Диссертация (1145030), страница 67
Текст из файла (страница 67)
Этот факт обеспечиваетдополнительную репрезентативность, так как обычные телефонные опросы очень часто«натыкаются» на нежелание респондентов отвечать на вопросы. Уровень отказов в 10 % можетзначительно понизить репрезентативность, что требует увеличения выборки, чего в нашемслучае не пришлось делать.
Таким образом, оценка генеральной совокупности и соотношенияопрошенных студентов позволяет сделать вывод, что нам удалось провести репрезентативноеисследование, в котором уровень статистической погрешности не превышает 5 %1.Наше исследование показало, как мы и предполагали, что студенческая молодежьСанкт-Петербурга значительно чаще обращается за информацией к социальным сетям, нежели ктелеэкранам (рис. 10).
В частности, всего 20 % респондентов отметили, что смотрят телевизоркаждый день, тогда как к социальным сетям каждый день обращаются 80,75 %. Социальныесети заменили телепросмотр в качестве основного способа получения информации. Почтиполовина респондентов практически не пользуются телевизорами (49,25 %). Эта цифраскладывается из тех, кто никогда не пользуется (21,75 %) и кто всего несколько раз в месяцпользуется (27,5 %) телевидением. Очевидно, что высокая степень пользования социальнымисетями вызвана целым рядом обстоятельств, среди которых молодежный стиль жизни играетважнейшую роль.
Студенты значительно меньше проводят время дома, предпочитая активныевиды деятельности, перемещение по городу. Современные гаджеты (смартфоны, планшеты,мобильные компьютеры), подключенные к мобильному Интернету, позволяют получатьинформацию «на ходу». Отсюда такое преимущество социальных сетей над телевидением.Для того чтобы проверить, существует ли связь между медиапотреблением и поломреспондента, мы использовали критерий согласия Пирсона Хи2. Такой подход встречается вспециальной литературе2.
Вначале обратимся к проверке зависимости телесмотрения от пола.12Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997. С. 178.Жолудева В. В., Панарский Н. С. Математико-статистические методы и модели в социологическом234Для этого была составлена таблица сопряженности (см. табл. 6) и проведены расчеты.Оказалось, что значение Хи2 = 11.7585, а P-значение составило 0.0082.
Это значит, что лишь свероятностью 0,82 % можно допустить, что нулевая гипотеза об отсутствии связи между поломи телесмотрением верна. Другими словами, очевидно, что существует очень высокая степеньзависимости уровня использования телевидения от пола респондентов: студентки больше, чемстуденты смотрят телепрограммы, и это различие имеет статистически значимый уровень.Рис. 10 Распределение медиапотребления студентами Санкт-Петербурга (N=400)Далее, в той же таблице сопряжения представлены данные по зависимости частотыпользования социальными сетями от пола.
В данном случае критерий согласия Пирсона Хи 2продемонстрировал значение 1.2277, а P-значение равнялось 0.7464, что говорит о том, что свероятностью 74,64 % нулевая гипотеза о том, что связь между полом респондентов и уровнемиспользованиясоциальныхсетейотсутствует,верна.Инымисловами,гендернаяпринадлежность не влияет на высокий уровень пользования социальными сетями. И студенты,и студентки в одинаковой степени часто пользуются ими. Различия в использованиисоциальных сетей между полами не имеет статистической значимости.Табл.
6. Пол и использование каналов коммуникацииЧастотность телесмотрения в зависимости от полаПараметрМужчиныКаждый день30Несколько раз вНесколько раз внеделюмесяц4960(N=189)исследовании // Труды СГА. 2011. № 5. С. 120-31.Никогда50235Женщины50745037(N=211)Частотность использования социальных сетей в зависимости от полаПараметрМужчиныКаждый деньНесколько раз вНесколько раз вНикогданеделюмесяц150251041732792(N=189)Женщины(N=211)Как мы указывали ранее, в начале исследования нами была выдвинута рабочая гипотезао том, что существует более высокое доверие к социальным сетям, чем к телевидению.
Врезультате проведенного исследования, эта гипотеза не подтвердилась. Точнее, ответы навопрос о том, какая информация заслуживает большего доверия, поделились, учитываястатистическую погрешность, практически поровну: 54 % респондентов (216 человек) указали,что скорее в социальных сетях, а 46 % (184 человека) - в телевидении. Таким образом, скореевсего, студенческая молодежь отдает предпочтение социальным сетям не потому, что она имбольше доверяет, а потому, что эта форма информационного потребления более удобна.Следующим шагом следовало проверить наличие связи между полом и доверием кмедиаканалам, а также между полом и интересом к политической информации. Для этого былисоставлены соответствующие таблицы сопряженности и вычислены значения Хи2 (см. табл.
7).Табл. 7. Пол, доверие к каналам коммуникации и интерес к политической информацииЗависимость между полом и доверием к каналам коммуникацииПараметрБольше доверяют социальным сетямБольше доверяют телевидениюМужчины (N=189)12069Женщины (N=211)96115Зависимость между полом и интересом к политической информациейПараметрИнтересуются политическойНе интересуются политическойинформациейинформациейМужчины (N=189)13554Женщины (N=211)14962Зависимость между доверием к каналам коммуникации и интересом к политической информацииПараметрДоверяют социальным сетям(N=216)Интересуются политическойНе интересуются политическойинформациейинформацией14274236Доверяют телевидению (N=184) 14242В случае с доверием к носителям информации проявилась зависимость между поломи уровнем доверия.
Мужчины склонны больше доверять социальным сетям и не доверятьтелевидению, женщины - наоборот: значение Хи2 составило 12,2917, P-значение - 0.0004.Полученные результаты свидетельсуют об очень высокой вероятности данной зависимости. Мыможем сказать, что различия в доверии к медиаканалам между полами имеет высокуюстатистическую значимость.Важным результатом нашего исследования стала констатация того, что студенческаямолодежь интересуется политикой в значительной степени: 284 респондента (71%) указали, чтоследят за политическими новостями и другой политической информацией.
В случае с проверкойзависимости между полом и интересом к политической информации, можно констатировать свероятностью почти 99,55 % (P-значение в тесте Хи2 составило 0.9455, Хи2=0.0047), что такойсвязи нет. Вне зависимости от пола студенты достаточно сильно интересуются политикой.Проверка связи между доверием к медиаканалам и интересом к политике установилос вероятностью 98,37 % существование статистически значимой зависимости между этимипараметрами (Хи2=5.7649, P-значение составило 0.0163).
То есть, кто доверяет телевидению,больше интересуются политикой. В то же самое время, те, кто доверяют социальным сетям, взначительно меньшей степени интересуются политикой. Таким образом, третья гипотеза,выдвинутая в начале статьи, была опровергнута результатами исследования.В результате нашего исследования были получены интересные результаты. Согласнополученным данным, всего одна треть студенческой молодежи не интересуется политикой. Взначительной степени это был неожиданный результат, так как в традиционных средствахмассовой информации довольно часто можно услышать сетования на то, что молодежь никак непроявляет свой интерес к политике.
Во-вторых, основываясь на полученных данных, мывыяснили: уровень доверия к социальным сетям находится примерно на том же уровне, что иуровень доверия к телевидению. При этом уровень использования социальных сетейзначительно превышает уровень использования телевидения. Можно констатировать, чтоосновным каналом коммуникации для студентов Санкт-Петербурга стали социальные сети.Вместе с тем, существуют значимые различия между полами.
Было установлено, чтостуденты женского пола больше доверяют телевидению, а высокий уровень довериятелевидению, в свою очередь, влияет на интерес к политической информации. В то же самоевремя надо признать, что студенты женского пола интенсивнее пользуются социальнымисетями, а не телевидением. Именно в этом заключается парадоксальность результатов: студенты237женского пола больше пользуются социальными сетями, но доверяют телевидению, и при этомименно телевидение влияет на повышение интереса к политике. В случае со студентамимужского пола высокий уровень доверия к социальным сетям не продуцирует интереса кполитической информации. Студенты мужского пола больше пользуются социальными сетями,больше им доверяют, но при этом социальные сети не влияют на повышение интереса кполитике.Так или иначе, наше исследование опровергает идею о том, что социальные медиа вРоссии являются бесспорным каналом политической социализации в молодежной среде и,таким образом, продуцируют питательную среду для оппозиционных настроений.
Оченьважным представляется и то, что уровень доверия к социальным медиа не сильно отличается отуровня доверия к телевидению. Тут следует говорить о низком доверии к СМИ и всей медиасфере в России. В частности, недавнее исследование Левада-Центра показало, что СМИобладают одним из самых низких уровней доверия среди всех имеющих отношение к политикеинститутов1.
В табл. 8 представлен процент утвердительных ответов («вполне заслуживает») навопрос «В какой мере, на ваш взгляд заслуживает доверия …?»Табл. 8. Уровень доверия к институтам в России (%, N=1600)201320142015Президент557980Армия435364Церковь, религиозные организации485453Органы госбезопасности364650Правительство304645Совет Федерации243940Госдума253740Областные (краевые, республиканские) органы власти323538Прокуратура263237Печать, радио, телевидение243634Местные (городские, районные) органы власти272732Суд212629Полиция182129Профсоюзы182824Политические партии121820Средства массовой информации оказались в нижней части пирамиды доверия среди1Институциональное доверие [Электронный ресурс] // Левада-Центр. Пресс-выпуск.