Диссертация (1145189), страница 74
Текст из файла (страница 74)
Эстетический эффект§1. Введение к теории понятия эстетического эффектаСобытие не происходит бесследно, в этом его отличие от случая. У события есть важныймомент: именно вследствие того, что оно случилось, событие оставляет осадок. Если мыговорим, например, о событии 11 сентября 2001 г., то имеется в виду как само содержаниесобытия, так и тот осадок, который оно оставило, и если убрать этот осадок из переживаниясобытия, то оно превратится в происшествие, однажды случившееся и, быть может, чем-тозапомнившееся - но не больше. Или если мы говорим, например, что лекции Фихте былиинтеллектуальным событием в жизни Германии начала XIX в., то имеются в виду как минимумдва момента: во-первых, что его лекции были достаточно интенсивными для работы мысли, и,во-вторых, что после лекций, а может быть даже и после смерти Фихте слушавшие его лекцииили лишь слышавшие о них продолжали их обсуждать, т.е.
продолжали переживать осадок отних.Точно так же обстоят дела и с эстетическими событиями - если они случились, то оставилипосле себя осадок, к которому испытавший их будет возвращаться. Поэтому неверно полагать,что эстетический опыт выражает себя лишь в эстетическом отношении или событии - засобытием следует осадок, т.е. эстетический эффект. Под последним в истории эстетикиподразумевали самое разное - и непосредственно «эстетическое удовольствие», и нейтральную«эстетическуюреакцию»,и болеепровокационное «эстетическое наслаждение».Где-тоэстетический эффект отождествлялся с эстетическим событием, где-то - разделялся. Но еслипонимать эффект как осадок, то разведение эстетического события и эстетического эффектанеизбежно.Каким образом эстетический эффект действует? Ответить на этот вопрос не сложно, еслиучесть, что эффект не возникает «просто так»: эстетический эффект -это не нечтонеожиданное, невесть откуда взявшееся и свалившееся на испытывающего его.
Если имеетместо эстетический эффект, то это означает, что он сложился как осадок от эстетического258события.Всвоюочередь,событие возниклона основании эстетическогоотношения.Эстетическое отношение складывается на основании примечательного, т.е. на выхватывании изпотока многообразного его формы. Эстетическое же событие складывается на основанииудержания единства формы многообразного, т.е. связывании. В таком случае действиемэстетического эффекта является захватывание, если под последним понимать удержаниеединства связанного. Собственно, это и есть, в самом общем смысле слова, определениеэстетическогоэффекта-этотакойчувственныйопытформымногообразного,какзахватывание.Конечно, захваченностью можно называть разное: мы говорим, что что-то захватывает, еслионо берет что-либо с собой, если оно овладевает, если оно зажимает и множество другихзначений [103, 267].
Однако сред множества значений есть и то, что имеет непосредственноезначение для эстетического опыта: мы говорим, что что-то захватывает, если оно сильноувлекает, возбуждает, волнует [там же]. В этом значении мы часто говорим о захватывающемсюжете, захватывающей музыке и т.п. Здесь, как правило, имеется в виду, что нечтопроизошедшее не отпускает, т.е. удерживает. Об этом же и говорилось выше: эстетическийэффект подразумевает осадок, т.е.
удержание единства связанного. Например, если мы говорим,что вид из окна вызвал какой-либо эстетический эффект, то тем самым имеем в виду, что оноставил осадок, т.е. удерживает единство того, что связанно в этом виде из окна. Схожее, т.е.удержание единства связанного, имеется и в случае, когда мы говорим о том, что нас захватилакакая-либо музыка: она не отпускает именно потому, что есть в ней что-то (единствосвязанного), что удерживается в нашем акте слушания музыки.Но у удержания единства связанного есть существенное отличие от удержания единствавыхваченного: оно исходит не из единичного как общего, а из единичного как частного, т.е.такого единичного, которое предстает как серия частностей самого себя.
Помимо того, что этапарадоксальность единичного приводит к складыванию самого же эстетического эффекта (какформы единства, отличной от события), она же вызывает и такую особенность осадка события,как отсутствие нейтральности: осадок потому и остается осадком и не спутывается с инымиформами опыта, что не оставляет испытывающего событие в состоянии равнодушия; нечтозахватывает именно потому, что есть что-то особенное в захваченном. Назовем эту ненейтральность эстетического эффекта эстетическим неравнодушием (подразумевая тем самым,что могут быть и внеэстетические формы неравнодушия).
Поскольку же неравнодушие в любойего форме подразумевает степень, т.е. переход от наименьшего к наибольшему, то узахваченности как осадка события есть как минимум два полюса (положительный иотрицательный), а вместе с тем и эстетический эффект обладает чертой, которая не быласвойственна эстетическому отношению и событию: он может быть (в своем пределе)259положительным и отрицательным, но даже если и не достигает этих полюсов, то дан какбольшая или меньшая степень приближения к ним.
Иначе говоря, невозможно говорить обэстетическом эффекте, не подразумевая его степень (в отличие от иных форм эстетическогоопыта) и, в пределе - не подразумевая два его полюса.Это вынуждает различать в понятии эффекта эффективность и эффектность: именно первоеподразумевает такой осадок, что приводит к неравнодушию, в то время как второе, если ивозможно как неравнодушие, то вовсе не потому, что сложился осадок, а по какой-либовнешней причине.Итак, о том, что складывается эстетический эффект, можно говорить в том случае, еслиимеет место захваченность формы многообразного (в отличие от выхваченности и связанности)с определенной степенью.И следуя предложенному выше подходу, анализ эстетического эффекта можно провести поаналогии с анализом иных форм эстетического опыта, но с учетом такой черты, как наличиестепени (т.е.
в крайнем выражении - полюсов) эстетического эффекта.§2. Статика и динамика эстетического эффектаA) Введение к анализу статики эстетического эффектаКакой предстает статичная сторона в эстетическом эффекте единства?Эстетический эффект, так же, как и иные формы эстетического опыта, рассмотренные в ихстатике, можно представить с двух сторон: с одной - это удержание многого как многогоединого (выдерживание), с другой - удержание единого как единого во многом (сдерживание),с той только разницей, что каждой из форм удержания должна сопутствовать степень.Итак, с одной стороны , эстетический эффект возможно представить как чувственный опытзахваченности многообразного в единстве, т.е. как ухватывание в единстве всего тогомногообразного, что дано в эстетическом событии.
В самом простом смысле ухватывать значит захватывать, но так, что в этом последнем имеет место некоторое многообразие,удерживаемое в единстве. Если кто-либо говорит, что он ухватил сказанное, то это означает,что от самого сказанного остался осадок, который захватывается в его единстве. Иначе говоря,ухватывание - это такая форма захватывания, при которой многое, будучи захваченным,удерживается в единстве.Однако поскольку в случае с эстетическим эффектом речь идет не просто об удерживании,но и о его степени, то ухватывание возможно представить как положительный и отрицательныйполюс осадка события, и нет более точных слов для обозначения эстетического опытаухватывания многообразного в единстве, чем эстетическое удовольствие (как положительныйполюсосадкаэстетическогоэффекта)иэстетическоеотрицательный).260неудовольствие(какполюсДля складывания эстетического эффекта важно, чтобы эстетическое событие нашло своимрезультатом единство, некий итог, к которому приводит эстетический опыт.
Эстетическийэффект возможно представить со стороны многообразного, удерживаемого (ухватываемого) вединстве. Эстетическое удовольствие/неудовольствие ухватывает в единство разные вариантымногообразия: чем более многообразное подпадает под единство, тем сильнее испытываетсяэстетическоеудовольствие/неудовольствие.Ухватываниевэстетическомудовольствии/неудовольствии ведет испытывающего эстетический эффект к одномуизполюсов: чем сильнее ухватывание, тем сильнее испытываемый эстетический эффект, а чемсильнее эффект, тем в большей степени он подходит к одному из своих полюсов. В этомсмысле нейтральным эстетический эффект быть не может: в нем есть ухватывание, а потому внем имеется степень эффекта.Что значит испытывать эстетическое удовольствие? Язык приучил нас использовать этопонятие в самых разных вариантах, но если держаться строгости, если понимать, чтоэстетическое удовольствие - это не случайный эффект, а форма эстетического опыта, наконец,если исходить из того, что в удовольствии необходим момент единства, без которого онораспадается на серию эстетических событий, не образующих своего осадка, то эстетическоеудовольствие возможно представить как эстетический опыт ухватывания многообразного вединстве.Вернемся к примеру с книгой.
Если она вызвала эстетический эффект, то это означает, чтоона стала эстетическим событием, вызвавшим осадок. Эстетический опыт книги с этой точкизрения - это осадок от события книги как захваченности многообразного (цвет, линии книги) вединстве формы книги (созерцаю, насколько это многообразное ухватывается в единстве). Яудерживаю в своем эстетическом опыте единство книги, но под «удерживаю» имеется в виду нестолько выхватывание единства (для этого достаточно было иметь дело с многообразным и егоформой)и не столькосвязывание (для этогодостаточнобыло удерживать единствомногообразного и его формы), сколько ухватывание его в осадке события. Этому осадкусопутствует его степень.
Если я говорю, что книга вызывает эстетическое удовольствие, то этоозначает, что у меня сложилось эстетическое событие книги, при этом само событие оставляеттакой осадок, что я созерцаю его многообразное в единстве; книга словно собрана во всем еемногообразии в некое единство.Возьмем другой пример. Допустим, эстетическое неудовольствие доставляет вид какой-тоулицы в городе. Что имеется в виду под неудовольствием, если рассматривать его как моментэстетического опыта? Прежде всего - то, что этот вид стал эстетическим событием, оставившимопределенный осадок, но также имеется в виду и то, что многообразное ухватывается вединстве эстетического осадка. При связывании вида улицы я соединил в виде улицы разные ее261параметры (например, соединение строений и деревьев на улице, разъединение изгиба самойулицы, присоединение различных компонентов вида улицы в единичный вид), но осадок отединства становится негативным; что-то смущает меня в этом виде улицы, я считаю эту улицуэстетически отрицательной, т.е.
доставляющей мне эстетическое неудовольствие.Однако простой аналитики статики эстетического эффекта по аналогии с такими жемоментами отношения и события явно недостаточно, ибо, как уже отмечалось, в эффекте естьта черта, которая не была свойственна предыдущим моментам эстетического опыта эстетический эффект обладает степенью. И даже в приведенных выше примерах обозначаетсядействие эстетического эффекта, но не указывается на то, чем же отличается удовольствие отнеудовольствия. Наличие степени в эстетическом опыте ставит новую проблему: как различитьнаибольшую степень от наименьшей, т.е. чем отличается с точки зрения складыванияэстетического опыта эстетическое удовольствие от эстетического неудовольствия? Имеет лиэстетическое неудовольствие такое же право на место в эстетическом опыте, как и его оппонентили же эстетический опыт (на уровне своего эффекта) и есть эстетическое удовольствие?М ожно было бы ответить на вопрос о различии степеней в эстетическом эффекте на основетого, казалось бы, очевидного предположения, что удовольствие - это такое ухватываниемногообразного в единстве, которое способствует самому ухватыванию, в то время какнеудовольствиепрепятствует ухватыванию, т.е.эстетическоеудовольствиепозволяетскладываться опыту дальше, в то время как неудовольствие останавливает сам опыт.