Методология налогообложения организаций при добыче и комплексной переработке минерального сырья (1142200), страница 8
Текст из файла (страница 8)
ед.; рентабельность производства — от 0,9 до 53 %.По мнению многих ученых, проблему распределения дифференциальнойренты первого и второго рода между инвестором и государством можно решитьпутем введения рентного налога, который бы отражал рентную природу этогоналога, обладал способностью реагировать на динамику биржевых цен напродукцию горнодобывающей промышленности и, тем самым, выполнял бы нетолько фискальную, но и стимулирующую функцию налогообложения.Так, А.В.
Ефимов приводит обоснование «...введения единого рентногоналога при добыче нефти взамен трех действовавших до 2002 года налогов иплатежей (акциз на нефть и газовый конденсат, плата за право на добычуполезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевойбазы), а также таможенной пошлины...» [159, с. 29].По мнению ученого, «...единый рентный налог мог бы явиться болеегибким инструментом ресурсного налогообложения, так как адекватно реагируетна локальные изменения условий добычи нефти на конкретных месторождениях40и мировой уровень цен. Предлагается единая для всех нефтедобывающихпредприятий процедура назначения и пересмотра ставки налога, причемприменительно к каждому конкретному месторождению и конкретнымусловиям формирования минимально необходимой компенсации затрат; единаядля всех российских предприятий нефтедобычи минимальная норма изъятийединого рентного налога, которая зависит только от конъюнктуры цен на нефтьв течение налогового периода и обеспечивает, с одной стороны, достаточновысокий инвестиционный интерес нефтяных компаний, а с другой стороны,позволяет существенно пополнить доходную базу бюджетов всех уровней...»[159, с.
29].Чтокасаетсядобычинефти,тоА.В.Ефимовпишет,что«...в действительности существует гарантированный объем рентного доходагосударства, который зависит от уровня мировых цен на нефть, в дополнение кэкспортным пошлинам. Вместе с тем, введенный налог на добычу полезныхископаемых нельзя признать полностью отвечающим принципам рентногоналогообложения ни в отношении нефти, ни, тем более, в отношении твердыхполезных ископаемых. Сохранились таможенные пошлины, система налоговыхставок по твердым полезным ископаемым не учитывает реальные условиядобычи, отсутствует заинтересованность в расширении геолого-разведочныхработ, отработке некондиционных запасов полезных ископаемых...» [159, с. 30].Практика применения налога на добычу полезных ископаемых показала,что действующая система налогообложения не является адекватной ролинефтегазовой отрасли в экономике Российской Федерации, она направлена наизъятие сверхприбыли, обусловленной конъюнктурой рынка углеводородногосырья.
Такой подход справедлив для проектов, которые не связанны с большимикапиталовложениями, но он не оправдан реализации капиталоемких проектов,как проекты разработки новых месторождений, например, на шельфах северныхморей. Отсутствуют стимулирование разработки скважин с малым дебетом,сохраняются иные платежи, при этом не решается я в целом проблема изъятия вбюджеты бюджетной системы ренты. До настоящего времени не разработаны в41полной мере стимулы привлечения инвестиций в разведку и разработкуместорождений углеводородов. В число задач по ресурсным налогам являетсяизъятие в бюджеты бюджетной системы рентного дохода и стимулированиекомплексного природопользования, но они решаются неэффективно.
Этоявляется следствием унифицированного подхода к налогообложению добычиуглеводородного сырья, несмотря на что, что часть эксплуатируемыхместорождений относится к малодебитным, их разработка не ведет к получениюгорной ренты. Применение единой ставки налога на добычу полезныхископаемых является причиной того, что помимо сверхприбыли изымаются исредства, которые предназначены для реинвестирования.В настоящее время введено налогообложение добычи нефти в формепредоставления льгот по трем критериям — выработанность запасов, стадияразработки(начальная,завершающая),географо-экономическоеместонахождение месторождения.Но для тех организаций, которые разрабатывают месторождения снизкими показателями проекта: внутренней нормы доходности, чистогодисконтированного денежного потока, то налог на добычу полезныхископаемых, включается в затраты и влияет на финансовые результаты,увеличивает состав затрат на добычу полезных ископаемых, приводит кснижению объемов добычи и переработки полезных ископаемых.М.М.
Юмаев отмечает, что организации, которые осуществляют добычу нарентабельных месторождениях, налоги при использовании минеральныхресурсов увеличивают себестоимость продукции, но незначительно. За счетлучшего качества промышленных запасов и местоположения месторожденийполезных ископаемых у организаций образуется рентный доход [292].Государство, как собственник ресурсов, должно полностью изымать этусверхнормативную прибыль (рентный доход).В.В. Понкратов отмечает, что налог на добычу полезных ископаемыхосуществляет изъятие только части рентного дохода, не отвечает рентнойприроде горного дохода и не обеспечивает изъятия сверхприбыли.
Величина42налоговой нагрузки на нефтегазовые организации выше по сравнению сналоговой нагрузкой других организаций минерально-сырьевого комплекса, чтообусловлено налоговой политикой государства. До определенного пределаповышение налоговой нагрузки для нефтегазовых компаний воспринимается,как изъятие ренты, которая возникает при добыче углеводородов.В.В.
Понкратов пишет, что необходим баланс между интересамигосударства и бизнеса, стимулирование привлечения инвестиций, которыенаправлены на повышение отдачи для экономики от использования природныхресурсов, а в число долгосрочных целей бизнеса и государства должно входитьреинвестирование ренты добывающими и перерабатывающими отраслями[270; 271; 273; 274].Доходная часть консолидированного бюджета, которая более чем на 1/5формируются за счет поступлений по НДПИ, занижены в 2–3 раза, а понекоторым субъектам Российской Федерации — более чем в 5 раз. Это субъекты,в которых преимущественно осуществляется добыча твердых полезныхископаемых.
Все месторождения различаются по величине промышленныхзапасов и прогнозных ресурсов, по их геологическим характеристикам,структурой залегания рудного тела, качеством минерального сырья, объемамдобычи,местоположениюит.д.,новеличинаНДПИнеявляетсядифференцированной для конкретных месторождений твердых ископаемых иликонкретных условий разработки месторождения, а также для отдельных этаповразработки месторождения твердых полезных ископаемых.Предложения по использованию рентных принципов в налогообложениитвердых полезных ископаемых вносились и Л.Г.
Хазановым [209, с. 15–20].Л.Г. Хазанов рекомендует «...широко использовать налоговый режим концессийучастков недр, находящихся в благоприятных условиях, с уплатой постоянныхроялти и единого концессионного налога, поставленного в зависимость отдинамики цен на концессионную продукцию...» [209, с. 15–20]. Он предлагает«...применять в качестве альтернативного варианта единый горный налог,заменяющий большинство действующих налогов (включая НДС, налог на43прибыль и налог на имущество), с корректировкой на условия разработкиместорождений...» [209, с. 15–20].
Ответ на вопрос, как защитить национальнуюбезопасность России при помощи экономических теорий, найти в зарубежныхисточниках не удастся.Другие ученые считают, что совершенствование налоговой системыдолжно базироваться на налоге на промышленные запасы полезных ископаемых.Одной из основных проблем несовершенства налоговой политики вотношении налогообложения добычи твердых полезных ископаемых являетсято, что несмотря на достаточную проработку в последние годы теории горнойренты, в теории экономики под горной рентой понимается доход только настадии добычи, то есть без учета дохода от готовой и (или) товарной продукции,относящейся к продукции перерабатывающей промышленности, но полученнойиз полезных ископаемых.Если в отношении нефти имеется достаточная четкость определенияпродукции горного производства (нефть обессоленная, обезвоженная истабилизированная), то по твердым полезным ископаемым такой ясности нет.В отдельных случаях к продукции горнодобывающей промышленности в целяхналогообложения относятся извлеченные из недр руды, прошедшие первичноедробление, в других случаях — концентраты, в третьих — готовая продукция(например, подготовленные к аффинажу слитки золота, содержащие более 90%золота).
Такое различие в подходах вызвано отсутствием единства понятийв налоговом законодательстве и законодательстве «О недрах» [6].В связи с этим важным является вопрос определения величины ренты,подлежащей перераспределению в доход государства, на этапах добычиполезных ископаемых, их первичной переработки, переработки с цельюизвлечения полезных компонентов или производства иной продукции, которуюможно отнести к продукции переработки полезных ископаемых.Под горной рентой, в основном, понимается доход, который получаетдобывающая компания от реализации добытых полезных ископаемых. Данный44доход не включает доход от продукции, относящейся к продукцииперерабатывающей промышленности, произведенной из полезных ископаемых.Под горной рентой понимается доход, который может быть получен навсех этапах производства и переработки полезных ископаемых и полезныхкомпонентов, а не только доход от реализации руды, концентратов и другойпродукции горнодобывающей промышленности.В связи с этим, при построении механизма изъятия доли ренты долженбыть решен вопрос определения ее величины, подлежащей перераспределениюв доход государства на этапах: добычи полезных ископаемых; первичнойпереработки полезных ископаемых; переработки с целью извлечения полезныхкомпонентов; производства продукции из полезных ископаемых.Ряд ученых выделяет ренту продуктивности, ренту качества, рентуположения, технологическую ренту, которые, в определенной степени, исоставляют ренту переработки.
При этом, по их мнению, горная рента — доход,складывающийся под воздействием горно-геологических условий или приприменении новых технологий.Базой для определения понятий «добыча видов полезных ископаемых» и«переработка видов полезных ископаемых» в целях определения горной ренты иренты при комплексной переработке должны являться свойства конкретнойпродукции. Так, в горнодобывающей промышленности не используютсяфизические свойства полезного ископаемого или полезного компонента ипотребительская ценность. А уже целью комплексной переработки видовполезного ископаемого является производство готовой и/или товарнойпродукции, в которой будут воплощены указанные свойства и качестваполезного ископаемого и/или полезного компонента и др.
Таким образом, врезультате завершения процесса добычи полезных ископаемых производитсясырье для перерабатывающей промышленности, например, готовой продукциейявляется лигатурное золото (сплав Доре), получаемое как конечный продукткомплексной переработки минерального сырья, и аффинированное золото,полученное после проведения аффинажа на аффинажных заводах. Лигатурное45золото (сплав Доре), имеет ценность благодаря содержанию драгоценногометалла, но только аффинированный драгоценный металл будет являтьсяпродукцией переработки (перерабатывающей промышленности), поскольку ужесам по себе имеет свойства товарной продукции, отличные от свойств продукциигорнодобывающей промышленности, которые характеризуют эту продукциюкак товарную, производство которой необходимо для удовлетворения спросаограниченного числа потребителей: Гохран России, финансовые институты.Подобный вывод можно сделать и для железа.
Добывающие организациив результате проведения технологической подготовки получают минеральноесырье,аточнееполупродукты,дляорганизацийперерабатывающейпромышленности, которые, в свою очередь, производят из этого сырьяконкретную товарную продукцию, которая имеет спрос на рынке, благодаряконкретным свойствам этих металлов. Подобные примеры можно привести и подругим видам твердых полезных ископаемых.Не подвергая критике предлагавшиеся методы оценки абсолютной идифференциальной горной ренты, приведем следующие аргументы.Дифференциальная рента I и дифференциальная рента II могут являтьсякритериями изъятия НДПИ и изыматься посредством изъятия данного налога.ПлоскаяшкаладействующегоНДПИнепозволяетпроводитьдифференциацию его взимания в зависимости от стадий освоения, горногеологическихусловий,степенивыработанностииместоположенияместорождения, создавая, тем самым, неравные условия для добывающихорганизаций.