Диссертация (1145060), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Позже пришло время узких и лучше методически оснащенных работ, проведенных в русле экспериментальной психопатологии. Исследования отличались по своей методологии, задачам и стилю описания, в нихизучались особенности речи как больных шизофрений, так и членов их семей. Трудность эмпирического изучения речи, равно как построения объяснительных моделей, заключается в том, что сама по себе речь – сложное явление,которое можно анализировать на разных уровнях.
При шизофрении наблюдаются весьма разнообразные изменения речи, рассматривать которые пытались,начиная от фонетического, морфологического строя языка, грамматики, синтаксиса, семантики, до особо интересующей нас прагматики речи. На протяжении прошлого столетия речь неоднократно становилась предметом исследований в клинике шизофрении, вследствие чего накопилось изрядное количество эмпирического материала (см. обзоры DeLisi, 2001; Covington, et al.,2005).Если говорить о работах последних десятилетий, то заметен постепенный переход от рассмотрения речевых нарушений в контексте клиническихсимптомов к анализу их в ряду когнитивных дефицитов, что отвечает логикеизменений подхода к изучению шизофрении.
Нарушения речи полагают связанными с дефицитами общей организации и управления поведением (Chaika,Lambe, 1989; Morice, 1995), следствиями нарушений внимания, когда в условиях отвлечения, интерференции больные хуже здоровых лиц воспринимаютречевое сообщение, не умеют отстроиться от внешнего «шума» (Landre,Taylor, 1995). Анализ спонтанной речи показал феномены нарушений ее плавности, затрудненного подбора нужных слов, сопутствующих как позитивной,так и негативной симптоматике (Allen, et al., 1985, 1993). Обосновываютсясмелые модели, трактующие речевые нарушения при шизофрении как основной механизм, объясняющий генез психосомптоматики (Kapur, 2003). У лиц,110болеющих шизофренией и расстройствами шизофренического спектра, описаны затруднения понимания речи, выражающиеся в меньшем объеме и точностивоспроизведения воспринимаемой речи, заменах слов, утрате деталей высказывания, за счет чего может утрачиваться содержание высказываний (Condray,2005).
В последние годы поискмеханизмов таких затруднений ведется с опоройна нейрофизиологические основы процессов, обеспечивающих память человека, и нарушенных у больных шизофренией (Stephane et al., 2001; Condray,et al.,2008).В отношении семантических аспектов речи западными учеными отмечено некоторое сходство пациентов, страдающих шизофренией, с больными афазиями, но сравнительный анализ особенностей затрудняется наличием различных подходов к классификации самих афазий (Goldfarb, et al., 1994).
Описаныявления дезорганизованных семантических сетей, низкой степени связи междусловами, близкими по содержанию, меньшей связи слов в предложении, несмотря на сохраняющийся грамматический строй речи (см. DeLisi, 2001).Страдает при шизофрении беглость речи, и в зависимости от длительности заболевания отмечаются все более отчетливо расстройства в виде стереотипий,персевераций, меньшей степени связности и гладкости речи, резонерства. Упрощение и уплощение речи усиливаются по мере развития симптомов негативного спектра, когнитивных нарушений (Fraser, et al., 1986).Нельзя не упомянуть работ T.J.Crow, который последовательно, на протяжении многих лет, обосновывал взгляд на речевые расстройства при шизофрении как основной дефицит.
Исследуя структурные аномалии мозга больныхшизофренией, полученные с использованием компьютерного сканирования,T.J.Crow и его коллеги выявили ряд аномалий, позже подтвержденных патологоанатомически. Вывод в отношении больных шизофренией как демонстрирующих меньшую степень доминирования левого, речевого полушария (Crow,1997) отвечал взглядам других исследователей на неполное полушарное доминирование как типичный признак шизофрении. Но в отличие от авторов,предпочитающих умеренные объяснения, T.J.Crow, акцентируя речевую111функцию левого полушария, и ссылаясь на слабость его роли, уверенно трактовал речевые дефициты при шизофрении как главный симптом. Он определил шизофрению как «плату человечества за возможность использовать язык»(Crow, 1997), что аргументировал ссылками на функциональное различие полушарий, на латерализацию как важный, всеобъемлющий механизм, предопределяющий онтогенетическое формирование всех психических процессов человека, связанных с речью (Crow, 1995).
В случае, если латерализация нарушается (что автор видит при шизофрении), последствия сказываются на всей психической деятельности. Это не означает, что исследователь не признавал других дефицитов, но предлагалась их трактовка как следствий речевого недоразвития (Crow, 1998). В дальнейшем, используя для утверждения своих концептуализаций все новые данные о нейробиологии шизофрении, когнитивных дефицитах, при ней наблюдаемых, T.J.Crow не отказался от главной идеи, истремился найти в речевых расстройствах механизмы, объясняющие появление галлюцинаций, бреда, других симптомов (Crow, 2004); сам феномен неполного доминирования он трактовал как следствие генетических аномалий иконституциональной предрасположенности (Crow, 2004).Заметим, что крайние взгляды T.J.Crow не нашли широкого признания;другие ученые, не отрицая особенностей латерализации, оставались на умеренных позициях в вопросе значимости речевых расстройств (Sommer, et al.,2001), интерпретируя их как вторичные, производные от других.
В частности,в последние годы находим примеры работ, исследующих речь как одно изпроявлений нарушений мышления (Goldberg, Weinberger, 2000; Elvevåg,Wisniewski, Storms, 2010). Отличие современных исследований является такжеиспользование более тонких и изощренных моделей самой речи, предложенных современной лингвистикой (Pomarol-Clotet, et al., 2008).Необходимо отметить, что отечественные психологи в разные годы также исследовали речевые нарушения у больных шизофренией. Так, В.П.
Критская изучала как особенности мыслительной деятельности больных, так и сопутствующие им речевые изменения (Критская, 1980-1991); при этом автор112следовала логике поиска нарушений избирательности при актуализации какпрошлого опыта больных, так и при построении речевого высказывания. Несколько более усложненная модель для объяснения речевых нарушений пришизофрении предлагалась на основе анализа особенностей смысловой переработки информации больными шизофренией (Жигэу, 2005). В настоящее времяизучение речи больных шизофренией отечественными авторами продолжается(Зверева с соавт., 2011).Отдельным аспектом в работах по проблеме речевых нарушений пришизофрении предстает изучение параметра беглости речи (verbal fluency).Внимание исследователей к нему возникло около двадцати лет назад (Allen,Liddle, Frith, 1993), и сразу стало ясно, что его можно использовать как показатель состояния не только речевого дефицита, но и для оценки состояниядругих исполнительских функций (Aloia, et al., 1996; Joyce, Collinson, Crichton,1996).
На сегодняшний день мнение о том, что скорость актуализации слов является довольно точным показателем состояния психических функций, особенно тех, за которые отвечают лобные отделы мозга, широко признано, поскольку поиск в памяти слов заданной категории требует выработки и осуществления определенной стратегии (Henry, Crawford, 2005). Предложен рядспециальных (простых по сути) методик для оценки данного параметра, частьиз них используются и в работах отечественных авторов (Алфимова, 2010).При всей привлекательности использования простых параметров дляобъяснения сложных явлений (например, когда в целях экономии времени иусилий вербальную беглость предлагают использовать как некий интегративный показатель, результирующую ряда расстройств, полезный для дифференциальной диагностики шизофрении), утверждать правомерность таких моделей для такой патологии, как шизофрения, нельзя.
И в этой связи необходимосослаться на исследование, в рамках которого авторы искали объяснительныемеханизмы речевых затруднений у больных шизофренией, используя специальную акустическую аппаратуру для анализа речи. Удалось выявить целыйряд важных составляющих низких результатов в пробах вербальной бегло-113сти: трудности распознавания речи интервьюера (например, за счет неточности восприятия интонации), общее замедление темпа психических процессов,привязанность речи к мыслительным процессам, нарушенным у больных, идаже собственно моторная составляющая выполнения (Allpert, Kotsaftis,Pouget, 1997).
Как можно видеть, простой параметр оказывается многокомпонентным, комплексным, а потому нуждается в дальнейшем изучении.Признавая важность параметра вербальной беглости, расценивая его какодин из компонентов когнитивных нарушений, либо как их точный сигнал,следует полагать, чтоон слабо раскрывает аспект нарушений содержательной,собственно человеческой стороны речи, или, как сейчас принято это концептуализировать, прагматики речи. Тогда как с учетом данных не только клиники,экспериментальной психопатологии, патопсихологии, но и иных концептуализаций (например, психоаналитических), наиболее существенными для понимания нарушений речи при шизофрении представляются те аспекты, которыекасаются использования речи как средства общения.
Остановимся на нихподробнее.2.4.2 Прагматика речи при шизофренииНа сегодняшний день в психологии, лингвистике, философии все ширераспространяется подход к речи, основанный на ее понимании как коммуникативного процесса, на акцентировании дискурса, диалогической сути речи. Этотподход именуют прагматикой речи, то есть ее использования в прагматическихцелях коммуникации, интеракции. Понятие «прагматика» речи как совокупность правил ведения беседы, диалога, предполагает понимание того, чтоименно хотел сказать другой, контекста сообщения, оценку возможности иуспешности донесения до него моего собственного сообщения, целого рядаиных функций с результирующей возможностью перехода на уровень метакоммуникации, рефлексии собственного речевого акта.
Применительно к клиническому контингенту в этой связи необходим сдвиг исследовательских ак-114центов от выявления все новых особенностей речи количественного свойства,темповых или динамических ее параметров, на обнаружение дефектов использования речи при общении. Такая смена позиции снижает ценность описанныхранее механизмов нарушений речи при шизофрении в рамках модели нейрокогнитивного дефицита и биологических основ расстройств, требует использования иных объяснительных принципов.Первые наблюдения в области прагматики речи у больных шизофрениейбыли сделаны клиницистами, например, уже Э.Блейлер говорил, что хотя речьдоступна больным шизофренией, они порой не используют ее для целей общения (Bleuler, 1920).