Развитие финансового механизма биржевой торговли углеродными активами (1142699), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Проделанные вычисления показывают, что коэффициентдетерминации углеродной регрессии, построенной на данных второй фазыдействия КП,составляет в среднем 0,65. Следовательно, оценкакоэффициента множественной корреляции цены углеродного актива и ценего факторов, характеризующий тесноту их связи, дает 0,8. Налицозначительная, хотя и не высокая корреляция, а, следовательно, отсутствиедополнительнойвозможностиснижениярисков,привлекающейпортфельных инвесторов.3.3 Обоснование необходимости внедрения биржевой углероднойпрактики в РоссииПрактически с самого начала признания состояния окружающей средыважным экономическим фактором Россия вносила свой вклад в поиск111наиболее рациональных путей выхода из кризисной ситуации, вызваннойугрозойисчерпанияресурсовиограниченнымивозможностямиабсорбирования отходов. В деятельности образованного в 1968 г.
Римскогоклуба принимали участие такие российские ученые,В. А.как С.П. Капица,Садовничий, проводившие количественные исследования угрозразвитию человечества, антропогенного влияния на экологию, с выводами онеобходимости смены экономических ориентиров и принятия конкретныхмер, в том числе и финансового характера по изменению сложившейсяситуации.
Н.Н. Моисеев и его рабочая группа приложилиусилия кобразованию в 1988 г. Межправительственной группы экспертов поизменению климата, МГЭИК (Intergovernmental Panel on Climate Change,IPCC), которая заложила базу для создания углеродногорынка. В этойорганизации в разные годы работали ученые из нашей страны такие, какИ.А. Башмаков. КП, принятый на третьей Конференции сторон РКИК ООН в1997 г., смог вступить в силу лишь после ратификации его соглашений вноябре 2004 г.
Россией. В соответствии со статьей 25 КП для его вступленияв силу было необходимо, чтобы число ратифицировавших его положениястран было не меньше 55, суммарная доля их углеродных выбросов была неменее 55 % от мирового количества в 1990 г.Часть условий относительно числа входивших в соглашение странбыла выполнена в мае 2002 г.
при вступлении Исландии. В сентябре 2004 г.было 55 стран–участниц, но только 44% совокупных выбросов, посколькуСШАотказалисьратифицироватьсоглашение.Положениеспаслоподписание документов КП Россией в ноябре 2004 г. С учетом выбросовнашей страны их совокупное количество, подпадающее под действиеПротокола превысило 55% от мирового объема, так как Россия на тот моментбыла третьей по количеству выбросов после США и Китая. РФ подписалаКП после корректировок, касающихся учета стоков (систем поглощенияСО2), облегчения требований к малобюджетным проектам в ПСО иизменения базового для РФ года для зачета установленного количества112выбросов. Их суммарное количество, охватываемое протоколом, возросло с44% до 63,7% мирового объема.
Сфевраля 2005 г. Протокол началдействовать в 192 странах.Россия была участником всех конференций, последовательно отстаиваясвои экономические интересыв выстраиваемой схеме сокращения иторговли выбросами. Главой нашей делегации на XV Конференции сторон,получившей название «Копенгагенский аккорд»,был действующий в товремя (2009 г.) президент РФ Д.А. Медведев, что показывает интерес ипонимание важности углеродной экономики со стороны нашего государства.К сожалению, эта важная встреча была если не провалена, томалоэффективна, несмотря на самый высокий ранг ее участников – 119первых лиц государств. Предложенный для подписания документ, которыйдолжен был сменить КП после 2012 г., остался политическим заявлением онамерениях, без придания ему юридической силы.
За время работы XVIIКонференции сторон в г. Дурбане в 2011 г. разногласия, касающиесяюридически закрепляемой ответственности стран за производимые выбросы,преодолены не были. Это означало, что предельные издержки стран посокращению выбросов не были уравнены.В результате последовализаявления со стороны Канады, Японии, Новой Зеландии о неучастии вовтором (2013– 2020 гг.) периоде КП.Итоги XVIII Конференции сторон, прошедшей в г. Дохе в конце2012 г., даже при условии принятия необходимых поправок к протоколу, непозволили бы устранить временной разрыв в действии обязательств.
Помеждународным правилам обязательства вступают в силу после ихратификации как минимум тремя четвертями участвующих сторон. Нарассмотрение и принятие решения каждой стране отводится шесть месяцев.Действие текущих обязательств по КП должно было закончиться черезмесяц. В результате Россия приняла решение приостановить участие вовторой фазе Киотских соглашений. Основные вехи развития углеродногорынка России перечислены в таблице 23.113Таблица 23 – Хроника развития российского углеродного рынкаГодСобытие1994Российская Федерация ратифицировала РКИК ООН2004Присоединение России к Киотскому протоколу2007Постановление Правительства Российской Федерации № 332 от 28 мая2007 г.
об утверждении заявок на участие в МСО.2008Поступило около 50–ти проектов МСО, но заявки утверждены не были.2009Оператором углеродных единиц становится Сбербанк, дирекция поуправлению проектами в области энергосбережения и природопользования,под руководством В. В. Гаврилова.В его обязанности входят проведение конкурсов и экспертиза заявок науглеродные проекты МСО, получение, передача, приобретение единицсокращения выбросов, кредитов.2010Проведение двух конкурсов:– июль 2010г., 15 заявок на 30 млн т CO2е;– ноябрь 2010г., 58 заявок на 75,6 млн т CO2е.2012После отказа России от количественных обязательств по второму периодуКиотского протокола из соображений «углеродной безопасности»российские углеродные единицы потеряли право торговаться наевропейских углеродных площадках в период 2013 –2020 гг.
При этомвозможность двусторонних сделок осталась.Источник: Расчеты по данным Российского реестра углеродных единиц [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.carbonunitsregistry.ru/ (дата обращения: 19.03.2013).Основными причинами незаинтересованности России продолжатьучастие в процессе международной углеродной торговли под эгидой КПпослужили следующие доводы:неэффективность действующей Киотской схемы для нашейстраны в условиях кризиса, приведшего к снижению спроса на углеродныеединицы;не включение в международную биржевую систему торговликвотами механизмов снижения выбросов за счет механизма углеродного114улавливания и поглощения лесами, где у России сильные позиции, посколькупятая часть всех лесов Земли находится на территории нашей страны;проблема эквивалентности торгуемых сокращений, а именно,большая ценность кредитов, получаемых от механизмов и технологий, неразвитых в нашей стране, например, технологии перехода энергетики навозобновляемые источники сырья;угрозатехнологическомупотенциалуразвитияРоссии,возникающая при продаже избытка разрешенных выбросов с остающейсянизкой технологической базой предприятий;протекционизм со стороны европейского союза, отстаивающегострогие ограничения по количеству покупаемых взаимозачетов МСО, однимиз основных продавцов которых является наша страна;невозможностьдепонирования(банкирования)российскихкредитов, т.е.
сбережения и торговли во второй фазе КП купленными инеиспользованными в первой фазе углеродными единицами от проектовМСО;созданиеискусственныхконкурентныхпреимуществдляведущих игроков углеродного рынка, а именно Китая, США, Индии, ненесущих международных количественных обязательств по сокращениювыбросов;отсутствиеапробациимеханизматорговлиуглероднымиединицами внутри России перед выходом на международный рынок,учитывая субсидиарную ответственность государства по всем углероднымсделкам [17, ст.
6, c. 9].Примечание – Россия уже имеет опыт участия в арбитражных судебных процессахразных инстанций по сделке с участием российских предприятий Галополимера иСистемсервиса при посредничестве САМСО Inc. [98].Напрашивается сравнение со временем ваучерной приватизации, когдане было ни рынка акций, ни рынка облигаций. Ни о страховке, ни о защитеправ инвесторов речи в то время не шло.Самой лучшей защитой прав115участников торгов является развитый финансовый механизм торгов, гдеможно купить и продать актив по справедливой рыночной цене. В нашемслучае речь идет о рынке прав на выбросы.Насегодняшнийденьизчетырехвозможныхуглеродныхинструментов в нашей стране получает развитие только один – единицасокращения выбросов.купли-продажииУглеродные сделки в виде двусторонних договоровпривлечениекработеснимииностранныхсертифицированных аудиторов сопровождаются высокими транзакционнымииздержками.
Сделки с привлечениемдешевле.отечественных посредников всегдаБолее выгодные условия для финансирования модернизациипроизводства можно получить при введении стандартизованной биржевойторговли.Международная углеродная торговля имеет свои «подводные камни»,которые России нужно учитывать. Углеродный рынок Евросоюза нацелен напостроение энергоэффективной,экологически безопасной экономики,максимально использующей возобновляемые энергоресурсы. За этим стоитжеланиеослабитьресурснуюзависимостьотстран-поставщиковэнергоресурсов, уменьшить финансовый поток за рубеж, развернув его насобственное развитие. Для нашей страны реализация подобных плановозначает снижение доходности основной статьи экспорта.В то же время углеродная торговля дает мощных импульс развитиюнизкоуглеродных технологий.
Если Россия останется в стороне от этогопроцесса, она предоставит время своим конкурентам для созданияэнергосберегающих технологий, что приведет впоследствии к оттоку денегиз нашей страны на их приобретение.В России не создано условий для внутренней торговли углероднымиединицами, нет инфраструктуры для углеродных торгов, собственныхуглеродных агентств и других, необходимых в этой области посредников, заисключением процедуры инвентаризации выбросов, существования кадастрауглеродных единиц, оператора углеродных сделок с другими странами.116Государства, Всемирный банк, крупныефинансовые институты,напротив, скупают углеродные единицы через свои углеродные агентства,создают специальные углеродные фонды, обеспечивая, таким образом,дополнительные рычаги контроля над реальным сектором национальныхэкономик.















