Развитие финансового механизма биржевой торговли углеродными активами (1142699), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Самым развитым по объему торгов, количествуинструментов и их ликвидности на сегодняшний день является европейскийрынок. Развита первичная и вторичная торговля, спотовый и производныйсегменты.Это наиболее удачный пример международных углеродныхторгов, ориентированный на глобальную перспективу самим фактомпереходаторгуемых углеродных инструментов в разряд финансовых.Американский рынок, хотя и является предтечей торговли прав на выбросыСО2е в других регионах, существенно уступает европейскому как по уровнюразвитости, на нем слабо представлен сегмент углеродных производных, таки в плане международной кооперации. Товарная классификация спотовогорынка в будущем может стать причиной ограничения ликвидности. РынкиАвстралии, Новой Зеландии, Японии нельзя назвать развитымииз-заслабости биржевого сегмента или преобладания внебиржевых двустороннихсделок, и соответственно, высоких транзакционных издержек.
Остальные86рынки, например, китайский, несмотря на большой потенциал, находятся взачаточном состоянии. В целом мировойуглеродный рынок еще несформировался и носит фрагментарный характер.Развитие рынка карбоновых финансовых инструментов находится впрямой связи с участием страны в соглашениях Киотского протокола. Вместес тем в странах, не подписывавших протокол или вышедших из его второйфазы, тоже наблюдается положительная динамика углеродной торговли.Причиной их отказа от участия в формировании глобального углеродногорынка является не отрицание ценности углеродных инструментов, а желаниепоследовательно развивать углеродный рынок, исходя из собственныхинтересов.В одних случаях доводом для приостановки участия в международнойторговле стало несогласие с определенными положениями Киотскихдоговоренностей, неравномерностью финансовых обязательств участников,игнорирование экономических интересов одних стран, протекционизм вотношении других.В других случаях основой дистанцирования стало желание приобрестисначала опыт внутренней углеродной торговли и выйти на международныйуровень, имея уже отработанные механизмы.
Тем более, что по условиямКиотского соглашения государство несет субсидиарную ответственность задеятельность своих хозяйствующих субъектов на углеродном рынке.Международный углеродный рынок – это новая ступень рыночнойинтеграции. Его инструменты, несмотря на разный правовой статус, имеют всвоей основе общий эквивалент. Этот эквивалент является неотъемлемойхарактеристикой каждого ископаемого энергетического ресурса, двигателяхозяйствованиялюбойстраны.Здесьпрослеживаетсяоднозначнаялогическая связь между обращением нового углеродного инструмента иинтересами реальной экономики.
Именно эта прямая зависимость иобусловилапризнаниевновьпоявившегосярыночногосегментаи87расширение практики его внедрения, несмотря на различие в подходах кформированию его финансового механизма в разных странах.88ГЛАВА 3ПЕРСПЕКТИВЫ УГЛЕРОДНОГО РЫНКА РОССИИ С УЧЕТОМНАКОПЛЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА3.1 Благоприятные и неблагоприятные факторы развитияуглеродного рынкаКиотский документ, как регламентирующая база углеродной торговли,имеет несколько существенных недостатков:–на страны-участницы приходится не более трети мировыхвыбросов углекислого газа и его эквивалентов;–США и Китай, на которые приходится около 40% выбросовпарниковых газов, не несут количественных обязательств по их сокращению,а, следовательно, находятся в более выигрышных условиях по сравнению сдругими участниками рынка;–допущены к торгам права на выбросы не всех парниковыхпромышленных газов;–отсутствует четкая методология классификации углеродныхединиц в зависимости от их происхождения, позволяющая проводитьобоснованную ценовую политику для кредитов механизмов гибкости (см.словарь терминов);–слабо развиты правовая и технологическая базы механизмаулавливанияихраненияСО2е,чтообуславливаетотсутствиесоответствующих рыночных инструментов;значение такого важного природного способа поглощения СО2,как механизм снижения выбросов, вызванных лесоуничтожением илесоистощением недооценивается, и соответствующие единицы абсорбции89не признаются торгуемыми углеродными единицами на международномуровне.В свое время США отказались ратифицировать соглашения.
А Китай,как развивающаяся страна, согласно КП снижает выбросы на условияхдобровольности [100]. Кроме этих крупнейших по выбросам СО2егосударств, другие развивающиеся страны за последние годы показываютстремительный промышленный рост, их выбросы становятся значительными,но по существующим положениям КП об общей, но дифференцированнойответственности [17, ст. 11, с. 11] они не несут количественных обязательствпо их ограничениям. Это ставит экономическое развитие индустриальных, нопереживающих кризис, стран из списка приложения B Протокола иформально развивающихся стран, входящих в BASIC (Бразилия, ЮжнаяАфрика, Индия, Китай), в неравные условия.
К концу 2012 г., с учетомизменений в уровне развития отдельных стран и количестве их ежегодныхвыбросов,этанеравномерностьобязательствповлеклазасобойнеравномерность финансовой нагрузки на страны, связанной с сокращениемвыбросов.Из прописанных в КП шести парниковых газов три, гексафторид серы,перфлюорокарбоны,гидрофлюорокарбоны,имеютисключительноискусственное происхождение и являются самыми экологически вредными.Степень их неблагоприятного воздействия в десять и более раз превышаетвоздействие выбросов диоксида углерода [28, c.
56]. Но введение торговлиправами на их выбросы предусмотрено только в будущем. В период с 2005по 2012 гг. инструментами на углеродном рынке были только права навыброс СО2, за исключением региональных рынков США и Нидерландов.При том, что рыночный потенциал данного сегмента составляет только 25%всех прошедших инвентаризацию промышленных выбросов [85, с. 18].Ежегодный совокупный объем выбросов углекислого газа и его эквивалентовв результате сжигания ископаемого топлива на Земле составляет почти 30млрд. (29914237 000) тонн [63].
Появление новых производств, например,90производство плоских дисплеев, приводит к новым видам промышленныхвыбросов,например,NF3[28,с.55].Необходимопроводитьихклассификацию и ценовую привязку в системе углеродной торговли.Отказ самого крупного углеродного рынка – СТВ ЕС от торговлиединицами абсорбции можно объяснить недостаточным уровнем развитиятехнологий, контролирующих возможности утечек хранения СО2. Но, судяпо количеству резервуаров для хранения (425 реализованных проекта),расположенных по всему миру, работа в этом направлении ведется.
Проектыпо хранению реализованы в Европе, Южной и Северной Америке, Африке,Азии, Австралии, Новой Зеландии [55]. Например, в Европе, в Германии,пилотный проект осуществлен в г. Кетцине, недалеко от Потсдама. Россиятакже заинтересована в развитии данного механизма, поскольку наша странаобладает технологиями закачивания и хранения углеродных единицабсорбции, а отечественная нефтегазовая промышленность обеспечивает дляэтого емкости, подземные резервуары.Что касается проектов лесоразведения, то согласно КП его участникидолжны лишь предоставлять информацию для регистрационного учета[17, ст. 3.3 и 3.4, с.
5]. При этом регуляторы рынка выражают сомнение поповоду постоянства улавливающего эффекта лесных проектов, а значит, иценности соответствующих кредитов, обоснованности их классификации, атакже сравнительной величины единиц сокращения, получаемых отвыращивания лесных монокультур или поддержания естественного лесногомногообразия. Кроме того, Европа, не имеющая достаточного объемасобственных лесных угодий, не особенно заинтересована в развитииторговли этими единицами выбросов. Канада, Скандинавия, Россия обладаютбольшими массивами бореальных лесов (тайга).
Значительная частьБразилии занята тропическими лесами. Поэтому перечисленные странызаинтересованы в создании устойчивого международного рынка углеродныхинструментов, формирующихся в проектах по лесному хозяйствованию,направленных на укрепление и расширение роли лесов как естественных91поглотителей СО2.Налицоразличиеинтересовигроковнаскладывающемся глобальном углеродном рынке. Соглашения Киотскогопротокола со всеми поправками, принятыми перед началом второй фазы егодействия, не учитывают многообразие позиций, а часто просто пренебрегаютинтересами одних сторон, в пользу других.
Назрела необходимостьпересмотра и корректировки указанных соглашений, иначе они могут статьсерьезным камнем преткновения на пути объединения фрагментарныхуглеродных рынков в глобальную углеродную торговую площадку. Тообстоятельство, что каждая страна пытается в международных соглашенияхотстаивать свою выгоду, «тянуть одеяло на себя» – это естественныйпроцесс, который должен учитываться при поиске соответствующихкомпромиссных решений. В конце ноября 2015 г. на очередной встречесторонКиотскогопротоколавПарижеразногласиядолжныбытьпреодолены, разумный компромисс найден, поскольку на этом форумепредстоит подписать необходимые документы, которые придут на смену КПпосле 2020 г. и будут регламентировать работу рынка выбросов.Может возникнуть сомнение в необходимости отвлечения финансовыхресурсов на создание биржевой углеродной торговли в России.














