Партнерские отношения бизнеса и власти на территории присутствия - теория и методология (1142212), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Списокмеждународных актов по регламентации в данной сфере включает: рекомендательные документы Европейского союза («Руководство поуспешнымгосударственно-частнымгосударственно-частныхпартнерствам»,партнерствахи«Зеленаяместномкнигаозаконодательствеогосударственных контрактах и концессиях» и др.); рекомендательный документ Экономической комиссии ООН по Европе«Руководство о частно-государственном партнерстве для целей развитияинфраструктуры»; доклад «Правовые барьеры в неавтономном финансировании развитияинфраструктурывРоссии»,подготовленныйдляЕвропейскогобанкареконструкции и развития г-ном Л.
Нуэлем в 2005 г. [233; 244; 245; 246; 247].Мировая практика определяет ГЧП в качестве: системы отношений государство–бизнес, которая на контрактной основеиспользуется в качестве инструмента социального развития; крупныхпроектов,реализуемыхгосударственнымиорганамиибизнесом или отдельно частными компаниями на объектах государственной имуниципальной собственности.Впонятие«партнерство»такжеможетбытьвключенасистемаинституциональных реформ государственного сектора экономики, а такжегосударственных видов и сфер деятельности за счет приватизации.Существуетспецификасложившихсянациональныхэкономикизаконодательных практик в сфере бизнеса разных стран в понимании партнерской97сути ГЧП и применении различных механизмов реализации этих отношений.
Так,в США – чрезвычайно широкая трактовка; в странах Европейского союза – болееузкое понимание (например, не включает приватизацию и традиционныегосзакупки) [49, С. 55; 162].В Великобритании отмечается большое разнообразие моделей (даже всекторах инфраструктуры, традиционно считающихся не подходящими для ГЧП,таких, как полиция, тюрьма, оборона, возможно привлечение частных компанийдля оказания услуг).
В Японии ГЧП стало заметным элементом национальнойэкономики (в 1999 г. был принят Закон об инициативе частного финансирования)[148, С. 102-103; 109, С. 114-115].Не может быть механического заимствования американского, европейского,азиатского или иного опыта. При общих базовых принципах этот опытдостаточно специфичен и глубоко связан с культурой, менталитетом, традициямикаждой конкретной страны.Одна из актуальных задач – трансферт инноваций. Западные страны решаютее методом ГЧП, для чего они создают специальные структуры, осуществляющиеорганизационное сопровождение проектов. Институты развития, включающиеглавные сферы экономики развитых государств – общеевропейские институты(ЕБРР), структуры, занимающиеся экспортным страхованием (COFACE, SACE), атакжеподдерживающиевысокиетехнологии(венчурныйфондSITRA),представляют для России существенный интерес, так же как имеют опытвзаимодействия с ГЧП.Как показывает зарубежная практика, большое значение отводитсяобразованиюинновационныхнефинансовыхсистем:институтовГЧП,укрепляющихтерриториально-отраслевыхразвитиеобразований,сетейвзаимодействия, экономических зон, технопарков и др.
И как результат –постоянный рост ГЧП-проектов и инновационной активности государственного ичастного секторов. Следует выделить факторы, стимулирующие развитиегосударственно-частного партнерства, выявленные в зарубежной практике:стабильная государственная экономическая политика, государственная поддержка98ГЧП, создание системы диверсификации рисков, устойчивая законодательная базаи др.Проекты ГЧП активно реализуются в странах, где предусмотрены мерывсесторонней поддержки государственных органов и четкость всех процедур.Основные тенденции развития государственно-частного партнерства введущих европейских государствах: существенная вовлеченность частного капитала в поддержку развитияведущих отраслей и инфраструктурных единиц; рост экономического потенциала партнерства путем налоговых итаможенных льгот; создание органов по управлению взаимодействием бизнеса и власти натерриториях и др.Результативность процесса при этом зависит от множества таких факторов:приватизация государственных предприятий;модернизация государственной инфраструктуры;снижение налогового бремени;рациональное использование потенциала бизнеса.Следовательно, ГЧП становится одной из эффективных форм проектногофинансирования, при котором для создания нового хозяйствующего субъектапривлекаютсясобственныесредстваинвестора,банковскиекредитыигосударственное софинансирование.Такиестраны,традиционноотношенийширококакВеликобритания,используютгосударстваиФранция,преимуществабизнеса,Германия,построенияпоследовательноСША,партнерскихпереосмысливаястратегические аспекты этих отношений, вводя новые механизмы регулирования.Темсамымобеспечиваетсягармонизацияинтересовучастников,совершенствуется законодательная база.В Великобритании активно применяется модель «частной финансовойинициативы», при которой финансовые вложения возвращались инвестору черезаренднуюплату,вносимуюгосударствомзаэксплуатациюобъекта.В99дальнейшем появились новые подходы в методах правительственной поддержкипроектов ГЧП.
Восполнение расходов частного инвестора происходило за счетдоходов от эксплуатации или расходов бюджета. В Великобритании ежегоднозаключаются до 80 новых соглашений о партнерстве, которые обеспечивают 17%экономии бюджета страны. Кроме стандартных позиций, таких, как уровеньобязательств государственного и частного секторов, право собственности наактивы, распределение рисков, продолжительность во времени, источникифинансирования, в соглашении не прописаны другие нормы. Это приводит ксложностям в разработке новых проектов, так как требует формирования новыхдоговоров с разными позициями.В США партнерства возникли в инновационной сфере.
Модели ГЧПиспользуются в этой стране с целью достижения передовых позиций лидерства вовсех областях науки. При этом инновационная стратегия базируется насовершенствованиимеханизмовгосударственно-частногопартнерства–развивается сотрудничество правительства, бизнеса, университетов. В настоящеевремя государственно-частное партнерство представляет собой договорнуюформу соглашения государства и частной компании.Следование стандартам инновационной стратегии на базе ГЧП в СШАпривело к методике разделения территорий на группы: территории с высокотехнологичным производством (Калифорния,Массачусетс); территории с относительно стабильной промышленностью (Нью-Йорк,Северная Каролина, Пенсильвания); территории с бедными природными ресурсами (Флорида, Миннесота,Техас).В ряде развивающихся стран, таких, как Филиппины, Малайзия, Вьетнам,Турция, испытывающих недостаток бюджетных средств для поддержания,модернизацииирасширенияпроизводственныхмощностей,применяласьконцессионная практика – как альтернатива приватизации.
В них принятыспециальные законы о заключении концессионных контрактов. Как известно,100концессия – это система отношений между государством (концедентом) ичастным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая врезультате предоставления концедентом концессионеру прав пользованиягосударственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, атакже прав на осуществление видов деятельности, которые составляютисключительную монополию государства [2; 6].Таким образом, в мировой практике частно-государственное партнерствоосуществляется в трех основных формах: аутсорсинг, традиционное частногосударственное партнерство и приватизация.
Вместе с тем известно, что в рядеразвитых европейских стран государственно-частное партнерство отличаетсяпривлечениемчастногосекторадляреализациипроектовсоциальнойнаправленности.В современном Китае система ГЧП имеет огромный экономическийпотенциал. Применяются механизмы партнерства, в которых задействованы такиеорганизационно-проектные формы, как контракты и концессии. Вместе с темнеобходимо подчеркнуть, что отдельные особенности законодательства КНРпрепятствуют функционированию ГЧП.Китайская модель партнерства свидетельствует о том, что государственныйаппарат является главным институтом, осуществляющим реформы в социальнойсфере и в области бюджетного финансирования.
Но роль власти должна менятьсяв сторону организационных функций, обеспечивающих принятие решений навысшем политическом уровне, а также в формировании эффективных моделей.Муниципалитеты берут на себя гарантии по кредитам, гарантируют выкупитьуслуги. Так, провинция Гуандун и некоторые города в провинциях Цзянсу иСычуань передали объекты водоснабжения, очистки сточных вод и твердыхбытовых отходов частному сектору.Таким образом, основное различие между ГЧП-проектами и проектами,традиционными в своей основе, состоит в том, что ГЧП предлагают органамгосударственного управления и частному сектору в значительно большей мереразделять риски.
Одновременно с этим неправильно структурированное ГЧП101может подвергнуть государство более существенному риску, обусловленномудолгосрочными договорными условиями при создании ГЧП. При распределениирисков каждая сторона должна стремиться к эффективному управлению этимирисками. При этом риски, которые связаны со строительством и эксплуатацией,как правило, должен нести частный сектор.
А государство отвечает за риски,которые оно в состоянии контролировать, – политические риски и рискинормативно-правового регулирования.Реализация проектов ГЧП в странах ЕС характеризуется значительнымвременным лагом. По частоте применения ГЧП в развитых зарубежных странахнаблюдается такая статистика: в здравоохранении 184 проекта; в образовании 138проектов; в строительстве автодорог 92 проекта.Географически приоритеты наиболее активного использования ГЧПпредставлены следующим образом: в США лидирует автодорожная отрасль: 32 из 36 проектов; в Великобритании – здравоохранение: 123 из 352 проектов; в Германии – образование: 24 из 56 проектов.Во многих развитых странах, таких, как Бельгия, Австралия, Израиль,Финляндия, Испания, Португалия, в лидерах по частоте использования ГЧПнаходитсястроительствоавтодорог(93проекта),доляздравоохранениясоставляет 29 проектов, образования – 23 проекта.Сегодня имеющийся опыт проектов ГЧП, по мнению исследователей изАвстралии и Дании, пока явно недостаточен для объективной оценки проектов,благодаря которой можно выделить проекты с реалистичным и долгосрочнымгосударственным подходом и проекты, которые вызваны сугубо эгоистичными иполитизированными интересами сторон партнерства.
Формирование способов«отсева»исследователисчитаютвозможнымтолькоприповышениипрозрачности, публичности проектов ГЧП и участия представителей со сторонынаселения [173].ОднимизкатализатороввнедренияГЧПявляетсядефицитгосударственного бюджета. В 90-х гг. ХХ в. в Германии проявился износ102послевоеннойинфраструктуры,заменакоторойтребоваласущественныхрасходов. При этом развитие федеральных земель Восточной Германиисущественно отставало от федеральных земель Западной Германии.Отсутствие закона о ГЧП не помешало постепенному формированиюполноценнойальтернативы«классическим»схемаморганизациигосударственных закупок. Как известно, основными принципами бюджетногозаконодательства в ФРГ являются окупаемость и экономичность.