Диссертация (1145189), страница 37
Текст из файла (страница 37)
И эстетическое событие как моментэстетического опыта - это не просто нечто неоткуда взявшееся, это не «снег на голову», этозакономерный продукт эстетического отношения.сс) Эстетический эффектНо эстетическое событие, несмотря на его центральность для эстетического опыта, имееттакую особенность, как осадок: если действительно нечто стало для нас эстетическимсобытием, то оно не проходит бесследно. Этот осадок является эстетическим эффектом(например, эстетический эффект от события узора линий на письменном столе). В каких быформах ни выражался эстетический эффект (эстетическое удовольствие или неудовольствие,эстетическое наслаждение или отторжение), он не может быть нейтральным, он выражает туили иную степень испытывания в эстетическом опыте (и даже если не достигаются эти полюсав эстетическом опыте, тем не менее допускается большая или меньшая степень приближения кним).Поэтомухарактеристикойэстетическогоэффекта(вотличиеотвыхваченностиэстетического отношения и схваченности эстетического события) является захваченность:осадок эстетического эффекта захватывает испытывающего его (например, событие узоралиний на письменном столе захватывает своим единством так, что это находит свое выражениев легкой улыбке как относительно небольшой, но все же положительной степени эффекта).Такимобразом,вэстетическомопытесточкизренияегостроенияважнапоследовательность, эстетическое отношение, эстетическое событие и эстетический эффектразделены между собою в определенном порядке.
Так, эстетический эффект складываетсяименно потому, что в основе его лежит отношение и событие (без отношения и события эффектявляетсяскорееискусственным для процесса эстетическогоопыта).Всвоюочередь,эстетическое событие складывается именно потому, что в его основе лежит отношение (безэстетического отношения событие также является искусственным для процесса эстетическогоопыта). Наконец, эстетическое отношение складывается именно потому, что по отношению кчувственному многообразию образовалась форма.Отношение, событие и эффект суть разные моменты эстетического опыта, в основе которыхлежат разные процессы самого же опыта (выхваченность, схваченность и захваченность).Кроме того, можно выделить своеобразный центр эстетического опыта - эстетическое событие,к которому, с одной стороны, приводит эстетическое отношение и из которого, с другойстороны, следует эстетический эффект.
В се это позволяет сделать вывод, что эстетический-35опыт - не одномоментный акт, сложный процесс с характерным для него строением .35 В психологии также поднимается вопрос о строении эстетического опыта. Наиболее развернутая в этом отношении являетсяконцепция С. Марковича, согласно которой следует выделять очарование эстетическим объектом, оценку символическойреальности объекта и эстетическую эмоцию (как сильное чувство единства эстетического объекта и эстетической оценки) [207].129d) Вопрос о завершении эстетического опытаВозможно ли завершить эстетический опыт, так сказать, естественным путем, т.е.
исходя изтого, как он складывается? Или же следует утверждать, что сам по себе опыт не знает границ,но прекращается лишь под воздействием внешних причин? Все эти вопросы требуют к себеотдельного внимания.Ответ на вопрос о завершении эстетического опыта будет иметь свой смысл, если ответитьна вопрос об основаниях и о следах этого завершения.
Однако полностью ответ на этот вопросможно дать лишь после подробной аналитики эстетического опыта, ибо от того, каково будетпредставление о строении опыта, зависит и ответ на вопрос о его завершении. Полностью жепредставить вопрос о строении можно после выполнения всех предварительных условийанализа.Но уже сейчас можно отметить, что каким бы ни был ответ на вопрос о завершенииэстетического опыта, он должен учитывать по крайней мере два обстоятельства, которые, темне менее, возможно представить лишь в серии вопросов (ответы на которые будут даны в ходеболее подробной аналитики).Во-первых, уже отмечалось выше, следует отличать завершение опыта и его остановку какобщее от частного.
Остановка подразумевает действие реактивных сил эстетического опыта, нокак же обстоят дела с силами активными? Приводят ли они с такой же необходимости кзавершению опыта, является ли это завершение остановкой или все же складываются иные,внеостановочные формы завершения?Во-вторых, в вопросе о завершении следует также учитывать и то, к чему приводит этозавершение - насколько завершение эстетического опыта проходит бесследно? Может лиэстетический опыт оставлять следы - если нет, то почему, а если да, то какие именно следыэстетического опыта следует выделить и как соотносятся следы с последующим эстетическимопытом?Ответить на эти вопросы возможно только при условии полноценного рассмотренияаналитики эстетического опыта. И независимо от того, как ниже она будет представлено,можно сделать предварительный вывод о том, что мы многое поймем в эстетическом опыте,если будем мыслить его не столько в понятиях объекта, с которым он связан (а как соотносятсямежду собоюобъект, предмет опыта и опытные данные -это предмет дальнейшегопоследующего исследования) сколько в понятиях строения самого же опыта.Несмотря на некоторую схожесть этой идеи с предлагаемой здесь концепцией, необходимо отметить принципиальную разницув установке: для Марковича важно показать механизм, заложенный в психологии искусства, для данного же исследованиясущественнее проблема эстетического опыта и формирование его понятия без принятия во внимание «психологии» или«искусства».130Таким образом, различение в эстетическом опыте моментов его строения позволяетанализировать этот опыт вне его соотнесения в объектом или с ценностями; мы многое поймем,если сможем понимать эстетический опыт не как нечто одномоментное, а как определенныйпроцесс, проходящий в своем складывании определенные моменты, также уделяя при этомвнимание как основанию этого процесса, так и его завершению.С) Рабочее определение силыПонятие силы позволяет многое объяснить в представлении об эстетическом опыте, однакотребуется определенная доля аккуратности в его использовании, поскольку в слишком разныхсмыслах его могут употреблять.
В то же время, это понятие крайне необходимо для анализапонятия эстетическогоопыта,еслипониматьопыткак испытывание,ибопоследнееподразумевает действие.В самом простом смысле слова сила - это действие (в то время как слабость - этобездействие). Мы говорим, что что-то обладает силой, если оно действует, т.е. проявляет этусилу: сильный (в моральном смысле) человек - не тот, у кого есть моральные качества (которыемогут себя проявить, а могут и остаться в возможности), а тот, кто поступает морально; мыговорим о сильном тексте, если то, о чем в нем сказано, не просто могло бы содержать какие-товажные для нас идеи, но именно в нем-то они и содержатся.Вместе с тем, следует понимать, что есть та сила, которая толкает саму силу дальше - и та,то мешает силе действовать; существует действие, способствующее своему существованию идействие, ему препятствующее.
В первом случае имеет место то действие, в котором неразделимы его возможность и его действительность: сильный человек не просто обладаетморальными качествами, он и поступает морально, в нем возможность поступать моральнонеотделима от самого морального поступка, т.е. сам моральный поступок и есть приведение вдействительность моральных качеств; точно так же в чем-либо сильный текст содержит в себенекоторые идеи (действительное), отсылающее к каким-либо возможностям промыслить их, аэти возможности, в свою очередь, снова находят свое продолжение в тексте; в сильном текстевозможности его идей неотделимы от их действительности.
В этой нераздельности легкозаметить не только переход от возможности в действительность, но и обратно - переход отдействительного к его возможностям: чем чаще моральный человек совершает моральныхпоступков (действительность), тем большими моральными качествами он будет обладать(возможность), чем более сильными предстают идеи текста, тем большими возможностями ониобрастают. Именно в этом смысле и можно говорить, что действие способствует своемусуществованию.Однако есть и тот вариант силы, который препятствует ее существованию. В этом случаеимеет место то действие, в котором возможность силы и ее действительность разделены:131возможное не приводит к действительному или же приводит, но вовсе не потому, что оно возможное этого действительного, а по какой-то иной причине, точно так же действительноедействует не потому, что сложилось его собственное возможное, а по какой-то иной причине, идействительное не отсылает к его возможностям.
Как минимум в двух смыслах можно говоритьо сильном в моральном смысле человеке, но не потому, что у него есть его собственная сила, ав смысле разрыва у него возможности и действительности - это и тот, кто, не обладаяморальными качествами, все же совершает моральные поступки, а также и тот, чьи моральныепоступки не формируют никаких моральных качеств от этого поступка; в случае же с книгойситуация аналогичная: идеи текста (как действительное) не формируют никаких возможностейвокруг этих идей, а также сами эти идеи текста вызваны вовсе не возможностями этих идей, акакой-либо иной причиной.Как же тогда возможно действие в виде препятствия существования? Ибо если в действииразделяются его возможности от его существования, то, очевидно, в силу разрыва это должнобылобыпривестик отсутствиюсамогодействия.М ежду темвсежепрепятствиесуществованию (как сила) и отсутствие силы (как слабость) - это разные вещи.