Диссертация (1140889), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Термин«инволюционный остеопороз» соответствует состоянию, связанному спроцессами старения или с уменьшением выработки половых гормонов, иисключает другие причины остеопороза. Для диагностики инволюционногоостеопороза предложен ряд методов, из которых рентгенография являетсяединственным,позволяющимбезсущественноговмешательствавфункционирование живого организма, оценить структуру костной ткани.Рентгенологически пороз проявляется в уменьшении оптической плотностирентгеновской тени.К одним из первых исследований динамики прижизненного определенияминерализации скелета относится работа W. Forland [61], в которой авторизложил результаты анализа данных, полученных для 1200 человекразличного возраста и обоего пола. Автор не смог обнаружить возрастнуюдинамику минерализации, но пришел к выводу о большом размахеиндивидуальной изменчивости степени минеральной насыщенности костейкисти и отсутствии половых различий.Накоплениенаучныхданныхподаннойпроблемепривелокформированию противоположных точек зрения на характер измененияплотности кости с увеличением возраста.
Существуют исследования, вкоторых показано возрастное увеличение плотности кости. Так, увеличениеминерализации скелета с возрастом установил в своем исследовании Е.П.Подрушняк [75], который изучал возрастные изменения суставов человека.30Сопоставив оптические плотности головки, шейки и верхнего отдела диафизабедренной кости, полученные методом микрофотометрии, автор обнаружилрезкое увеличение оптической плотности в изучаемых костях, особеннохарактерное в области шейки бедра. Им установлено также, что оптическаяплотность в пожилом возрасте увеличивается в 2 раза по сравнению сосредним. В более поздних работах [76-78] Е.П. Подрушняк разрабатывалпроблему возрастного остеопороза и, в частности, указал, что «возрастнаяверификация кости имеет и адаптационно-приспособительное значение дляорганизма, создавая оптимальные условия для более продолжительной егожизнедеятельности» [77].В большом числе исследований указывается на снижение минеральнойнасыщенности при увеличении возраста.
К таким результатам пришел Л.Е.Кевеш[61],который обнаружил,что первыепризнаки остеопорозаобнаруживаются уже в возрасте 30-39 лет. Объектом его исследования стали900 человек в возрасте от 25 до 98 лет. Однако в этом возрасте, по мнениюавтора, степень выраженности его очень мала и интенсивное нарастание егоотмечается после 50 лет. Исследователь отмечает, что процесс рассасываниякостныхпластинокнаходитсявсоответствиисособенностямифункциональной нагрузки той или иной кости.D.Mailand[61]врезультатефотометрическогоисследованиярентгенограмм обнаружил, что минерализация трубчатых костей кисти сувеличением возрастом уменьшается, при этом не было выявлено зависимостиот пола.
В то же время автор обнаружил определенные половые различия влучевой, полулунной и головчатой костях, выражающиеся в меньшей ихнасыщенности минералами у женщин.N. VonWowen и К. Stoltze [176] изучали микрорентгенограммы срезовнижней челюсти на уровне премоляров у молодых и пожилых индивидовобоего пола. Авторы не нашли значительных половых и возрастных различийв плотности губчатого вещества кости, однако обнаружили, что плотностькомпактного вещества с возрастом снижается.31Снижение степени минерализации скелета с возрастом показано висследовании Ю.В.
Понятовского [79]. Методом фотоденситометрии былиизучены 120 рентгенограмм правых коленных суставов в шести возрастныхгруппах и установлено, что оптическая плотность дистального эпифизабедренной кости неуклонно уменьшалась с возрастом (от 3,07 в 20 лет до 1,57в возрасте 70 лет и старше).Наконец, существует еще один подход к оценке динамики возрастныхизменений плотности костной ткани: повышение минерализации скелетапроисходитдоопределенноговозраста,затемнаступаетпериодотносительной ее стабильности, после которого происходит снижениеминерального компонента костей.Так, в работе М.Н. Павловой и A.Р.
Полякова [61] убедительно показанволнообразный характер динамики минеральной насыщенности костей свозрастом. Авторы исследовали диафиз бедра здорового человека в возрастеот новорожденного до 95 лет. Они выделили 3 этапа возрастных измененийминерализации костей: 1-й – нарастание минерализации от рождения до 25-30лет; 2-й – относительная стабилизация минеральной насыщенности от 30 до 45лет; 3-й – снижение минерального компонента после 50 лет.М. Bartley [109] ограничивает диапазон относительного постоянстваминеральной насыщенности костей возрастом от 20 до 40 лет.
Однако О.М.Павловский [47], на основании динамики минерализации пяточной костижителей с. Поречья Ярославской области приходит к выводу, что в этой костипериод стабилизации приходится на возраст от 15 до 60 лет.Наиболее часто изучалась динамика минерального компонента костей вопределенный отрезок жизни человека, особенно – динамика минерализации впожилом и старческом возрасте.К.Б.
Тихонов, Г.Д. Рохлин и К.Б. Шимановская [61] показали, чтосуществует прямая зависимость между степенью истончения компактноговещества и нарастанием остеопороза. Было установлено значительноеуменьшение толщины компактного вещества II пястной кости после 55 лет.32Это уменьшение происходит у женщин в период, совпадающий со временемнаступленияменопаузыи развитиемсвязанногос ней остеопороза.Предложено оценивать возрастные изменения скелета не только по наличиюили отсутствию, но и степени развития остеопороза, так как этот процесс, поих мнению, характеризуется общим уменьшением костной массы и явлениямидеминерализации.При исследовании влияния функциональных нагрузок на степеньдеминерализации скелета [85, 86] отмечено, что уменьшение плотности костипосле 50 лет в равной степени наблюдается как в поясничных позвонках, так иво Ⅱ пястной кости.
Тем самым показано, что изменения минерализациискелета одинаковы для различных его отделов, находящихся в различныхусловиях с точки зрения статической и динамической нагрузки. Однако Г.Д.Рохлин не исключает возможности специфической функциональной нагрузкивызывать незначительные различия в показателях минерализации разныхотделов скелета. В противоположность этому мнению в работе K.
Fujita, H.Orima, M. Joschikawa, [61] при исследовании возрастных изменений компактыпястных костей было показано, что у I и V пястных костей истончениекомпакты с возрастом более выражено, чем у трех остальных, что объясняетсявысокими функциональными нагрузками этих костей.J.S. Milne, M. Lonegran [61] изучали толщину компактного веществапястных костей и измеряли оптическую плотность лучевой кости у мужчин иженщин в возрасте 62-90 лет. Через 5 лет было проведено повторноеисследование, показавшее, что уменьшение толщины компактного веществакости не является однородным: в среднем у мужчин оно составляет 0,27, а уженщин – 0,28 мм.В исследовании S.
Garn с соавторами [127] показано, что в то время, какв числовом измерении потеря кости почти одинакова для обоих полов, онасоставляет значительно большее процентное отношение для женщинвследствие первоначально меньшей костной массы.33Таким образом, исследователи, занимавшиеся изучением динамикинеорганического компонента костей в пожилом и старческом возрасте,единодушны в своих выводах. Все авторы утверждают, что в указанномвозрастном периоде отмечается снижение количества минеральных солей вкостной системе.Говоря о причинах и механизмах инволюционного остеопороза, следуетуказать на большое разнообразие мнений, что, вероятно, связано снедостаточной изученностью этого вопроса и противоречивыми результатамипроведенных исследований.Очевидно, что в числе этих факторов присутствуют генетическидетерминированныеособенностиметаболизмакостнойткани,предрасполагающие к развитию остеопороза и выделяющие лиц с этойпатологией в особую группу [77, 84, 160].
О такой особенности метаболизмасвидетельствуют расовые различия в темпах развития инволюционной потерикостной ткани, наблюдения о параллельном развитии остеопороза уоднояйцовых близнецов [119], закономерное возникновение остеопении принекоторыхгенетическихзаболеваниях,особеннопринесовершенномостеогенезе [160].Ряд исследователей установил, что физическая активность являетсявероятным фактором при развитии остеопороза, связанного с возрастом [146].Потеря костной массы в результате отсутствия мышечной активностиили снижения гравитационной нагрузки может поражать весь скелет или егочасть. С.L. Donaldson с соавторами [61] показали, что у добровольцев после 8месяцев неподвижности произошла потеря костной массы на 4.2%.
Во времякосмических полетовпребываниевневесомоститакжеприводиткрарефикации кости [147].В 1983 г. В. Riggs и J. Melton [61] была сформулирована концепция двухтипов инволюционного остеопороза. Первый тип (постменопаузальный)наблюдается преимущественно у женщин (в 6 раз чаще, чем у мужчин) ввозрасте 51-65 лет. Ускоренной убыли подвергается главным образом34трабекулярная кость, а переломам– в первую очередь тела позвонков идистальный отдел лучевой кости.
Второй тип инволюционного остеопороза(сенильный остеопороз) развивается в значительно более старшем возрасте(после75лет)ихарактеризуетсяпропорциональнойубыльюкаккортикальной, так и трабекулярной костной ткани, с развитием переломовпреимущественно шейки бедра (в 5 раз чаще, чем при остеопорозе первоготипа), проксимальных отделов плечевой, большеберцовой костей и таза. Этоттип остеопороза в 2 раза чаще наблюдается у женщин, но после 85 лет частотапереломов у мужчин и женщин становится одинаковой.Известны и некоторые факторы, тормозящие развитие остеопороза.
Кним относятся ожирение (жировая ткань является основным источникомобразования эстрогенов из андростендиола) и повышенная концентрация впитьевой воде фтора [61].Таким образом, по общему мнению, инволюционный остеопорозпатогенетически неоднороден. Однако ясно, чтобы оказать влияние на стольсложную систему, как человеческий организм, необходимо участие многихфакторов [154], среди которых генетические, физиологические причины,факторы функциональной нагрузки, средовые влияния и хозяйственнокультурные традиции.Вместе с тем, костное убывание в процессе человеческого старенияявляется универсальным феноменом, общим для обоих полов, для всехрасовых типов, для людей различного социально-экономического статуса илифизической активности [160].
















