Диссертация (1145060), страница 43
Текст из файла (страница 43)
1Субт. 2Субт. 3Субт. 4Общий Балл т. Балл т.баллРаспозн. Поза итеста эмоцийжест2318,5p<0,0011744p<0,0012597p<0,0011003p<0,001655,51352,5p <0,001 p<0,001403p<0,0011056,5p<0,001646,5p<0,001853,5p<0,001429p<0,001321,5p<0,001251p<0,001112,5p<0,001203,5p<0,001265p<0,001442p<0,00178,5p<0,00137p<0,001405p<0,00189p<0,001Примечание. Приведены значения U-критерияМанна-Уитни и уровень значимости (p)Таким образом, уверенно отвергается гипотеза H0, и в качестве рабочейпринимается гипотеза H1 (для каждого из измеренных параметров); то естьналицо значительное снижение показателей операционального компонентаСИ у больных шизофренией в сравнении с аналогичными показателями психически здоровых испытуемых.Обратимся к подробному рассмотрению показателей СИ у пациентов сшизофренией в сравнении с группой нормы. Как видно из описательной статистики (см.
Таблицу 5 выше, а также Таблицы 2.2.1 – 2.2.6 и Рисунки 2.1 2.42 в Приложении Б), больные обнаруживают дефицитарность всех параметров, отражающих состояние операционального компонента СИ; средние взвешенные оценки больных снижены, различия высоко значимы (Таблица 6). Вобследованной группе были пациенты различного социального, образовательного статуса, возраста, длительности заболевания, и в том числе – различающиеся по показателям клинической симптоматики (по данным клиникопсихопатологической оценки, анамнестического метода и шкалы PANSS).
Носнижение показателей СИ отмечено у подавляющего большинства испытуемых данной группы (у 196 больных или 93,33 %).220Начнем обсуждение полученных данных с результатов теста «Социальный интеллект». Поскольку средневзвешенные оценки по субтесту 1 «Истории с завершением» низкие, то измеряемый им фактор «познания результатовповедения» (в терминологии авторов теста) также дефицитарен. Это позволяетс уверенностью утверждать, что больные шизофренией плохо способны расшифровать логику развития ситуации, понимать смысл поступков и действийдругих людей (здесь - персонажей тестовых заданий) на основе анализа различных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского).
Вследствиетрудностей такого анализа они не могут предвидеть намерения и дальнейшиедействия участников коммуникации, предсказывать то, что произойдет. Крометого, считается, что успешное выполнение субтеста 1 предполагает умениеориентироваться в социальных ситуациях и знание ролевых моделей, правил,регулирующих поведение людей; то есть у больных налицо недостаточностьтаких ролевых, знаемых моделей социального поведения.Недостаток умения ориентироваться в социальных ситуациях предполагает малый объем усвоенного социального опыта. Наличие такого малогоопыта опознания, расшифровки ролевых моделей поведения в различных ситуациях предопределяет не только трудности восприятия и понимания, но иреального поведения.
Ролевые модели, являясь важной частью операционального компонента СИ, имеют отношение к регуляции собственного социального поведения человека. Отсюда можно утверждать плохое понимание больными связи между поведением и его последствиями, и данная особенность касается как поведения других людей (персонажей теста), так и с высокой вероятностью – собственного поведения больных.Все эти особенности, включая слабую ориентацию в общепринятыхнормах и правилах поведения, несомненно, приводят к ошибкам интерпретации действий окружающих в условиях реальной жизни, нелепым и неадекватным поступкам больных, существенно затрудняют их адаптацию.
Снижение, всвою очередь, адаптивных возможностей больных шизофренией влечет за собой повышение числа фрустраций при межличностном взаимодействии, тем221самым усугубляя негативное отношение к сложным социальным ситуациям, ибез того имеющим для больных отрицательную валентность (о чем скажемниже).Необходимо отметить, что в части случаев (клинически тяжелых) можноговорить о более широкой неспособности вообще признавать связь между реальным поведением и внешними событиями, и такая интерпретация напрашивается вследствие встречавшейся в ряде случаев тенденции рассматривать каждую карточку серии отдельно друг от друга (признак, напоминающий клинический феномен разорванности мышления).
Заметим также, что анализ поведения больных при выполнении субтеста 1 показал наличие частых реакцийнеудовольствия, раздражения, напряженности, проявления в виде неконструктивных защитных стратегий совладания со сложным, чреватым неуспехомстимульным материалом (подобные стратегии подробнее освещены ниже).Восприятия стимульного материала как отрицательно валентного, затрудняетего расшифровку, понимание.Субтест 2 «Группы экспрессии» отражает, в соответствии с логикойпостроения теста, «фактор познания классов поведения», а именно - способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаковв различных невербальных реакциях человека.
Для больных основной (клинической) группы речь идет о неспособности к определеннымлогическимобобщениям, когда страдающие шизофренией лица не могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Не умея расшифровывать невербальные проявления участников коммуникации, читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, больные в большей степениориентируются на вербальное содержание сообщений. Последнее очевиднонедостаточно для эффективной коммуникации, особенно – в сложных, противоречивых или конфликтных ситуациях, где истинное содержание сообщенияможет искажаться, отличаться от непосредственного содержания вербальнойчасти сообщения. Поэтому больные могут легко ошибаться в понимании222смысла слов собеседника, не учитывая сопровождающие их невербальные реакции, либо неправильно интерпретируя эти сигналы.
Следствием становитсяслабость рефлексии пациентами реакции окружающих на их поведение и того,как больного видят окружающие.Заметим, что предпочтительная ориентация на вербальное содержаниесообщения традиционно отмечалась клиницистами, квалифицировалась как«формальность» мышления, неспособность прочитать подтекст – при сохранении логики суждений. В целом такого рода затруднения могут усиливатьстремление больных избежать социальных контактов, фиксируют социальнуюотстраненность.Важно подчеркнуть, что в субтесте 2 теста «Социальный интеллект» понимание невербальной экспрессии другого человека осуществляется черезанализ мимики, позы, жесты, то есть речь идет о способности скорее перцептивной.
Такое локальное значение субтеста 2 не делает его результаты менеезначимыми по своим последствиям, поскольку очевидно, что нарушения вперцептивном звене неизбежно результируют в дефицитарность более сложных видов деятельности, для которых перцептивная составляющая являетсябазовой, первичной. Отметим, что для успешного выполнения заданий субтеста 2 важно понимать саму принципиальную возможность разного выраженияодного и того же чувства, и иметь представление о типах (классах) близкихчувств. То есть успешное выполнение данного теста предполагает наличие уиспытуемого широкого диапазона собственных средств выражения эмоций.Соответственно, испытуемым с низким баллом по данному субтесту присущеплохое владение «языком телодвижений, взглядов и жестов».
Поэтому низкийрезультат по данному субтесту у больных шизофренией косвенно свидетельствует о бедности поведенческого компонента СИ – в звене эмоциональнойэкспрессивности и выразительности. Данные результаты ожидаемы, поскольку все указанные нами особенности неоднократно ранее описывались клиницистами у больных шизофренией, и ценность полученного результата теста223состоит в том, что они выступают здесь в наглядной, очевидной и измеряемойформе.Низкий показатель по субтесту 2 обнаружен как у пациентов-мужчин,так и у женщин, существенных гендерных отличий нет (Таблицы 6 и 7).Субтест 3 «Вербальная экспрессия» отражает (у авторов методики)фактор «познания преобразований поведения», предназначен для оценки способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.