Диссертация (1145060), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, представления оспецифике высших психических функций, методология психологического исследования, разработанная в патопсихологии, и концепция патопсихологического синдромного анализа позволили квалифицировать нарушения мышления при шизофрении как следствия более общих нарушений мотивационноличностного аспекта деятельности.
Также были доказаны нарушения коммуникативной направленности и рефлексивной регуляции мышления и социального поведения, их связи с накоплением дефицитов социального и культурного опыта и трудностей коммуникации при шизофрении.8. Отечественные исследования нарушений психических процессов пришизофрении привели к появлению интереса к изучению нарушений социального познания при данном заболевании, осуществляемому в более широкомконтексте эмоциональных и мотивационных влияний. По мере накопленияданных, утверждал себя взгляд на приоритетный характер нарушений и искажений восприятия лицевой экспрессии, эмоций других лиц, затруднений понимания социального взаимодействия, иных смежных дефицитов при шизоф-79рении; почему в качестве значимого компонента патопсихологического синдрома при шизофрении было определено снижение социальной направленности личности больного.80Глава 2.
Эмпирические исследования нарушений социального познанияпри шизофрении2.1 Нарушения когнитивных процессов при шизофрении:на пути к исследованию социальных когниций.Изучение нарушений когнитивных процессов при шизофрении имеетдавнюю историю, шло в контексте развития клинических взглядов на данноезаболевание. Следуя идеям Э.Крепелина, полагавшего основой «раннего слабоумия» злокачественный органический процесс, часть клиницистов трактовали нарушения когнитивных функций как важную часть феноменологии шизофрении. Дополнительно мотивировало исследователей стремление найтичеткие квалифицирующие и дифференциально-диагностические критерии заболевания, и нарушения когнитивных процессов представлялись претендентами на эту роль.
Первоначально исследователи использовали простые когнитивные параметры: скорость реакции, характеристики внимания, механической памяти; по мере укрепления позиций когнитивной психологии, созданияновых моделей познавательных процессов, предмет исследования стал усложняться. Нарушения в области социального познания стали итогом, результатом длительных предшествующих усилий, которые коротко рассмотрим.К числу параметров, изучавшихся на этапе становления экспериментальной психопатологии, относится время реакции (или скорость реакции) напростые унимодальные стимулы.
Что существенного могли принести эти исследования для понимания шизофрении? Сейчас ответ на этот вопрос видитсякак отрицательный, но в свое время на указанный параметр возлагались большие надежды. Заметим также, что изучение скорости реакций в дальнейшемстало источником ряда эвристичных идей и последующих более серьезныхконцепций.В подтверждение высокой значимости параметра времени реакции дляизучавших шизофрению исследователей приведем выражение, использованное в статье, опубликованной в начале 1970-х г.г. (Cancro, et al., 1971): время81реакции определено как «полярная звезда» в исследованиях шизофрении.Столь большое значение параметру придавалось в связи с тем, что за ниммыслились нарушения внимания, тогда как дефицит внимания у больных шизофренией отмечал еще Э.Блейлер: «Активное внимание в виду отсутствияинтересов бывает очень слабым.
Тем более поразительно, что пассивное внимание не только не расстроено, но, по-видимому, лучше работает, чем нормальное. Больные могут быть как угодно заняты внешне или внутренне, и в тоже время отлично регистрируют все, что происходит вокруг них, и могут воспроизвести все, что восприняли» (Bleuler, 1920, с.314).
Нарушения первоговида внимания Э.Блейлер считал результатом патологии аффективной сферы,которой, по его представлениям, подчинено активное внимание. Особенностипассивного внимания, по мнению автора, имеют иной источник – аутистическую позицию больного, отказ от активного взаимодействия с миром; этотпункт многократно описывался в клинической литературе, представлен в самоотчетах больных.Исследования времени реакции, стоящих за этим показателем особенностей внимания у больных шизофренией на протяжении многих лет проводил D.Shakow с коллегами.
Уже в ранних работах исследовательской группыбыли показаны значительные изменения времени реакции у больных (Huston,et al., 1937), причем исследования были хорошо организованы, с использованием арсенала имеющихся на тот период аппаратных средств, в частности,стимулы предъявлялись в разных режимах – регулярно, нерегулярно, с вариабельным интервалом между ними. Путем максимально точной фиксации времени ответов было показано, что не только в целом время реакции замедленоу больных шизофренией в сравнении с группой нормы, но регулярность стимуляции, существенно улучшающая результаты в норме - за счет создания готовности к ответу, у больных такого эффекта не вызывает.
Учеными былпредложен особый индекс (set index), отражающий характеристики времениреакции, применение которого предлагалось для верификации диагноза шизофрении (Shakow, 1962).82Различия параметров времени реакции и внимания больных шизофренией от аналогичных показателей здоровых лиц и больных других нозологических групп находили свое подтверждение и в работах других авторов(Tizard, Venables, 1956; Czudner, Marshall, 1967). Но были получены и данныео неоднородности нарушений в группе больных шизофренией, и различия касалось влияния длительности заболевания (Huston, Senf, 1952), степени выраженности симптомов психотической дезорганизации (Rosenthal, et al., 1960);последнее требовало признания преходящего снижения показателей. На протяжении ряда лет много усилий исследователей было потрачено как на верификацию ранее полученных данных, так и на поиск механизмов, объясняющихзамедление реакции у больных, зависимости времени реакции от предсказуемости или непредсказуемости подачи следующего стимула, других частныхаспектов стимуляции.
Активная поисковая работа продолжалась вплоть до1970-х г.г., и благодаря ей, признание нарушений внимания при шизофрениистало общепризнанным (Van Dyke, Routh, 1973).Использование сложных экспериментальных моделей, когда стимулыносили мультимодальный характер (Waldbaum, Sutton, Kerr, 1975), привело кидее о большей продолжительность времени прохождения импульса по нервным волокнам, и тормозящем влиянии уже прошедшего импульса на последующие у больных шизофренией; так была обозначена роль механизма интерференции (Zubin, 1975). Следующим шагом стали модели, учитывающиемотивационные влияния.
Смелые экспериментальные планы, использовавшиеразличные формы стимуляции активности больных, поощрения, наказания(Garmezy, 1966; VanDyke, Routh, 1973) показали, что прямых влияний мотивационных факторов на эффективность реагирования больного подтвердить неудалось. Но результатом тщательного анализа данных стало доказательствотого, что реакции больных зависят не от ситуативных, заданных экспериментатором мотивирующих воздействий (значимых для психически здоровыхлиц), но от собственного устойчивого отношения пациентов к стимулам разного рода, то есть от внутренних переменных (Shakow,1976; Chapman,83Chapman, 1973).
Заметим, что этот результат имеет для нас особое значениепри его переносе на реактивность больных шизофренией при работе с социальными стимулами: наличие определенной внутренней установки больных(социальной ангедонии) может оказывать влияние на ухудшение их когнитивных способностей.Активно изучался такой параметр внимания как его избирательность,поскольку клинические описания, самоотчеты пациентов, страдающих шизофренией, содержат указания на их неспособность отвлечься от ненужныхсейчас, нерелевантных решаемой задаче стимулов. Гипотеза нарушения селективности внимания, или дефекта «фильтра», повышенной отвлекаемости(distractibility) нашла подтверждение у больных шизофренией (McGhie,Chapman, et al., 1961, 1962, 1965).
Еще одной получившей экспериментальноеподтверждение стала теория сверхвключенности (overinclusive) внимания пришизофрении (Payne, Caird, 1967).Развитием данных представлений можно считать теорию W.Broen иL.Storms о присущих больным шизофренией трудностях организации информации в иерархию, когда нарушается процесс ее избирательного воспроизведения (Broen, Storms, 1966-1969). Отметим, что близкая теория нарушенийпознавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) при шизофрениикак следствия нарушенной их избирательности, с актуализацией слабых и латентных признаков объектов была сформулирована Ю.Ф.Поляковым и его сотрудниками (освещена выше).По мере развития интереса исследователей к когнитивным функциямбольных шизофренией, стали возникать новые области изучения, в том числе– нарушений памяти.