Диссертация (1145189), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Вовторых, выдержанным является то, что придерживается определенных правил или принципов(например, выдержанный стиль) [103, 358]. Как в одном, так и в другом случае имеет местоудержание какого-либо единства: удержание качества или удержание стиля. Поэтому можнодопустить, что выдерживание можно рассмотреть именно как функцию удержания.Итак, в каком смысле можно говорить о выдерживании как функции удержания?Во-первых, для выдерживания важно наличие многого, ускользающего от единства.Например, чтобы сказать, что здание Чесменской церкви выдержано в едином стиле,необходимо допустить, прежде всего, что слишком многое в этом здании отличается друг отдруга своими деталями - это и различия в оттенках цвета, и различные оконные и дверныепроемы, и многообразные декоративные элементы.
Однако для выдерживания одного толькопредставления опостепенноемногом, ускользающем от единства,образованиеблоковмеждумногимимало, должномоментами:однобыть, во-вторых,многоедолжнообразовывать блок с другим, этот блок, в свою очередь, образует блок более высшего порядка сдругими блоками и т.д. Например, чтобы говорить о выдержанном стиле здания Чесменскойцеркви, в нем непременно должны выделяться блоки между различными его деталями - можновыделить, например,блок вертикальных линий (линий контура самого здания, линийдекоративных элементов), блок верхних деталей (например, линии крестов на куполе и линиисамой крыши).
В свою очередь, блок вертикальных линий образует блок с блоком верхнихдеталей и т.д. В-третьих, чтобы имело место выдерживание, должно формироваться единое,удерживающее блоки многого. Например, здание Чесменской церкви предстает выдержанным вединомстиле,в конечномсчете,потому,что159блоки многообразногов этом зданиисформировали некое единство, которое и вызывает представление о выдержанности единогостиля этой постройки. Собственно, сказать, что здание выдержано в едином стиле, и позволяетформирование единого, выдерживающего многое.Такимобразом,выдерживаниекакперваяфункцияудержаниясостоитвтрехпоследовательных моментах: ускользающее от удержания многое; образование блоков многого;формирование единого, выдерживающего многое.с) Сдерживание как удержание единого в многообразномОднако выдерживание - лишь одна из функций удержания наряду со сдерживанием.Исходяизсказанного,а такжеиз того,чтосдерживание -в каком-тосмыслепротивоположность выдерживания, будет нетрудно показать, в каком же смысле можноговорить о сдерживании как функции удержания.Что мы называем сдержанным? Чаще - то поведение, при котором необходимо погаситькакие-либо эмоции и проявить благоразумие, иногда - способность быть бесстрастным в тойилиинойситуации[107,468].Любопытно,чтофилологВ.В.Виноградовотмечаетсвоеобразную эволюцию этого понятия - от «не дать обнаружиться чему-нибудь, затаить» до«владеть собою, уметь сдерживать порывы» [24].
И в том, и в другом варианте в понятиисдержанности (а «сдержанность» так относится к «сдерживанию»,как возможность кдействию) схватывается то единство, которое распространяет себя во многом. Ибо как«затаить» подразумевает нечто, что готово себя проявить, но не проявляется, так и «владетьсобою» подразумевает не просто молчаливость, а именно удержание того порыва, которыйстремиться выбраться, но все же остается самим собою.Язык приучил находить следы понятия сдержанности прежде всего в области поступка, т.е. вэтической сфере. В одной из сцен фильма «Ленин в октябре» главный герой, присаживаясь втрамвай, ведет себя еле сдержанно - он удерживается, чтобы не выдать себя, но все же егосдержанное поведение (к тому же, усиленное товарищем, который просит Ильича вести себясдержаннее) распадается на серию несдержанностей (Ильич все время спрашивает, почему жеидет трамвай в парк и что сегодня такого особенного, что все трамваи идут в парк).
Иначеговоря, сдержанность в этической сфере подразумевает прорыв моментов несдержанности,которые все же в последний момент схватываются единым волевым усилием.Итак, что же такое сдерживание в свете представления о единстве? Поскольку оно противоположностьвыдерживаниюкакфункцииудерживанияединого,томоментысдерживания соотносимы с моментами выдерживания именно своей противоположностью.В самом деле, если для выдерживания важно наличие многого, ускользающего от удержанияв едином, то для сдерживания важно наличие единого, ускользающего от удержания во многом.Таков первый момент сдерживания единого - ускользать от своего удержания.
Например, если160мы говорим, что какой-либо человек еле сдерживается от смеха, то подразумевается, преждевсего, взрывной характер этого смеха, смех, который прорывается через удержание его ираспадается на многие автономные элементы. Или если мы говорим, что какая-либо крепостьсдерживает натиск врага, то имеется в виду, что крепость прорывается то там, то тут, чтооборона «трещит» по швам и грозит провалом. Иначе говоря, сдерживание подразумеваетединое, ускользающее от удержания (безудержный смех, прорываемый через напряженностьлица; крепость, прорываемая врагом). Однако поскольку речь идет именно об удержании, а неускользании, то имеется в виду именно тот смех и та крепость, что все же сдерживаются.
Этотмомент все-же сдерживания образует второй его момент -потому сдерживание и неускользает, что единое проникает в каждый из момент многого; без этой всепроникнутостиединого смех прорвался бы через напряженное лицо, а крепость дала бы пробоины. Иначеговоря, для сдерживания одного допущения единого, ускользающего от удержания, мало должно быть постепенное распространение единого в каждый из элементов многого, т.е.образование блоков единого в каждом из моментов многого.
Смех сдерживается, потому что вкаждое из его проявлений проникает сила удержания; крепость не дает трещин, потому что вкаждом из ее элементов витает дух командующего (или какой-либо другой силы, позволяющейудерживать крепость). Эта всепроникнутость единого приводит, в конечном счете, к третьемумоменту. В самом деле, сдерживание потому и удерживается как таковое, что единствораспространяется по всему полю многого; единство как бы размножается на разные его части,теперь в каждом моменте многообразного - по единому, оно распространилось во всем егомногообразии; теперь из каждого угла крепости выглядывает лик единого, теперь в каждоммоменте взрывного смеха образуются точки сдерживания, и единое, проникнув во все моментымногого, остается именно тем же самым единым, сохранив тем самым свою природу, т.е.формируется многое, сдерживающее единое.Таким образом, сдерживание подразумевает, во-первых, единое, ускользающее от удержания(в отличие от многого, ускользающего от удержания при выдерживании); во-вторых образование блоков единого в каждом из моментов многого (в отличие от образования блоковединого между моментами многого при выдерживании); наконец, в-третьих, сдерживаниеподразумевает формирование многого, сдерживающее единое (в отличие от формированияединого, выдерживающего многое при выдерживании).
Если выдерживание - это удержаниемногого в едином, то сдерживание - это удержание единого во многом.Как видно, именно во втором моменте (самом, пожалуй, неуловимым для мысли, посколькуот первого момента к третьему происходит практически тут же, якобы минуя второй момент)обе функции удерживания сходятся. Иначе говоря, мы потому и говорим, что как в том, так и вдругом случае речь идет об удерживании, что в обоих случаях удерживание подразумевает161образование блоков единого в каждом из моментов многого. Страшный сон для режимаединства -этоединое,которое ускользает во многое, за которым выглядывает ликмножественности. Теперь же можно точнее указать на суть этого сна - это второй моментудержания (в обеих его функциях).Также можно заметить, что в случае с выдерживанием имеет место унификация многого: томногообразное, которое дано при складывании выдерживания, приводит к единству этогомногообразного. В отличие от этого, в случае со сдерживанием имеет место мультификацияединого: само же единое предстает во многообразных его ликах.
Но как в одном, так и в другомслучае именно единство (и удержание как его функция) складывается в опыте.F) Две функции ускользания в опыте как несообразное представление о множественностиa)Основание для функций ускользанияМало находить множественность чего-либо, мало заявить: «Субъект множественен» или«Ищите за всяким единством его множественность». Нужно еще и показать, как действуетмножественность.Действие множественности -это ускользание. Нои на этом малоостановиться: недостаточно сказать, что по телу пробегают его линии ускользания или чтоименно линиями ускользания характеризуется пролетариат.