Диссертация (1145083), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Согласно исследованиямА. Бандуры [Bandura, 1977], люди с устойчивым восприятием собственнойэффективности с большим оптимизмом смотрят в будущее, испытывают меньшенегативных эмоций и обладают более развитой способностью к упорядочиваниюсложных когнитивных навыков, необходимых для преодоления трудностей.Важно отметить тесную связь исследований саморазвития в современнойзарубежной персонологии с категориями зрелой и здоровой личности, которыепрочно объединяют в едином проблемном поле целеполагание, личностный рост,саморазвитие и зрелость личности.
В работе Дж. Бауера с соавт. [Bauer, 2004а], гдесравнивалось два показателя развития личности (социально-когнитивная зрелостьи социально-эмоциональное благополучие) обнаружено, что те испытуемые,которые включают в число главных целей жизни глобальные, концептуальныеориентиры, обладают более высоким уровнем зрелости, чем те, кто подчеркивалтолько частные внутренние интересы, обладая при этом высоким уровнемблагополучия.Наконец,теучастники,которыеобладалиспособностьюсогласовать свои цели роста и саморазвития с основными жизненными целями и сповседневными задачами, продемонстрировали наиболее высокий уровеньразвитияличности.Выполненноевнарративномподходеисследование93К.
МакЛин с соавт. [McLean, 2007] направлено на разработку модели процессасаморазвития, где повествование человека о себе и о своей жизни рассматриваетсякак средство достижения здорового баланса между стабильностью и изменениемсамого себя. Преобразование и переструктурирование опыта жизни черезсоздание историй о себе позволяет раскрыть еще одну грань движущих силсаморазвития.
Более эмоционально зрелыми в среднем возрасте показали себялюди, гибкие и открытые опыту в раннем возрасте и не избегающие рассказов отяжелых жизненных событиях в период ранней взрослости. Озвучивание своейистории дает возможность проверить себя и овладеть своим опытом.
При этомважно, чтобы у человека была возможность рассказывать о себе, в том числе и онегативно социально оцениваемых событиях, ибо это обеспечивает высокийуровень самоинтеграции, с чем согласна и Р. Фивуч [Fivush, 2001, 2004].Концентрация на позитивном жизненном опыте может временно скорректироватьэмоциональное состояние, как продемонстрировано в работе К. Бартона и Л. Кинг[Burton, King, 2004] на выборке студентов.
Во всех иных случаях, когда речь идето серьезных сдвигах устойчивых проявлений личности, по убеждению К. Маклини ее соавторов, можно говорить о том, что саморазвитие происходит черезпроговаривание и переосмысление негативных эмоциональных событий жизни.Исключение составляют личности с некоторыми клиническими проявлениями(например, с посттравматическим стрессовым расстройством и проявлениясимптомовгипервозбуждения),длякоторыхпогружениевнегативныйэмоциональный опыт не является адаптивным и развивающим приемом.При этом следует подчеркнуть, что задействованные в ISD интерпретативныепроцессы изучаются в настоящее время с учетом культурного и историческогоконтекста.ориентацию,Темсамымкотораяисследованияпредполагаетприобретаютконцептуализациюмакро-теоретическуювлиянияфакторакультурных и социальных эффектов на идентичность и саморазвитие [Spencer,2006].
Учет социокультурных переменных помогает преодолеть абсолютизациюфактора личного влияния в процессе персоногенеза, подчеркивая значимость94учета всех детерминант развития, включая факторы микро- и макросреды.Применение такого системного подхода позволяет снять ограничения психологиисаморазвития, развиваемой в русле позитивной психологии, где, по мнениюДж. Мартина [Martin, 2006], доминантность Я-фактора развития приводит кигнорированию исторического и социокультурного контекста осуществлениясаморазвития. Например, интересным результатом, полученным в социальнокогнитивныхисследованиях,можносчитатьобнаруженнуюкультурнуювариативность персонального влияния на развитие [Kitajama, Markus, 1999].Установлено, что в европейском и американском обществах люди большеориентированы на самоэкспансию, личные достижения и личный контроль, тогдакак для представителей азиатских культур более важными считаются социальныеобязанности и групповые интересы.
Это, однако, не означает, что представителивосточных культур не обладают способностью влиять на собственную жизнь.Люди, выдвигающие на первый план общественные цели, могут отличатьсявысоким уровнем самоконтроля в своих действиях, направленных на достижениеэтих целей. В действительности именно в восточных культурах имеются яркиепримеры человеческой способности к самоконтролю при отсутствии каких-либоощутимых внешних факторов, подкрепляющих поведение.
Буддийский монах,ведущий отшельническую жизнь и посвящающий себя целиком медитации,являет собой яркий пример человеческой воли. Тем не менее его влияние насобственную судьбу подразумевает стремление к общественным целям, посколькуназначение медитации состоит в конечном счете в приумножении благополучиядругих людей.Однако в последнее время обнаружена тенденция смещенияакцентов в ценностном отношении к саморазвитию и в восточном сознании. Вработе А. Бхатачарья с соавт.
[Bhattacharya, 2013] на материале обследованияиндийской выборки показано, что довольно значительная часть взрослых,особенно молодежь, видят себя в качестве активных субъектов (active agents) всобственном развитии, устанавливают цели личностного роста, испытывают95чувство когнитивного участия в выдвижении целей роста и работают внаправлении их реализации.1.3.3. Современные зарубежные прикладные исследования саморазвитияПомимо устойчивого устремления в зарубежной психологии к постижениюпсихологическойприродысаморазвитияврамкахфундаментальныхисследований, обращает на себя внимание тенденция к расширению областиприкладных исследований саморазвития. Рассмотрим их основные направления.Вобластиорганизационнойпсихологии(психологияменеджмента,коучинга) поднимаются проблемы создания такой организационной культуры ииспользование таких стилей руководства и методов мотивирования персонала,которые бы способствовали, поддерживали и стимулировали использованиесотрудниками стратегии саморазвития, поскольку устойчивой является точказрения, что «хороший сотрудник – это саморазвивающийся сотрудник».Саморазвивающийся персонал лучше знает себя и в состоянии найтиоптимальныйбалансмежду своимивозможностямиирешениемзадачорганизации [Kanter, 1982; Handy, 1985; Freedman, 1992; Dobbins, Pettman, 1997;Lee, 2002; Boyce et al., 2010].
Опыт реализации организационной стратегии сориентацией на саморазвитие персонала был получен в годовом формирующемэксперименте, проведенном под руководством Г. Митчела с соавт. [Mitchell, 2006],где было изучено, какое воздействие на личностное и профессиональное развитиеоказывает предоставленная организацией возможность для сотрудников –медицинских сестер – уделять 20% своего рабочего времени целям самообученияи саморазвития. Половину этого времени сестры посещали занятия длясовершенствования навыков помощи пациентам в русле поддерживающейтеорией сопровождения пациентов.
Другая половина времени могла бытьсамостоятельно использована сотрудниками в соответствии с их интересами иприоритетами саморазвития. По завершении эксперимента медсестрам былопредложено оценить те изменения, которые произошли с ними за время96реализациипроекта.Самыезначимыепреобразованиябылиотмеченыучастниками исследования в сфере отношений к пациентам и членам их семей.Медсестры признались, что в их работе стало больше ориентации на реальногочеловека, больше уважения, больше сострадания и больше радости отсобственной полезности.
Они осознали, какой уникальный вклад они вносят вдело выздоровления людей и стали годиться этим вкладом.В иной профессиональной среде, в компаниях сферы обслуживания, вмасштабном исследовании Т.И. ван ден Берга с соавт. [Berg, 2008] на выборкеболее тысячи человек при выявлении детерминант работоспособности «белыхворотничков» обнаружено, что саморазвитие входит в число факторов,оказывающих наибольшее влияние на работоспособность служащих наряду сумением работать в команде и стрессоустойчивостью. Поэтому в коучинговойлитературе продвигается рекомендация сотрудникам и особенно руководителяморганизаций уделить большее внимание самопознанию, самопониманию, которыестанут базой для формирования Я-концепции, а затем – саморазвития.Руководители организаций должны стремиться включаться в такие видыдеятельности и процессы, где их собственная воля, убеждения, предположения,ценности, принципы, потребности, паттерны отношений и социальные стратегиибудут меняться в соответствии с целью саморазвития – такова позициянорвежского исследователя Т.
Карпа [Karp, 2013].Вклиническойпсихологическойиспользуется в двух значениях.практикеВо-первых,термин«саморазвитие»готовность осуществлятьсаморазвитие признается в качестве показателя здорового функционированияличностииеевосстановлениепсихотерапевтическойпрактики.рассматриваетсяТак,вкакпредложеннойважнаязадачаавстралийскимиспециалистами [Waghorn et al., 2007] программе комплексной социальнопсихологической реабилитации в постклинический период лечения шизофрении ишизоаффективныхрасстройствсаморазвитиевключеновчислопятиприоритетных критериев для оценки успешности социальной адаптации97пациентов наряду с такими социально-значимыми показателями как способностьк самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, забота о других,прохождение профессиональной подготовки или получение образования, трудоваязанятость.