Диссертация (1140235), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Параллельно этому происходит оформление внутриорганных протоков,дифференцировка их эпителия. В этот период наблюдается большое количество островков. К 22 неделе экзокринный отдел железы представляет собойразвитую часть органа, в которой есть все условия для выполнения специфической секреторной функции (Гвоздухин А.П., 1979; Глущенко И.Л., 2004;Дынина С.А., 2005; Ульяновская С.А., 2013, 2015). При компьютерной трехмерной реконструкции срезов ПЖ у плодов 24 недель гестации T.Watanabe,H.Yaegashi, M. Koizumi (1999) установлено наличие контактов клеток формирующихся островков с протоками железы. В 24-25 недель отмечается довольно четкая дифференцировка на дольки, возрастает количество ацинусови число концевых отделов.
Возникновение и становление ациинусов в ПЖплода происходит не одновременно и продолжается весь внутриутробныйпериод (Грищенко В.И., Яковцева А.Ф., 1991; Ульяновская С.А., 2013, 2015).Развитие эндокринного аппарата поджелудочной железы у плодов и новорождённых-нормотрофов в 22-27 недель осуществляется поэтапно. Первыйэтап завершается созреванием клеток и оформлением островков (22-24недель).
Второй этап - ультраструктурной дифференцировки, обеспечивающей выполнение специфических функций (25-27 недель). В развитии иструктурном оформлении островковый аппарат опережает экзокриннуючасть поджелудочной железы, что подтверждает существование морфофункционального асинхронизма. С увеличением срока гестации в железе меняетсяотношение стромы и паренхимы с преобладанием последней. По мере роста23плода меняются удельный объём и диаметр островкового аппарата, его расположение и соотношение в нем клеток с увеличением типа А.
Совершенствуется внутриклеточная организация клеток в островках, которая определяет их высокую специализацию и функциональную активность. Последовательность преобразований ацинарных клеток с появлением особых по морфологической организации (ацино-островковых) доказывает возможностьтрансформации дифференцированных ацинарных клеток в эндокринные(Л.П.
Перетятко с соавт., 2005)Сосудистая система фетальной железы считается сформированной к 28неделям развития (Сайфуллин М.Х., 1998; Дынина С.А., 2005; УльяновскаяС.А., 2013; Sadler T.W., 2012).Становление паренхимы поджелудочной железы продолжается послерождения, что связано с изменениями условий функционирования железы,совершенствованием нейрогуморальных механизмов регуляции. Механизмывысвобождения инсулина становятся полноценными в конце беременностиили сразу после родов. Содержание инсулина в сыворотке крови плода человека повышено, но очень быстро падает после перевязки пуповины и поступления к плоду пищевых веществ.
Только к 2-м годам гистологическое строение ПЖ начинает приближаться к таковому взрослых (Дынина С.А., 2005;Ульяновская С.А., 2013; Sadler T.W., 2012). Популяция β-клеток и соотношение с другими типами клеток панкреатических островков устанавливается допятилетнего возраста (Sanches D., Moriscot C., Marchand S., 1998). Таким образом особенностью развития ПЖ в раннем постнатальном онтогенезе является относительная незрелость экзокринной части и мощное развитие функционирующего эндокринного аппарата.1.2.Морфогенез и функциональная активность поджелудочной железыплода при СЗРП. Метаболическое программирование в антенатальном периоде.Процесс влияния неблагоприятных факторов на ранних критических эта-пах развития плода (практически на протяжении всего периода гестации) на24состояние структуры ткани, органов и их функционирование получил название внутриутробного программирования (Нетребенко О.К., 2012; Fowden A.,Giussani D., Godfrey K.M., 2006).
К настоящему времени достоверно установлено несколько факторов неблагоприятного внутриутробного программирования, включая эндокринное и метаболическое. К ним относят фактор питания беременных (как избыточное, так и недостаточное), осложненное течение беременности, синдром задержки роста плода (Стрижаков А.Н., 2013,2015). Феномен фетального программирования метаболическими и эндокринными факторами доказан на животных моделях, существует также множество эпидемиологических, экспериментальных клинических данных, подтверждающих его наличие и у человека (Holness M., Langdown M.L., SugdenM.C., 2000). Механизмы, лежащие в основе фетального программирования,еще не до конца ясны; предположительно различные нутриенты являютсякритичными сигналами, воздействующими на рецепторы тканей.
При изучении процесса фетального программирования или постнатальной «перезагрузки» метаболических и эндокринных функций, ключевым вопросом являетсямеханизм пожизненного «запоминания» ранних антенатальных воздействийна клеточный метаболизм, несмотря на постоянное деление и дифференцировку клеток. Предположительно значение имеют адаптивные эффекты наэкспрессию генов или на дифференциальную пролиферацию клеток.
Программирующие взаимодействия между родительскими и дочерними клетками могут быть объяснены закономерностями эпигенетического наследования, базирующегося на ДНК-метилировании (Holliday R., 1993). Поражениеключевых точек «больших гормональных осей» в настоящее время рассматривается как доминантный механизм фетального программирования, особенно в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе и оси «ИФР-1 - инсулин», что и приводит в последующем к возрастанию заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями и синдроме инсулинорезистентности(Delisle H., 2002).25Как утверждает О.К. Нетребко (2012) в понятие «недостаточное питаниеплода» включают дефицит белка, калорий, отдельных микронутриентов, атакже анемию и хроническую гипоксию.
Согласно D.J.Barker (1993) периодвнутриутробного развития характеризуется высокой пластичностью всех метаболических систем организма, высокой чувствительностью к факторамокружающейсреды,поэтомунарушенияпитанияматери,маточно-плацентарного кровообращения, а также гипоксия и стресс приводят к задержке внутриутробного развития плода и способствуют формированию такназываемого «экономного фенотипа» (Hofman P.L.,1997), который в последующем способствует накоплению жировой ткани, нарушению липидногообмена и формированию метаболического синдрома.Процесс развития поджелудочной железы плода, как и любого другого паренхиматозного органа, зависим от особенностей течения беременности, искладывающиеся взаимоотношения между основными звеньями фетоплацентарного комплекса (организм матери, плацента, околоплодные воды, плод)могут существенно повлиять на морфо-функциональное становление железы.Дисхронии в виде отставания или преждевременной дифференцировкивнешнесекреторной и эндокринной частей железы способны сказываться нафетальном гомеостазе и функционировании органа у новорожденных.
Приисследовании ПЖ эмбрионов человека установлено, что источники возникновения и дифференцировки клеток, вырабатывающих инсулин, глюкагон исоматостатин в онтогенезе различны (Bockman D.E., 1997).Инсулиноподобный фактор роста-1 является главным медиатором пре- ипостнатального роста и его продукция в матке является независимой от гонадотропинов (Rosenfeld R.G., 1997).
Исследованиями на животных было показано, что секреция плодового ИФР-1 и таким образом, рост плода, определяются взаимодействиями в цепи «глюкоза – инсулин - ИФР-1» (GluckmanP.D., 1997). Плодовый ИФР-1 секретируется в ответ на плодовый инсулин,уровень которого, в свою очередь определяется плацентарным трансферомглюкозы. Инсулин плода действует первично как адипогенный фактор, в то26время как его эффект при пониженной массе тела, вероятно, опосредуетсяИФР-1. Возрастание в детстве уровня ИФР-1 в плазме крови зависит от реализации фетального программирования посредством достаточно сложныхмеханизмов (Delisle H., 2002).
Подтверждение связи между СЗРП и низкимуровнем ИФР-1 заключается в том, что тяжелая форма СЗРП наблюдается смутациями в генах, регулирующих выработку ИФР-1 или их микроделециях(Cianfarani S., Germani D., Branca F., 1999; Delisle H., 2002). Низкий уровеньИФР-1 отмечался и у детей с низкорослостью, которые родилась с массой,малой для срока гестации, но не страдающими СЗРП.
После рождения у детей с СЗРП и антенатально низким уровнем инсулина и ИФР-1, вследствиенормализации поставки питательных веществ вырабатываются большие количества инсулина и ИФР-1 и развивается инсулинорезистентность как защитный механизм от гипогликемии (Delisle H., 2002; Sadler T.W., 2012).W.R. Goodyer (2006, 2012) изучал регуляцию неонатального развития островков поджелудочной железы у мышей и человека. Инактивация кальциневрина b1 (Cnb1) у мышей вызывает уменьшение секреции инсулина и снижение клеточной пролиферации и клеточной массы, что приводит к возникновению диабета. B.E. Gregg (2012) отмечает, что резистентность к инсулинуможет быть компенсирована повышенной функциональной активностью βклеток поджелудочной железы.
Такая компенсация зависит не только от экологических и генетических факторов, но и от базовой β- клеточной массы.Максимальная β-клеточная пролиферация наблюдается у недоношенных спиком в течение первых двух лет жизни. После рождения в основном происходит рост экзокринной части железы. Было также установлено, что дети родителей, родившихся недоношенными, проявляли большую чувствительность к инсулину, чем дети родителей, родившихся в срок (Kaung C., 1994;Эдвелл А. и соавт., 1999; Элми А.















