Диссертация (1144778), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Работоспособность таких спортсменов оставалась высокой. Однако, у 3из них к концу 10-летнего периода наблюдений повышение давления, хотя ибыло незначительным, но стало уже более стойким, что соответствует даннымГоризонтова П.Д., (1980), Ивановской Т.В.
с соавт., (1999), Кабалава Ж.Д. ссоавт.(1999)идругих,рассматривающихгиперреакторовкакпредгипертоников.Средние величины отдельных параметров ЭКГ и АД по Холтеруменялись в процессе многолетней тренировки сравнительно мало (таблица 4.9).Ритм сердечной деятельности не изменился у половины спортсменов. У35,2% он несколько замедлился (удлинение интервалов RR на 0,06-0,2 сек.) и у14,5% незначительно ускорился. Лабильность синусового ритма такжеоставалась, в основном, стабильной. Небольшие ее колебания в ту или инуюсторону встретились одинаково часто, но значительные изменения при этомбыли обнаружены лишь у небольшой части спортсменов (увеличение у 5,8% иуменьшение у 3,8% обследованных).Таблица 4.9.Средние величины показателей ЭКГ в начале и в конце подготовки (n=50)x SxПоказателирPQ в секQRS в секНачалоподготовки0,16±0,020,08±0,01Конецподготовки0,17±0,030,08±0,01р≤0,05р≥0,05Вольтаж R29,6±7,628,8±6,9р≤0,05Систолические показатель в %38,8±4,438,2±4,3р≥,05В процессе многолетней подготовки (на тех или иных ее этапах) у 20спортсменов наблюдалось нарушение возбудимости - главным образом, в видеэкстрасистолической аритмии.
Чаще это касалось футболистов (7% поотношению к общему числу наблюдавшихся) и спортсменов, тренирующихсяна выносливость (5,7%), значительно реже - спринтеров (3%). Зависимости отвозраста при этом не выявлено. В 15 из 20 случаев обнаружили желудочковые183экстрасистолы, в 3 - предсердные и в 1 - из атриовентикулярного узла. Вкачестве этиологического фактора у 7 спортсменов удалось четко установитьфизическое перенапряжение, у 7 - обостряющиеся очаги хроническойинфекции (с выступлениями в тренировках и соревнованиях в болезненномсостоянии), у двух - нервно-эмоциональную перегрузку на фоне резковозбудимого типа нервной системы и у одного спортсмена - нарушениережима. У трех спортсменов видимых причин, могущих объяснить появлениеэкстрасистолии, установлено не было.В большинстве случаев (15 из 20) нарушения деятельности сердца носиливременный характер.
У 6 спортсменов одновременно с нарушением ритмапоявились и другие изменения ЭКГ.Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы по даннымкомплексногоисследования(включавшегоизучениеприспособляемостиорганизма к физическим напряжениям) было изменено в период появленияэкстрасистолии у 11 из 20 спортсменов, работоспособность была снижена у 9.У11спортсменовнаступилополноевосстановлениепослесоответствующего изменения тренировочного режима и лечения, нарушенияритма исчезли и затем на протяжении многих лет напряженной тренировкибольше не появлялись.У 5 спортсменов восстановление нельзя было считать полным, ибо посленормализациидеятельностисердцавпоследствии(приухудшениитренированности, или переутомления) нарушения ритма появились вновь.
Удвух спортсменов экстрасистолия была стойкой. У спортсмена К., у которогопри появлении предсердной экстрасистолии рекомендации об изменениирежима тренировки не было своевременно выполнены, через 3 месяца,параллельносперетренированностиухудшениемпоявилосьобщегоболеесостояниясложноеинарушениеразвитиемсердечнойдеятельности, и спортсмену была полностью запрещена тренировка.
Лишьчерез 2 года наступило восстановление, и спортсмен впоследствии напротяжении еще 6 лет выступал в командах мастеров.184Полное восстановление работоспособности наступило у 17 из 20спортсменов, имевших нарушения сердечной деятельности. Исключениесоставили приведенный выше спортсмен К., и легкоатлет А., у которогоэкстрасистолия появилась в период острого заболевания (менингоэнцефалит), атакже легкоатлет Н., у которого перенапряжение помимо нарушения ритмавызвало комплекс функциональных изменений с последующим падениемработоспособности.Из других форм нарушений ритма следует отметить два случая синдрома.Один из них относился к неоднократному чемпиону и рекордсменугорода спринтеру О., у которого измененная ЭКГ отмечалась уже в начале егоспортивной карьеры. В течение 8 лет он находился в сборной команде, непредъявлял никаких жалоб, обладал стабильными показателями, хорошимфункциональным состоянием и высокой работоспособностью.
У второгоспортсмена (Р., 25 лет) наряду с этим изменением ЭКГ определялось резкоеувеличение сердца (объем сердца на кг веса тела достиг 16,5 см³), снижениеприспособляемости сердечно-сосудистой системы к физическим напряжениям.В анамнезе - ревмокардит (за 2 года до обследования). В период обследования четко выраженная недостаточность митрального клапана. У легкоатлета И.определялся атриовентрикулярный ритм, без каких либо других измененийЭКГ при хорошем функциональном состоянии и высокой работоспособности.Предсердно-желудочковаяпроводимостьудлиниласьу30,9%спортсменов, однако в большинстве случаев при этом не выходила за пределыверхних границ так называемой "физиологической нормы". У 9 спортсменовдлительность PQ достигла 0,21-0,22 сек. при хорошем функциональномсостоянии и отсутствии каких-либо других изменений ЭКГ.
У шестиспортсменов удлинение PQ совпало с дальнейшим замедлением сердечногоритма.Удлинение PQ более 0,22 сек. в процессе подготовки обнаружено у 19спортсменов (максимальное значение - 0,32 сек.). При этом перегрузку, какявный этиологический фактор удлинения проводимости, можно было выявить185у 11 из 19 обследованных, хронический тонзиллит - у пяти. У 10 спортсменовудлинение PQ было временным, четко совпадая у 8 из них с периодомпереутомления, и сопровождалось у шести человек комплексом другихизменений ЭКГ.Полная нормализация ЭКГ у 6 из этих спортсменов произошла напротяжении 1-3 недель (после рационализации режима тренировки за счетуменьшениянагрузкиииспользованиякомплексавосстанавливающихсредств). Дальнейшеие наблюдения на протяжении нескольких лет не выявиликакой-либо патологии, работоспособность оставалась высокой.У двух спортсменов кратковременное удлинение PQ (в пределах 0,23-0,24сек) как изолированный симптом нельзя было связать с ухудшениемфункционального состояния и переутомлением.У 9 спортсменов удлинение PQ в пределах 0,24-0,32 сек.
было стойким напротяжении многих лет наблюдений, с небольшими колебаниями в ту илииную сторону, но при этом никогда не достигавшее нормальных величин. Изних у двух человек удлинением PQ наблюдалось и до начала тренировки свысокими нагрузками, т.е.
было обнаружено уже при первичном обследовании.У остальных семи человек удлинение PQ появилось в процессе наблюдений. Изних в пяти случаях возникновение удлинения PQ можно было четко связать сявлениями перегрузки (в трех из них на фоне хронического тонзиллита).Анализ состояния спортсменов со стойким удлинением предсердножелудочковой проводимости в процессе многолетней подготовки показал, чтосочетание с другими изменениями ЭКГ было при этом у трех спортсменов,ухудшение функционального состояния (стойкое, либо на отдельных этапахподготовки) можно было выявить у 6 спортсменов, преждевременное снижениеработоспособности и спортивных результатов (несоответствующее возрасту) только у 4-х.Спортсмен М.
Хронический тонзиллит с частыми обострениями,работоспособность удовлетворительная. На третьем году тренировки в сборнойкоманде после обострения заболевания появились боли в суставах и в области186сердца (температура нормальная), систолический шум у верхушки, предсердножелудочковая блокада (PQ -0,32, после нагрузки 0,23 сек.). Спортсмен снят стренировки, проведено лечение. Самочувствие улучшилось, при исследованииотклонений от нормы нет. Но работоспособность (в условиях большихнагрузок) осталась несколько сниженной.
Тренировку прекратил, продолжаязаниматься с умеренными нагрузками (тренировался по индивидуальномуплану). Обследован через 5 лет - самочувствие хорошее, клиники порока сердцанет. Эхо-КГ в пределах нормы. Приспособляемость к нагрузкам хорошая.Остальные спортсмены в течение многих лет продолжали тренировку свысокими нагрузками без каких-либо отрицательных последствий, показываяпри этом в ряде случаев выдающиеся спортивные результаты.
Например, унеоднократного чемпиона и рекордсмена России, Мира по пауэрлифтингу Б.,удлинение PQ в пределах 0,23-0,24 сек. наблюдалось в течение 6 лет инормализовалось лишь спустя 2 года после прекращения тренировки в связи свозрастом. Одновременно исчезла резко выраженная брадикардия (частотасердечных сокращений в 1 минуту увеличилась с 38 до 49 ударов).Вдальнейшемсовершеннонормальнаяработоспособностьифункциональное состояние были у большинства обследованных с удлинениемпредсердно-желудочковой проводимости.
У 6 человек наступило постепенностойкое ухудшение работоспособности и прекращение роста спортивныхрезультатов. Все эти спортсмены имели стойкое удлинение PQ, из них у трех не уменьшавшееся после нагрузки, в сочетании с другими изменениями ЭКГ иухудшением приспособляемости организма к нагрузкам, что было, видимо, вэтих условиях одним из симптомов перегрузки.Развитие гипертрофии миокарда в процессе многолетней тренировки на13-14 мм обнаружено у 17,4% обследованных.Продолжительность внутрижелудочковой проводимости практически неменялась (колебания в пределах ±0,01 сек), у 9,1% обследованных произошлонекоторое укорочение и у 20,5% удлинение QRS. Однако за пределы 0,10 сек.(до 0,14 сек.) продолжительность QRS вышла при этом только у пяти187обследованных.