Диссертация (1145165), страница 94
Текст из файла (страница 94)
Это понятие составляет содержание религии»1033.3.4. Негативность как собственная самость и основание бытия абсолютного духа в видевысшего сущего3.4.1. Абсолютный дух в форме представления. Религия откровенияРассматривая в Феноменологии те формообразования, которые привели нас к такойформе постижения духа самим собой как религия, Гегель замечает, что она в нихприсутствовала только как сознание абсолютной сущности, и тем самым, определялась толькос точки зрения сознания, не достигая формы самосознания.
Таким образом, ее абсолютная1030См. Там же. С. 322.См. Там же. С. 296.1032См. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук в 3 т. Т. 3. М., 1977. С. 382.1033Гегель Г. Лекции по философии религии // Философия религии в 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 200.1031359сущность не проявлялась для себя самой, что собственно и составляет действительностьсамосознания духа. В своей собственной форме религия предполагает в Феноменологииполную целостность предыдущих моментов развития духа, а именно сознания, самосознания,разума и собственно духа и эта совокупная целостность есть дух также в его мирскомналичном бытии в виде государства, так как кроме религии только государство содержит всебе эти формообразования в их всеобщих действительных определениях. Сама же религиякак простая целостность тех всеобщих моментов, которые обретают свою реальнуюдействительность в наличном бытии государства, есть их абсолютная самость.Как истинная знающая себя самость всеобщего духа в единстве его моментов, религияесть не нечто надстроенное над духом в его реальности, но подлинное основание и высшаясущность его наличного бытия в действительности.
Таким образом, дело обстоит вовсе не так,что религия не имеет своего существования в сознании, самосознании, разуме, духе, но какраз наоборот ее собственные определения осуществляются в этих формообразованиях ирелигия реализует в них свой определенный действительный дух. Но только в области самойрелигии эти определенности становятся подлинно всеобщими определениями духа, которыйраскрывается в них в своей мыслящей самости. Только таким способом дух достигает того,что та форма, в которой он выступает перед своим сознанием, полагается как тождественнаяего сущности, и он непосредственно познает себя таким, какой он есть сам по себе. Такимобразом, религия выступает субстанцией всех предыдущих моментов духа, которыйдостоверно познает себя самого в ней как абсолютный субъект.Как считает Т. С. Хоффманн, вопреки попыткам многих исследователей представитьпонятие религии в Феноменологии как «иллюстративное» или «вторичное» основноезначение, которое придает ей Гегель в этой работе, «можно ближайшим образомрезюмировать так: религия есть эксплицитное знание духа о себе, самосознание духа какоснования или тотальности познания хотя пока что еще по прежнему выступающее вмодусе явления»1034.
В результате «те формы, которые до сих пор выступали как результатдиалектического «конструирования», обладающий лишь гипотетической необходимостью,теперь,напочверелигии,выступаюткакфункцииопределенноговнутреннегосаморазличения тотальности, и именно это как раз и оказывается вместе с тем их подлинной«дедукцией».1034Лишьтеперь«познание»,которое,проходясквозьликисвоихХоффманн Т. С. «Глубина духа достоверно знающего себя самого». Функция и понятие религии в первомглавном произведении Гегеля // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения.
М.:Канон+, 2010. С. 423.360феноменологически фиксируемых моментов, было еще только на пути к самому себе, сноваполностью обретает себя в своих моментах и их проявлениях как в своей собственнойреальности; лишь теперь тотальность уже не слагается «аддитивно» из различных перспективявляющегося знания, а полагается как негативное единство этих перспектив, причем именно вкачестве такого единства она вместе с тем несет в себе их имманентное оправдание»1035.Дух, достоверно знающий самого себя в религии, есть действительное в себе и длясебя бытие тех всеобщих определений, которые составляют существенное содержание всейфилософии духа.
Теперь это содержание обнаруживается в таком понятии религии, котороереализует само себя в действительности. Собственно гегелевское рассмотрение религииоткровения в Феноменологии начинается с положения, которое является результатомразвития двух ее предыдущих форм, непосредственной и художественной религии, а именнок положению о том, что самость есть абсолютная сущность. Однако в этом положении,«самость есть абсолютная сущность», которое составляет общий итог развитиянерелигиозного действительного духа в его наличном бытии как раз и происходит тотвеликий, по мысли Гегеля, поворот духа, который низводит единичную человеческую самостьдо предиката и наоборот возводит божественную субстанцию до всеобщей самости идействительного субъекта, причем этот поворот осуществляется для самосознания и в немсамом.Этот поворот Гегель описывает следующим образом: поскольку самосознание«отказываетсяот себя сознательно, то оно сохраняется в своем отрешении и остаетсясубъектом субстанции, но и отрешившись от себя, оно в то же время обладает сознанием этойсубстанции; иными словами, так как благодаря своему пожертвованию оно порождаетсубстанцию в качестве субъекта, последний остается его собственной самостью»1036.
Этопроисходит таким образом, что субстанция становится действительным субъектом благодарятому, что самосознание, будучи в самом себе тождественно с субстанцией, отрицает самосебя. Однако это отрицание вовсе не имеет радикального характера смерти, так как благодаряэтому самоотрицанию, самосознание, сохраняя себя в нем как всеобщий субъект, впервыедает божественной субстанции ее действительное, постигаемое в мышлении бытие, выступаяв тоже время ее мыслящей самостью.Этим самым, достигается полное объединение одной природы с другой, божественнойсубстанции со всеобщим самосознанием, которое обнаруживается через человеческую10351036Там же.
С. 419.Гегель Г. Феноменология духа М., 2000. С. 378.361природу и обе стороны оказываются равносущественны, представляя собой моменты единогодуха. Этот дух в одинаковой мере есть сознание себя в качестве субстанции обладающейвысшим действительным бытием и простое, остающееся внутри себя самосознание. В этойсвязи простое содержание абсолютной религии Гегель видит в действительности событиявочеловечивания Бога. Понятие Богочеловека включает в себя две стороны.
Первая состоит втом, что божественная субстанция отрешается от себя самой и становится самосознанием,вторая – в том, что человеческое самосознание отрешается от своего только мысленного длясебя бытия и делает себя всеобщей действительной самостью. Таким образом, субстанцияотрицает свое изначальное самостоятельное бытие, которым она обладает в себе и толькочерез это отрицание становится самосознанием или действительным мыслящим и познающимсебя субъектом.Точно также человеческое самосознание через отрешение от своего мысленного бытиястановится всеобщей самостью всего наличного бытия в его действительности. Однаковсеобщая самость человеческого самосознания как существующее для себя самого бытие неисчезает в своем отрицании, поскольку его тождество с божественной субстанцией ужесуществует в нем самом и для его реализации сознанию, в отличие от субстанции вовсе ненужно отрицать это свое изначальное бытие1037.
Если божественная субстанция, которуюГегель обозначал в своем предисловии как духовную в своем самостоятельном, не зависящемот нашего его познания высшем бытии, подвергается отрицанию и исчезает в своей такназываемой потусторонней действительности, что выражается в понятии смерти, то высшаявсеобщая самость человека вовсе не отрицается как таковая. Через отрицание своейконечности, она, напротив, – обретает свое действительное бытие в качестве самосознаниябожественной субстанции.Переходя к определению процесса вочеловечивания Бога в соответствии с основнымихристианскими догматами, Гегель без тени сомнения утверждает следующее: «об этом духе,который покинул форму субстанции и вступает в наличное бытие в форме самосознания,можно поэтому сказать, – если пользоваться отношениями из области естественногорождения, - что у него есть действительная мать, но в-себе-сущий отец; ибодействительность или самосознание, с одной стороны, а в-себе[-бытие] как субстанция – сдругой, суть оба момента его, благодаря взаимному отрешению которых, когда каждый из них1037Там же.
С. 381.362превращается в другой, он вступает в наличное бытие как это их единство»1038. Развивая этиположения, Гегель полагает, что дух обретает свое действительное самосознание, в которомвыражается его подлинное для себя бытие, только в наличном бытии через свое рождение отземной матери, тогда как, родившись от в себе сущего небесного Отца, он еще не обладаеттаковым бытием.Вопреки этому, согласно основным догматам христианства, как они формулировалисьв святоотеческой традиции, считалось, что триединый Бог в каждом своем лице и преждевсего в Лице Отца всегда уже существует для самого себя как действительный субъект.Поэтому Бог в Лице Сына вовсе не обретает самосознание посредством своего воплощения вналичном бытии человека, изначально обладая этим самосознанием в самом себе.
Таким жеобразом, то, что у Сына Божия есть действительная мать, вовсе не означало, что сам Богобретает свою высшую божественную действительность только посредством рождения от нееи объединения с человеческой природой. Напротив, с этой действительностью, которая былаот века присуща Сыну Божию от Отца, становится едина человеческая природа, причем,только в лице Сына Божия, который будучи единосущным Отцу до своего воплощения,всегда уже знает сам себя и все остальные сотворенные вещи как действительный Бог.Согласно же Гегелю, Бог обретает свое самосознание только через осуществление в наличномбытии, через объединение с человеческой природой.Однако воплотившееся в человеческой природе божественное самосознание хотя изнает все наличное бытие как духовную сущность, но еще не осуществилось в ней само длясебя. Для того чтобы наличное бытие стало духовной сущностью, необходимо чтобы оновозникло из своего понятия как нечто существующее в самом духе на его основании и длянего самого.