Диссертация (1145147), страница 69
Текст из файла (страница 69)
Sister of Wisdom: St. Hildegard’s Theology of the Feminine. Berkeley. 1987.Pernoud R. Eleonora d’Aquitania. Milano. 1983.337С XII века образ Марии претерпевает глубокие изменения – в народестихийно распространяется легенда о непорочном зачатии Марии ее матерьюАнной1, то есть Мария таким образом сразу же поднимается с уровня земнойженщины практически до уровня ипостаси троицы.Божественная сущностьМадонны при этом не вступает при этом в противоречие с ее обликомпрекраснейшей земной женщины.
Но подобныйкульт девы Марии имелобратную сторону – отрицание сексуальности.В образе Марии, созданном Бернаром, и впоследствии принятом за основухудожниками Возрождения, посвятившими ей бессмертныепроизведенияискусства в самых различных жанрах, странным образом переплелись и чертыпрекрасной дамы провансальцев, и древнего кельтского женского начала (У.Эконазывает его последним друидом).
Только в отношении Марии Бернар признаетэстетику материального, человеческого,для него это идеал именно женскойземной красоты.В XII – XIII столетиях отмечается и небывалый взлет женскогосамовыражения в религии, результатом чего стало присутствие большогоколичества женщин во всех религиозных движениях этого времени, какеретических (в особенности среди катаров), так и церковных.2 Возрастающаяроль женщин в левых религиозных движениях свидетельствует, несомненно, опробуждающейся личности и самосознании.
Но причины этого более глубоки –это и свидетельство длительного, глубокого и скрытого конфликта женщины страдиционной церковью.По словам Леклерка, в средневековом андроцентричном мире родитьсяженщиной уже было несчастье3. О глубоком и непоколебимом «андроцентризме»средневекового1обществаговорити Рорель4.ХристианствонеосознанноВ качестве догмата эта легенда была закреплена только в 1854 году.2Mistiche e devote nell’Italia tardomedievale. A cura di Bornstein D.
e Rusconi R. Napoli. 1992.Leclerq J. Il monacheismo femminile nei secoli XII e XIII // Movimento religioso femminile efrancescanesimo nel secolo XIII. Atti del VII convegno internazionale. Assisi. 1980. P. 96.34Raurell F. Verso il femminile delle fonti francescane // Chiara. Francescanesimo al femminile. A curadi Covi D. e Dozzi D. Bologna. 2004.
P.11-23338унаследовало антифеминизм от предыдущих культур и обосновало еготеоретически. В античной философии, прежде всего у Аристотеля, естьположение о том, что существует только мужской род, женщина – этонеудавшийся мужчина.В процессе воспроизводства потомства женщина неиграет активной роли, она есть лишь вместилище для плода. При этомсредневековый антифеминизм, хотя и имел очень древнюю традицию, ноопирался скорее на античную литературную традицию (Гесиод, Ювенал1,Сенека), на ветхозаветные тексты,и на святоотtческую традицию,чем наевангельское учение2.В этом смысле Евангелие провозглашало истинное равенство полов, аотношение Иисуса к женщинам было революционным для того времени.«Христос же окружает себя женщинами, охотно беседует с ними, считает ихличностями»3.
В день смерти все ученики покидают его, кроме Иоанна и толькоженщины остаются верными ему. Именно женщины будут свидетелями еговоскресения,согласновсемчетыремЕвангелиям.Норавенствополов,провозглашенное Евангелием, не привилось впоследствии в странах, принявшиххристианство, в силу местных традиций патриархального уклада. Так, апостолПавел, хотя и провозглашал теоретическое равенство мужского и женского началаперед Богом, все же, будучи сыном и учеником фарисея и римским гражданином,то есть носителем самых патриархальных традиций, внес весомый вклад вконцепцию подчиненного положения женщины на многие столетия - раб долженповиноваться хозяину, а жена – мужу…«Жены, повинуйтесь своим мужьям, какГосподу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он жеСпаситель тела.
Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям вовсем4». «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в1В особенности знаменитая VI сатира.Leclerq J. La figura della donna nel Medioevo. Milano. 1994.3Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М. 1994. С. 302.4Еф. 5:21-24.2339подчинении, как закон говорит.
Если же они хотят чему поучиться, пустьспрашивают дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви»1.Действительно,патриархальностьхристианства,вособенностисредневекового, оставляет мало пространства для женщины (за исключениемкульта Богоматери, появившегося и закрепившегося в Западной Европедостаточно поздно). Теологическая мысльсредневековья, рассматривавшаяженщину как низшее существо, основывалась на августинианской интерпретациинекоторых библейских текстов2, из которых можно сделать вывод, что именномужчина, а не женщина, был создан по образу и подобию Божьему и именно он инесет на себе отпечаток божественной сущности3.Сочинения отцов церкви4окончательно разработали учение о женщине как о существе низшем, слабом,несовершенном, аморальном и ответственным за грехопадение мужчины, чтоисключает женщину из любых властных функций, из системы образования и,самое главное, не допускает ее к непосредственному контакту с сакральнойсферой, то есть запрещает ей проповедовать иисполнять священническиеобязанности.Средневековая теология видела в женщине не только физическую слабость,но и моральную5, женщина – это символ мирового зла6.
Известен ярыйантифеминизм Тертуллиана, объявившего женщину в трактате «Моногамия»виновной в гибели и проклятии рода человеческого. Даже в эпоху культапрекрасной дамыцерковный мир продолжает видеть в женщине существоизначально неверное и склонное к обману7. Великие доминиканские теологи11-е к коринфянам, XIV, 34-35.Прежде всего Книга Бытия, 1,27, а также I Кор, 11,73Borresen K.E. Imago Dei, Privelege Masculin? Interpretation augustinienne et pseudo-augustiniennede Gen 1,27 et Cor 11,7 // Augustinianum. 25.
1985. P. 213-234.4Todde M. La posizione della donna nella tradizione patristica // Servitium. 8. 1975. P. 164-177.5Delehaye Ph. Le dossier antimatrimonial de l’Adversus Jovinianum et son influence sur quelquesécrits latins du XII siècle // Medieval Studies. 13. 1951. P. 65-86.6Zarri A. Donna // Dizionario Enciclopedico di Teologia Morale (DETM).
Roma. 1976. P. 271-285.27Magli I. Problemi del ruolo femminile nel monacheismo cristiano // Testimonianze. 1972. P. 254270, 263.340Альберт Великий1 и его ученик Фома Аквинский2 внесли свой вклад в учение оморальной неполноценности женщины. Так, Фома Аквинский утверждал, чтоженщина вообще не имеет самостоятельной ценности и всегда оценивается черезмужчину: «Vir est principium et finis mulieris»3, то есть женщина не существуетсама по себе, не существует вне семейных отношений, где она лишь исполняетопределенную функцию - матери, жены, сестры. Отсюда следует невозможностьсамовыражения и вообще существования средневековой женщины вне брака исемьи, что делало особо сложным положение незамужних женщин и вдов,единственным способом самовыражения которых становилась религия, амонастырь - единственно возможным жизненным путем и сферой деятельности.Таким образом женское безбрачие и уход в монастырь становятсяединственным способом женской эмансипации и освобождения от брачных оков– такой взгляд был характерен и для патристики (Иоанн Хризостом, Иероним,Амвросий Медиоланский)4, а самой маргинальной формой протеста противпатриархального мира становится клаузура.
При этом многие женщиныобращались и к наиболее маргинальным формам выражения религиозных чувств,погружаясь в самую глубокую мистику – Хильдегарда Бингенская, Элизабетта изШенау, Мехтильда Магдебургская, Анжела из Фолиньо и несколько позжеЕкатерина Сиенская и Тереза Авильская.Вся средневековая литература, даже в эпоху самого расцвета культапрекрасной дамы, изобилует инвективами против женщин5. В эпоху Возрожденияположение практически не изменилось - от женоненавистничества оказалсянесвободным дажеБоккаччо6, а столетие после него апофеозом ненависти истраха перед женским началом стал знаменитый «Молот ведьм» инквизиторов –1Alberto Magno. Quaestiones de animalibus XIII, q.18.Tommaso d’Aquino, 2-2ae q.149 4c.3Tommaso d’Aquino.
Summa Theologica, I q.93 a.4.4Militello C. Donna e Chiesa. La testimonianza di Giovanni Crisostomo. Palermo 1985. P.49-114.5Характерный пример – вторая часть «Романа о Розе» авторства Жана де Мена (60-70-е годыXIII века), наполненная самыми злобными нападками на безнравственность женской природы.6Поэма «Корбаччо» (1354-1355) последнего периода творчества Боккаччо является одним изсамых ярких примеров в истории антифеминизма. Женщина здесь выступает как существоотвратительное прежде всего с моральной точки зрения.2341доминиканцев Инститориса и Шпренгера1. Средневековая теология исключаладаже самую возможность духовной и интеллектуальной близости междумужчиной и женщиной. Тем не менее известны редкие примеры духовной любвив монастырских стенах – св.