Диссертация (1145030), страница 68
Текст из файла (страница 68)
07.10.2015. Режим доступа:http://www.levada.ru/2015/10/07/institutsionalnoe-doverie/ (дата обращения: 22.11.2015)238всех значимых с политической точки зрения институтов современной России. Доверие к СМИдаже ниже, чем к Государственной Думе или региональным органам власти. Следовательно,СМИ, как и социальные медиа, оказываются в группе источников политической информации снизким уровнем доверия. И этот факт является важнейшей константой политическойстабильности в России.
Социальные медиа, социальные сети и другие интернет-источникиотносятся большинством граждан к разряду сомнительных информационных ресурсов. Данные,которые мы приводим, получены независимым социологическим центром. Если уровеньдоверия к СМИ можно считать невысоким, то уровень доверия к социальным медиа, очевидно,также является невысоким и это определяет рамки мобилизационных возможностей сетевойполитической коммуникации в современной России.
Об этом же пишет Ф. Фоссато: «Рунет внастоящее время работает как средство распространения и обмена информацией, но в основномлишь в закрытых группах, которые обычно не проявляют ни способности, ни охоты ксотрудничеству... Интернет становится инструментом адаптации к той политическойреальности, на которую, по мнению пользователей, они не в состоянии повлиять» 1. Мыполагаем, что это мнение основано на объективных эмпирических данных, которые, однако, неговорят о том, что в России совершенно не возможна политическая кооперация по сетевомупризнаку. Она, как это показывают отдельные примеры политических протестов, избирательныхкампаний и благотворительных акций, вполне возможна.
Но ее возможности сильноограниченысоциальнымирамками,характеризующимисясоциальнойатомизациейиполитическим пессимизмом, а также доминирующим стилем коммуникации в социальных сетяхи социальных медиа.3.4. Сетевые коммуникации и динамика развития политических институтов в РоссииВ предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели вопросы использованиясетевых коммуникаций в российской политике, обнаружив противоречивую ситуацию, когда, содной стороны, средства сетевой политической коммуникации активно используются, а сдругой стороны, они имеют значительные ограничения, связанные с высоким уровнемсоциальной атомизации и низким уровнем доверия 2.
Вероятно, можно было бы ожидать, чтовлияние сетевых коммуникаций можно оценить по направлениям деятельности органовгосударственной власти и изменению конфигурации политических институтов. В данном1Фоссато Ф. Рунет как инструмент адаптации // Pro et Contra. 2009. № 2. С. 91-99.Быков И. А. Социальный капитал и политика в России: портрет на фоне Европы // Политэкс. 2011. № 1. С. 102116.2239параграфе будет проведена попытка обнаружения этого влияния.Данные о том, когда российские органы государственной власти впервыезадействовали Интернет в своей деятельности, у разных исследователей расходятся. Наиболеераспространенной является мнение о том, что «впервые об Интернете как инструментеполитической власти в России стало известно после знаменитой пресс-конференции Б.Ельцина» 12 мая 1998 года1.
Некоторые другие авторы упоминают о том, что, начиная с 1996года, ведутся работы по созданию российского сегмента сети Интернет для органовгосударственной власти Российской Федерации – Russian Government Internet Network (сетьRGIN)»2. Другие источники говорят об успешном эксперименте по внедрению элементовэлектронного правительства на федеральном уровне в том же 1996 году.
Тогда была созданаежедневная система предоставления всей официальной документации Федеральной комиссиипо ценным бумагам на ее вэб-сайт3. Тем не менее, проведение интернет-конференцийгосударственными деятелями стало одной из самых известных форм политическойкоммуникациивроссийскомИнтернетеипровозвестникомиспользованиясетевыхполитических коммуникаций в нашей стране. Напомним, что инициатива проведения первойинтернет-конференции с Б.
Н. Ельциным принадлежала компании MSNBC, а обеспечениетехнической части было поручено ФАПСИ. В ходе конференции Б. Ельцину было задано около3000 вопросов, из которых только на 14 были получены ответы. Пресс-конференция широкоосвещалась в прессе и электронных СМИ. Вместе с этим, в кругах интернет-пользователеймнение о самой конференции было достаточно противоречивым. Как пишет Д. Иванов,«высказывалось даже мнение, что общение Ельцина с пользователями Интернета – профанация,так как президент не смотрел в монитор, а отвечал на заданные по телефону вопросы4.Полезное начинание президента Б. Ельцина было в том же году подхвачено идругими государственными чиновниками: С.
Кириенко и Ю. Лужковым 5. 6 марта 2001 г.интернет-конференцию провел новый президент В. Путин, который затем неоднократноприбегал к этому методу коммуникации с широкой общественностью. Первая интернетконференция В. Путина длилась около часа. В ходе ее было задано порядка 20 тысяч вопросов,касающихся различных сторон современной российской политики, некоторых аспектов личной1Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. 1999. № 9. С. 21.Василенко В. И., Василенко Л. А. Интернет в системе государственной службы.
М.: РАГС, 1998. С. 57.3Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 31-45.4Иванов Д. Г. Пресс-конференции в Интернете: сетевое общение политиков и космонавтов [Электронный ресурс] //Русский журнал. 21 августа 1998 г. Режим доступа: http://old.russ.ru/journal/media/98-08-21/ivanov.htm (датаобращения: 28.02.2013).5Чеснаков А. А. Ресурсы Internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития //Вестник Московского Университета.
Серия 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 68.2240жизни президента. В. В. Путин ответил только на 20 вопросов, но оценил акцию как «оченьперспективную форму общения». Очевидно, что подобные интернет-конференции выполняютфункцию «живой» обратной связи политика с аудиторией. Кроме того, они позволяют снять собщения налет официальности1. Вслед за государственными лицами федерального уровня новаяформа политической коммуникации стала активно использоваться и на региональном уровне.Кроме интернет-конференций, представители государственной власти проводят ивстречи с представителями интернет-сообщества в режиме офлайн.
Так, на пример, 28 декабря1999г. состоялась встреча В. В. Путина с представителями российского интернет-сообщества,приуроченная к открытию сайта правительства Российской Федерации, на котором быларазмещена программная статья премьер-министра «Россия на рубеже тысячелетий». ОтставкаЕльцина спустя три дня после встречи и ранний старт избирательной кампании дали вдальнейшем повод трактовать это событие как предвыборное мероприятие. Действительно,встреча стала для Путина весьма удачным имиджевым ходом, однако следует отметить, что онаготовилась заранее, с начала ноября 1999 года.
К участию в данном мероприятии былипривлечены ряд министров, а также видные представители интернет-сообщества. В результатевстречи с представителями интернет-сообщества, открытия сайта правительства и публикации вИнтернете программного текста, В. В. Путин сразу стал восприниматься как политик, нечуждый новых технологий и лично гарантирующий свободное развитие российского сегментавсемирной Сети2.Нарубежетысячелетийпрактическивсеорганыгосударственнойвластифедерального уровня обзавелись собственными интернет-представительствами. В декабре 1999годабылоткрытофициальныйсайтПравительстваРоссийскойФедерацииимногофункциональный портал «Официальная Россия» (www.gov.ru).
В государственныхструктурах некоторое воплощение получила идея создания интернет-порталов как «единойточки входа» пользователей, интересующихся политической тематикой. Государственныеинтернет-порталыпризваны«решитьцелыйкомплексполитических,правовых,организационных, административных, научно-прикладных и технологических вопросов» 3.Среди государственных сайтов в первую очередь следует отметить сайт Президента РоссийскойФедерации (www.kremlin.ru), сочетающий как новейшие технологии программирования, так играмотное информационное наполнение. Президенту РФ В. В. Путину также принадлежитпервенство в создании специализированного сайта для школьников (www.uznay-presidenta.ru).1Комаровский С., Мараховская М.
Интернет – новая избирательная технология? // Советник. 2001. № 3. С. 10.Иванов Д. Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. № 4. С. 22-33.3Павлютенкова М. Ю. Новые информационные технологии в современном политическом процессе // Власть. 2000.№ 8. С. 38-43.2241Идея создания электронного правительства в России постепенно набирала вес. Вначале 2001 года «по инициативе Департамента правительственной информации аппаратаПравительства Российской Федерации был создан специализированный сайт http://www.egovernment.ru»1.
Однако, создание и развитие интернет-сайтов органов государственной властив России проходит не всегда гладко. Так, например, «создание сервиса Министерства РФ поналогам и сборам скорее выглядит изощренным издевательством над налогоплательщиками.Скачивание программного обеспечения, заполнение и распечатка бланка налоговой декларацииприводила к тому, что «продвинутый» налогоплательщик заполнял бланк заново вручную скалькулятором в коридорах Министерства»2.
Очевидно, что внедрение «сырых» интернетрешений подрывает доверие к самой идее электронного государства. Несмотря на то, что всефедеральные структуры имеют собственные сайты, уровень дизайна и навигации на сайтахнельзя назвать высоким и отвечающим современным требованиям; «самой большой проблемойвеб-сайтов федеральных министерств является низкая частота обновления информации» 3.Многие отечественные исследователи дают неутешительную характеристикусовременномусостояниюиспользованиявозможностейИнтернетагосударственнымиполитическими структурами России: представленная в сайтах властных структур информациястрого дозирована и скупа. «Создается впечатление, что за этой информацией властныеструктуры не хотят видеть своих граждан, своих избирателей, не интересуются их интересами,не рассказывают о реализации своих предвыборных программ, действуют в режимеполитической самодостаточности.