Диссертация (1145189), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Чувствительность, в отличие от чувства, подразумевает куда более сложноедействие: для чувствительности важен не столько сам чувственный опыт, сколько реакция нанего:естьчувственныйопытпрослушивания«Фантазиире-минор»Моцарта,а естьчувствительная реакция на этот опыт. В то же время, следует заметить, что чувствительность это остановка самого действия чувственного опыта, но при этом нельзя сказать, чточувствительностьбесчувственна.Чувствительность-этойинойчувственныйопыт,выполненный не как действие, а как реакция на него. Именно поэтому требуется уточняющеепонятие, означающее, что и чувство, и чувствительность имеет дело с опытом чувственного.Таким понятием является чувственность : и чувство и чувствительность чувственны, но все жеунихразнаячувственность:чувственностьчувства-этодействие,чувственностьчувствительности - это реакция.
Чувственный опыт прослушивания «Фантазии ре-минор»обладает своей активной чувственностью, но есть также своя, реактивная чувственность и учувствительности от этого чувственного опыта прослушивания - неразличение этих двух видовчувственности грозит, в конечном счете, вылиться в неразличение активного и реактивного (аэто различение, как будет показано ниже, играет большую роль в аналитике эстетическогоопыта).
Таким образом, различие чувства и чувственности необходимо только в том случае,если допускать, что возможно иное, чувствительное измерение чувственности. Во всех же иныхслучаях чувство и чувственность могут выступать как синонимы.b) О месте многообразия в эстетическом опытеВторой момент аксиомы для раскрытия рабочего определения эстетического опыта связан смногообразием в пределах этого опыта.
Можно допустить в качестве аксиомы и то, чтоэстетический опыт связан с чем-то как единым и как многим - на пересечении этих двухэлементов строится как сам опыт, так и его данные. В свою очередь, многообразие (какфункция единого и многого) может подразумевать не только отношения единого и многого, нои отношения многого и многих и в таком случае придется признать, что как минимум два типамногообразия связаны с двумя разными понятиями об эстетическом опыте; именно допущениемногообразия как одной из составляющих понятия эстетического опыта позволяет избежатьреляционной ошибки в эстетике: такие понятия, как единое и многое, лишены этой ошибки(поскольку понятия о том и другом не подразумевает объекта).114Допущение этой аксиомы приводит к тому представлению, что в эстетическом опыте не даноединство-толькомногообразия).Имногообразиеименнос(чтоэтимнеотменяет формированияпредставлениемсвязантретийединства из этогомоментаксиомы,подразумевающий форму этого многообразия: эстетическим чувственный опыт многообразиястановится в том случае, если это многообразие упорядочивается определенным образом.
Иесли принять, что то, благодаря чему многообразное упорядочивается определенным образомпринято называть формой, то именно в форме многообразия следует искать еще один моментдля формирования понятия об эстетическом опыте. При этом, безусловно, в разных смыслахможно вести речь об упорядочивании определенным образом (и эта разница, в конечном счете,позволитьразъяснитьразличиедвухрежимовэстетическогоопыта).Иначеговоря,чувственный опыт имеет дело с потоком многообразия своих данных; этот чувственный опытстановится эстетическим, если вносится порядок в это многообразие, т.е.
испытывается нестолько само многообразие, сколько его форма.с) Рабочее определение эстетического опытаТаким образом, исходя из предложенного выше, рабочим определением эстетического опытабудет чувственный опыт формы многообразного. С какими бы сторонами этого опыта мы ниимели дело, какие бы силы ни имелись в виду, какие бы режимы эстетического опыта нидопускались, наконец - с каким бы именно моментом строения эстетического опыта мы ниимели дело - в каждом из этих случаев именно чувственный опыт формы многообразногоудостоверяет то, что речь идет об эстетическом опыте.Приведем пример того, как работает это определение. Например, передо мною лежитшариковая ручка. Для эстетического опыта достаточно, чтобы, во-первых, имело местомногообразное в чувственных данных (например, многообразие оттенков синего у этой ручкиили многообразие ее контуров).
При этом в многообразии этих чувственных данных - так, каконо дано в опыте - нет никакого основания для того, чтобы оно было подведено под то илииное понятие: действительно ли это ручка или только мне кажется, что это ручка, ручка ли этоили карандаш - для того, чтобы сложился эстетический опыт это не имеет никакого значения, внем необходимо само многообразие.
Но оно - лишь первое условие, ибо чтобы действительносложился этот опыт, само это многообразие должно предстать как та или иная форма(например, я созерцаю то, как оттенки синего переходят друг в друга или созерцаю движениеконтура в ручке - нижняя ее часть уже, срединная часть чуть шире, верхняя снова уже).
Чем сбольшим многообразием самих форм многообразия в чувственных данных я имею дело, тем сбольшей настойчивостью складывается мой эстетический опыт ручки. Однако в каком смысле«имею дело»? Именно чувственный (а не чувствительный) опыт формы многообразного ипозволяет сложиться моему эстетическому опыту в отношении ручки. Но что такое в данном115случае чувственный опыт - в рабочем определении пока схватить невозможно, ибо самомногообразие этого чувственного (а не чувствительного) требует отдельного последующегоразбора.
Как бы то ни было, именно в качестве чувственного опыта формы многообразногоскладывается эстетическтй опыт.Хотелось бы отметить, что в таком минималистском понимании эстетического опыта34содержатся лишь четыре условия: (1) чтобы было дано многообразное, (2) чтобы была дана егоформа; (3) чтобы имел место именно опыт как испытывание и (4) чтобы имел место именночувственный опыт. В нем нет ни представления о том, какой именно объект этого опыта дан(ручка или «Возвращение блудного сына» Рембрандта), ни представления о том, что этот опытсвязан с той или иной оценкой, ибо с точки зрения самого понятия эстетического опыта имеетли дело с ручкой или Рембрандтом - не имеет значения, что не отрицает того, что именно опыткартин Рембрандта включает в этот опыт многоиного,например,исторические илинравственные идеи (которые, однако, в само понятие эстетического опыта не входят).Возможно, нам бы очень хотелось, чтобы эстетический опыт подразумевал, например, понятиеискусства или нравственные идеи, но все это (и многое иное) - то, что лишь может входить вэто понятия как его внешний элемент, но отнюдь не входит в него как внутренний.Такое понятие об эстетическом опыте позволяет вернуться к вопросу о том, в каком смыслеречь идет о суждении в эстетическом опыте: всякое ли эстетическое суждение подразумеваетоценку (предписание) и возможно ли внеоценочное (описательное) суждение в пределах этогоопыта?Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тому, в каком смысле речь идет об опыте.Напомню, что опыт понимается как испытывание, состояние, связанное с единичностью.
И хотяпока не раскрывается основание этой исключительности (к вопросу об этом можно будетвернутьсяпосле рассмотрениястроения эстетическогоопыта),все жебудемсчитатьочевидным, что эстетический опыт, поскольку он - опыт как испытывание, имеет дело с чем-тоединичным. Вместе с тем, характер этого единичного - не просто быть единичным, но таким,которое в то же время представляется как всеобщее. Следовательно, любое суждение об этомединичном также предполагает всеобщность. Всякое эстетическое суждение, даже если ононосит описательный характер, уже одним только тем, что оно эстетическое, т.е. основано наэстетическом опыте, становится суждением предписывающим: даже если кто-либо описываетданныесвоегоэстетическогоопытаотносительно,например,стоящегопередомнойписьменного стола (при условии, что это описание связанно с эстетическим опытом, т.е.основаноначувственномопытеформымногообразного)-являетсясуждением34 Понятие «минималистское» используется для того, чтобы отличить предложенное от «минимальной концепции»эстетического опыта Р.
Стекера, цитированной выше.116предписывающим: описывая именно так стол, суждение, тем самым, предлагает именно этотчувственный опыт формы многообразия считать всеобщим, ибо эстетический опыт имеет делос единичным как принципом всеобщего.F) Способы анализа понятия эстетического опытаКаким же образом проводить анализ эстетического опыта? Не в меньшей ли степени онможет претендовать на успех, чем анализ сантиметра шелкового чулка? Как минимум одноусловие и две его производных мешают этой возможности состояться - субъективность этогоопыта как условие и ускользание от определенности и невозможность проверки данных этогоопыта как производные.Можно вспомнить, как в известном советском фильме на фразу «Это не эстетично!»прозвучал ответ: «Зато дешево, надежно и практично!».
В этом ответе - если произвестиинверсию - схватывается ровно то, что свойственно понятию об эстетическом опыте и егоанализе и потому составляет условия его невозможности. В самом деле, как то, так и другое неявляются «дешевыми» - в том смысле, что экономика мышления и аналитического аппаратаработает не за понятие опыта и его анализ, а против него, и развитие этого понятия и егоаналитика не достигаются «дешевыми» путями. Во-вторых, это понятие и его анализ обладают«ненадежностью» -в том смысле, что крайне сложно удержать этот опыт в пределаханалитического внимания, не скатившись в свободный переход от одного типа опыта к другомуили не поддавшись соблазну подменить понятие эстетического опыта тем, что хотелось бывидеть в нем. А это значит, что надежность понятия и его анализа гарантировать трудно, дажеесли строго придерживаться тех оснований, что задаются в начале.
Наконец, понятиеэстетического опыта и его анализ не «практичны», поскольку не удостоверяются практикой, но,напротив, служат основанием для внедрения в саму практику. Но также стоит говорить онепрактичности и в том смысле, что расширение представления об эстетическом опыте насамом деле оборачивается еще большим его удалением от практики: чем более мы гоняемся заэстетическим опытом, тем в большей степени он ускользает от нас. В цитируемой фразесхватываются все три условия и его производные, мешающие состояться понятию обэстетическом опыте: субъективность, неопределенность и непроверяемость.Преодолеть это можно двумя путями - либо предпринимать усилия по преодолению самихпрепятствий, либо двигаться в ином направлении - так, как если бы эти препятствияотносились к чему-то иному. Преодолеть эти препятствия не представляется возможным: лишьизсамыхсовременнойсомнительныхэстетическойоснованийтеории)(впрочем,можновыдвигаемыхпредполагать,вчтонекоторыхвозможновариантахпреодолетьсубъективность эстетического опыта и найти «объективные законы красоты», что возможнонайти определенность данных эстетического опыта и что возможно эти данные сделать117проверяемыми.