Развитие финансового механизма биржевой торговли углеродными активами (1142699), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Доха Австралия подписаладокументы, продлевающие ее участие во второй фазе КП, в то время какНовая Зеландия предпочла отложить подписание юридических обязательств,сочтя их на данном этапе противоречащим целям наиболее эффективноговнутреннего экономического развития. Из рисунка 7 видно, что в 2014 г.цены на квоты начали расти. Так на 16 августа 2014 г. спотовая цена нановозеландскую единицу составила 3,82 н/з долл., а форвардные цены наавансовые одно- и двухгодичные единицысоответственно [69].– 4,50 и 4,85 н/з долл.80252015Цена в н/здолл.105031.03.200931.03.201031.03.201131.03.201231.03.201331.03.2014Источник: по данным и/а Блумберг (дата обращения: 24.04.14).Рисунок 7—Динамика индекса новозеландской углеродной единицыШтрафы варьируются от трех н/здолл.
за каждую превышеннуюединицу выбросов и 24 000 н/з долл. за отсутствие углеродной регистрации иненадлежащее ведение соответствующей документации, до 50 000 н/з долл. ипяти лет тюремного заключения за любые подтасовки с целью получениянезаконной финансовой прибыли или во избежание финансовых потерь.Канада, развивая систему торговли выбросами с 2008 г. в пятипровинциях,изначальнопредполагала,чтоонастанетчастьюмеждународной схемы в союзе с Западной климатической инициативойамериканского штата Калифорния. Но со временем от своих намеренийканадские регионы, за исключением Квебека, отказались.В провинцииБританская Колумбия предпочли ввести административные меры длясдерживания роста углеродных выбросов, а не использовать болеемотивирующий, но более волатильный рыночныймеханизм снижениявыбросов диоксида углерода и его эквивалентов. С 2008 г.
здесь действуеттакназываемый«углеродонейтральный»налогнавыручку.Егопредназначением является стимулирование предприятий к меньшемуиспользованию источника выбросов диоксида углерода, ископаемоготоплива. Так, в 2013 г. 2200 предприятий этого канадского регионазаплатили углеродный налог за каждую тонну промышленных выбросовСО2в размере 30 канадских долл.
В провинциях Манитоба и Онтарио наоснове данных о работе Западной климатической инициативы (WCI) былисформированыстандарты,регулирующиеиспользованиеископаемоготоплива для транспорта и отопления офисных зданий. Потенциальный объем81рынка в 2011 г.
составлял 171 Мт СО2е в Онтарио, 19,5 Мт СО2е в Манитобеи 59 Мт в Британской Колумбии [55]. В Квебеке, имеющем потенциальныйобъем рынка 80 Мт СО2е, в сферу торговли правами на выброс былововлечено лишь 36 % этого количества. В конце 2013 г. здесь прошел первыйаукцион поправам на углеродные выбросы.Его результаты не быливпечатляющими. Из 2,97 млн тонн углеродных единиц в 2013 г. был проданодин млн тонн по минимально возможной цене 10,75 долл. Кроме этого,было продано 1,7 млн тонн авансовых единиц. Общий доход аукционасоставил 29 млн долл [131, c. 5]. Было решено изымать непроданные квотыиз авансовых аукционов в случае, когда цена аукциона не поднимается вышерезервной. Если по результатам двух аукционов подряд аукционная ценапревысит резервную, изъятые квоты могут быть снова предложены кпродаже.Такие аукционы проводятся ежеквартально.проходятсовместноскалифорнийскими.ВС июля 2014 г.
оникачествефинансовогопосредника, как для Квебека, так и для Калифорнии на этих аукционахвыступает Deutsche Bank. В Квебеке обращаются углеродные квоты, кредитыили взаимозачеты, авансовые кредиты. Поскольку СТВ Квебека иКалифорнийский углеродный рынок были объединены 1 января 2014 г., тодля полной взаимной интеграции рыночных механизмов структура ихинструментов должна стать полностью гармонизированной. Это даетоснования автору сделать вывод о том, что Квебек классифицирует своиуглеродные инструменты как товарные, в соответствии с принятой в СШАсистематизацией. Распределение прав на выбросы происходит на бесплатнойоснове согласно историческим цифрам за предыдущие годы, с постепенным,начиная с 2015 г., уменьшением в 1 – 2% в г. При этом 75% квотраспределяются в январе и 25% в сентябре.Депонирование или, в терминах углеродного рынка, банкирование квотразрешается для предприятий, подпадающих под углеродное регулирование.Существует количественное ограничение, описанное формулой (6):82ЛБi = 0.1 × БУ + 0.025 × (ВПi - БУ),(6)где ЛБ – лимит банкирования, БУ – базовый уровень, равный 25 млн квот,ВП – верхний предел годовых выбросов, i – текущий год.Углеродныеэмитенты,предприятияилимуниципалитеты,подпадающие под углеродное регулирование, обязаны участвовать в СТВ.
Книмотносятсяпроизводителиэлектроэнергииипромышленныепредприятия, чьи выбросы составляют не менее 25 000 тонн СО2е в год.Добровольныеучастникирынкапредставленыюридическимихозяйствующими субъектами и частными лицами, желающими купить,держать, продать или передать углеродные активы.К углеродным торгам допускаются участники, открывшие специальныесчетаврегистреСистемнойслужбысопровожденияуглеродныхинструментов (Carbon Instruments Tracking System Service, CITSS).Штрафы за нарушения в сфере углеродных торгов составляют дляфизических лиц от 3 до 5 тыс.
канадских долл. и до 18 месяцев заключения,для юридических от 10 тыс. до 3 млн канадских долл.Углеродная деятельность регулируется канадским законом о качествеокружающей среды, глава Q2 «Верхний предел и торговая система квот навыбросыпарниковыхгазов».НадзорныеорганыпредставленыМинистерством устойчивого развития, окружающей среды, дикой природы ипарков, Директоратом углеродного рынка, Управлением проблем измененияклимата.Обратимся теперь к опыту Японии в развитии углеродного рынка. Вобщенациональном масштабе c 2005 г. действует добровольная схематорговли выбросами (JVETS), объединившая под своей эгидой 389предприятий-участников. Основным предметом торговли стали кредиты.
С2008 г.реализуется правительственный план Министерства экономики,труда и промышленности, Министерства окружающей среды, Министерствасельского, лесного и рыбного хозяйства. Согласно этому плану потребностьпредприятий энергетического, индустриального и транспортного секторов,83вовлеченных в сокращения выбросов СО2е, удовлетворялась сначала«домашними» кредитами, приобретенными в двух японских схемах торговликредитами, а затем покупкой кредитов за рубежом.Впервой«домашней»схеметорговливыбросами,крупныепредприятия, потребляющие количество сырой нефти, превышающее 1,5 Мт,поставляли технологии, обеспечивали финансирование, иную помощь вмодернизации предприятиям малого и среднего бизнеса, домовладельцам иполучали взамен углеродные кредиты.
Вторая схема предполагала покупкукредитов от проектов крупного бизнеса по уменьшению или абсорбции СО2е[91, c. 102].Выбросы Страны восходящего солнца в 2010 г. составляли 1379МтСО2е. Японское правительство, действуя через Японское углеродноефинансовое агентство, до 2011 г. было самым крупным покупателем намеждународном рынке углеродных кредитов. Так, в 2009– 2010 гг. Японияпровела четыре сделки: с Украиной, в результате которой было куплено 30Мт углеродных кредитов, Чехией – 40 Мт, Латвией – 1,5 Мт и Польшей – 4Мт и приобрела в совокупности 71,5 Мт углеродных кредитов.
Помимогосударственных закупок, международные кредиты покупали частныекомпании. Mitsubishi Corp.отдельно и совместно с Marubeni Corp. купили 7,2Мт, Sumitomo Corp. провела две сделки с Эстонией на 2,2 Мт и в синдикате сMitsui на 11,95 Мт. Самую крупную ОТС сделку заключила Mitsui– на 20 Мтуглеродных кредитов с Чехией. Всего частные компании Японии купили 46Мт углеродных единиц.Примечание – Расчеты автора на основании данных и/а Блумберг (датаобращения:10.12.12).На общем фоне преобладания предложения над спросом выход Япониииз количественных обязательств второй фазы Киотского протокола сталсерьезным ударом для международной системы торговли выбросами.
Нопосле трагедии на Фукусимской АЭС в марте 2011 г. Япония вынужденабыла пересмотреть свои планы по получению энергетических ресурсов и84путей повышения энергоэффективности, а, следовательно, и перспективыразвития углеродного рынка.Еще в 2010 г. был принят «Основной закон о мерах против глобальногопотепления»,предусматривающийвведениельготныхтарифовдляэнергоэффективных предприятий, налоги на сверхнормативные углеродныевыбросы и развитие соответствующей национальной системы торговли.События 2011 г. вызвали сопротивление промышленного сектора Япониивведению СТВ, и в ноябре 2012 г.
оно было приостановлено.В настоящее время в стране развиваются три региональных рынкавыбросов, в Токио, Киото и провинции Саитама [90, c. 64]. Самый развитыйиз них – это программа торговли выбросами Токийского муниципалитета(Tokyo Metropolitan Government Emissions Trading Program,TMGETP). Этапрограмма интересна тем, что она представляет собой единственнуюторговую систему, регулирующую выбросы, образующиеся в процессепотребления электричества и тепла высотными зданиями. Участниками этойсхемы являются 1 348 предприятий.
В 2011 г. она охватывала 53,7 МтСО2е.Владельцы объектов, при эксплуатации которых уровень углеродныхвыбросов превышает установленные нормы, должны покупать недостающиеквоты для выполнения обязательств в последний год периода соответствия.Сейчас идет первый период, 2010–2015 гг. Всплеск углеродной торговлиожидается в 2015 г., посколькуэто год урегулирования углеродныхобязательств.На данном этапе кредиты распределяются государством безвозмезднопо формуле, основанной на исторических данных и коэффициенте снижениявыбросов.С 2016 г. вводится аукционирование.
В торгах будут использоватьсятриуглеродныхинструментаскачественнымииколичественнымиограничениями на их применение. Кредиты от проектов с участием малого исреднего бизнеса могут приобретаться без ограничений. Кредиты отдопущенных к торгам проектов, осуществляемых крупными предприятиями85вне Токийского мегаполиса, начиная с 2015 г. могут покрывать не болееодной трети углеродных обязательств. Кредиты от проектов возобновляемойэнергетики допускаются без ограничений. Сэкономленные квоты провинцииСаитама с 2015 г. могут торговаться без ограничений. Банкирование квотразрешено между двумя последовательными периодами соответствия.Заимствование не предусмотрено [55]. Введена двухуровневая системаштрафов за превышение допустимых выбросов.
За первое нарушениеуменьшается количество выделяемых квот. Повторное нарушение приводитк его огласке и штрафу до 500 тыс. японских йен (3645 евро) за тонну.Регулирует углеродную деятельность Бюро по охране окружающей средымегаполиса Токио(TMG Bureau of Environment). В отсутствие партнеров поКиотскому протоколу, Токийская система ведет торговлю взаимозачетами сМонголией, Лаосом и другими развивающимися странами азиатскотихоокеанского региона. Данные по СТВ Токио приведены в приложении Л.Проведенный анализ текущего состояния систем торговли выбросами вразличных странах позволяет провести классификацию по уровню развитияуглеродного рынка.















