Диссертация (1144900), страница 70
Текст из файла (страница 70)
Между тем, с весны 1917 года странуохватилиаграрныебеспорядки,направленныенапеределземельнойсобственности. Под ударом оказались, прежде всего, крупные землевладельцы и,в том числе, монастыри и церкви. Хотя, конечно же, ни в коем случае нельзяговорить о том, что крестьяне вмиг стали атеистами, тем не менее, в народеполучило широкое распространение представление о монахах и попах, как отунеядцах, забывших христианские заветы нестяжательства. Особое недовольствоу населения вызывали факты сдачи церковной и монастырской земли в аренду,что воспринималось как своего рода ростовщичество, и в условиях нарастающего«аграрного хаоса» приводило к неминуемым эксцессам. После Февраля такжестали активно распространяться и поставленные на научную основу лозунгисоциалистов о необходимости экспроприации вообще всех церковных имонастырских владений.
В доставленных с мест и доработанных эсерами вавгусте 1917 года 242 крестьянских наказах, легших впоследствии в основу«Декрета о земле», содержалось требование безвозмездного отчуждения земель –в том числе церковных и монастырских – во «всенародное достояние» и передачиее «в пользование всех трудящихся на ней»2.
Правда, эсеры вписали в наказы1РГИА. Ф. 797. Оп. 86. II Отд. 3 Стол. Д. 57. Л. 1 – 2 об.2Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов. 1917. 19 августа. С. 3–4.314такие свои программные требования, как отделение церкви от государства иобъявление религии частным делом каждого гражданина, а также отделениешколыотцеркви.Представляетсясомнительным,чтобыкрестьянесамостоятельно сформулировали такие положения. Кроме этого, в наказахговорилось о преобразовании «церковно-приходских училищ» в народныеучилища1. Вместе с тем, крестьяне не оспаривали ценности института церкви кактаковой, хотя и часто выступали против конкретных ее представителей(например,изгоняянепопулярныхприходскихсвященников)илисуществовавшей, по их мнению, имущественной несправедливости.
Видимо, из-запоследнегообстоятельствавнаказахпоявиласьфразаонемедленнойконфискации церковных и монастырских капиталов, дополненная редакторамикомментарием, что эти богатства «создала тьма народная и теперь они должныпойти на просветление народа»2.По данным МВД с апреля по октябрь 1917 года захват крестьянамимонастырских и церковных угодий имел место в 51 губернии3.
Наиболеераспространенными,возможно,самымбезобиднымпроявлением«антиклерикальных» аграрных беспорядков было использование церковных луговдля заготовки сена и вырубка леса, а также выпас скота. Например, 19 июля 1917года секретарь Воронежской духовной консистории Петр Белавин доложил оберпрокурору Синода о том, что крестьяне села Селявного Короткоякского уездазахватили принадлежащий монастырю тальник площадью 7 десятин и скосилимонастырский луг4. 27 июля обер-прокурор проинформировал товарищаминистра внутренних дел Щепкина о действиях крестьян села БашковичДуховщинского уезда Смоленской епархии, захвативших и скосивших причтовыйлуг5. Оградить свои права на пользование церковным сенокосом в августе 19171Там же.2Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов.
1917. 20 августа. С. 4.3Емелях Л.И. Указ. соч. С. 127; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в советскойРоссии (1917 – 1921 гг.). М., 1975. С. 17; Цыремпилова И.С. Указ. соч. С. 22.4РГИА. Ф. 797. Оп. 86. III Отд. 5 Стол. Д. 14. Л. 92.5Там же. Л. 87.315года попросили Министерство исповеданий члены причта Барколабовской церквиБыковского уезда Могилевской епархии1.
А 19 августа министр исповеданийКарташев написал главе МВД Н.Д. Авксентьеву о том, что крестьяне деревниЗаборовье Тверского уезда «насильственным способом скосили самый лучшийпокос Вознесенского Оршина монастыря»2. Вслед за этим 27 августа в МВДпоступила информация о самовольных порубках и потраве крестьянами леса,принадлежавшего Варшавинскому женскому монастырю Нижнедевицкого уезда3.А 3 ноября на имя министра исповеданий пришло отношение от секретаряТульской духовной консистории о том, что крестьяне самовольно рубят лесНовосильского Свято-Духова монастыря4.Значительно более существенным ущербом для духовенства оказывалисьрешения крестьянских комитетов об изъятии церковной земли, что практическилишало причты средств к существованию. Нередко это сопровождалосьпостановлением об уменьшении или полном прекращении церковных сборов.Так, 23 марта 1917 года к настоятельнице Чиликского женского монастыряявились местные жители во главе с помощником волостного старшиныАбдрахманом Мусиным, которые забрали себе сберегательную книжку обители,описали все имущество и объявили, что будут обрабатывать монастырскую землю«для себя»5.
30 апреля священник Ярцев от имени Благочиннического съезда 4-гоокруга Иркутского уезда сообщил телеграммой обер-прокурору, что местныйсъезд крестьянских депутатов постановил отнять от сельского духовенства всеземельные угодья. В связи с этим Ярцев просил установить им денежнуюкомпенсацию из средств Государственного казначейства6. Епископ ПсковскийЕвсевий (Гроздов) писал 13 мая обер-прокурору, что по донесению ряда причтовкрестьяне отобрали себе церковно-причтовую землю «без всякого за нее1Там же. Л. 91.2Там же.
Л. 114.3Там же. Л. 127.4Там же. Л. 137.5Там же. Л. 16.6Там же. Л. 8.316вознаграждения»,принадлежащейатакжевырубилиПсково-Печерскому255деревьевмонастырюдачестроевоголесана«Мустищево»1.ВКалужской губернии крестьяне захватили земли Казанской Амвросиевскойженской пустыни, о чем 20 июля Главное управление по делам милициипроинформировало Калужского губернского комиссара2. Отношением от 25 маяВ.Н. Львов докладывал министру внутренних дел, что по сообщению епископаУральского Тихона (Оболенского) в некоторых населенных пунктах прихожанерешили занять и распахать причтовую землю, а в поселке Знаменском онипостановили отобрать и израсходовать на свои нужды церковные деньги.
Крометого, во многих переселенческих поселках жители отказали причтам в наймеквартир, что поставило под сомнение возможность их проживания в этихместностях3. 8 июля делегат Якутского епархиального съезда телеграфировалВ.Н. Львову, что местные жители изгоняют православное духовенство и насильноотнимают покосы. Ввиду этого Главное управление по делам милиции«предложило» Якутскому областному комиссару «принять решительные меры кпрекращению самоуправства прихожан Якутской епархии»4. В ряде населенныхпунктов крестьяне установили определенные таксы за требы, венчание иотпевание5.
А в Западной Сибири прихожане стали активно добиваться праваинспекции церковных сумм: сельские и волостные комитеты требовали отцерковных старост ключи от свечных ящиков и приходно-расходные книги,угрожая арестами. Крестьяне были уверены, что члены причта присваивают себеприходские деньги, что оборачивалось актами насилия в отношении священно- ицерковнослужителейизахватамипричтовыхземель6.Припохожихобстоятельствах в селе Корноухове Казанской губернии прихожане потребовалиот священника Николая Малиновского снести его личный дом, построенный – с1Там же. Л. 20–22.2Там же.
Л. 30–31.3Там же. Л. 15.4Там же. Л. 58, 60.5Емелях Л.И. Указ. соч. С. 72–91, 149–150.6Коголь Т.Н. Взаимоотношения Русской Православной Церкви в первое десятилетие Советской власти(исторический анализ на материалах Западной Сибири). Томск, 2005. С. 46–47.317разрешения епархиального начальства – на церковной земле. При содействииместного губернского комиссара между священником и крестьянами былодостигнуто соглашение о продаже дома за 3500 рублей под снос1.Разжигателями «антиклерикальных» настроений нередко оказывалисьлюди, только что приехавшие в еще недавно спокойные уезды.
Например, 12 маяепископ Орловский Макарий сообщил В.Н. Львову, что во многих селах«солдаты, прибывшие с фронта в большинстве дезертирами в огромномколичестве на Пасху, возмутили общества прихожан против духовенства»,установили мизерную плату за требы, а в селе Жадине отобрали церковнуюземлю и продали ее. Одного священника арестовали за то, что он попросил сприхожанки рубль за составление телеграммы и «удостоверение болезни» еесвекра, и отправили под конвоем 30 километров пешком в город Севск к уездномукомиссару.
Тот передал клирика судье, который, впрочем, тут же распорядился обосвобождении. В это время в доме священника провели обыск и изъяли рожь.«Положение духовенства в округе в настоящее время самое критическое.Положительно придираются к каждому слову и наносят возможные оскорбления.Комиссары, избранные… из подонков общества, распоряжаются бесконтрольнодуховенством, заставляют их делать все по своему усмотрению, не признаютникаких канонических правил…» – добавлял Макарий2.Варьировались и меры принуждения, принимавшиеся местным населениемк духовенству и его имуществу.