а то, что она выражается впроизводстве собственного содержания - единичного.286B) Следы завершения эстетического опытаНо есть другой важный аспект, который нельзя упустить при вопросе о завершении опыта.Дело в том, что завершение эстетического опыта оставляет следы , служащие основанием длядальнейшего становления эстетического опыта в целом.
Это легко допустить на уровнездравого смысла: эстетический опыт не может быть бесследным. Но это же можно показать иисходя из сказанного выше.Поскольку след связан с завершением в том или ином виде, то можно выделить как минимумдве группы этих следов - те, которые связаны с завершением по внешней причине и те, чтосвязаны с причиной внутренней.К внешним причинам относятся завершение в виде прекращения, в виде замещения и в видеостановки, к внутренней - завершение в виде исчерпания. Очевидно, что среди этих причинисчерпание является основной, а прекращение, замещение и остановка - периферийнымипричинами оснований следов эстетического опыта: если отсутствует прекращение, замещениеили остановка эстетического опыта, он легко складывается дальше (и доходит до исчерпания), вто время как при отсутствии действия опыта (и его исчерпания) не могли бы сложитьсяпрекращение, замещение или остановка.