Диссертация (1139990), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Впоследствии происходит их дифференцировака, где доминируютТ-хелперы II типа, содержащие надлежащий профиль цитокинов в виде ИЛ-4, -5,воздействующие на продукцию IgE и IFN-γ [197]. Интерферон γ, TNF-α и ИЛ-2 вбольшом количестве вырабатываются Th-1-клетками. Это приводит к активиза-16ции иммунного ответа на клеточном уровне и защите от возникновения возможных реакций аллергического типа. А Th2-лимфоциты регулируют продукцию ИЛ4, -5, -13. Последние моделируют гуморальный иммунный ответ и отвечают зафункционирование эозинофилов. Следует отметить, что ИЛ-4 сдерживает избыточную эксплозию IFN-γ, который отвечает за активность процессов фагоцитоза.При стимуляции данных метаморфозов выделяется повышенное содержание IgE,и дерматоз переключается в сторону формирования хронических форм [124, 137,182, 203].
Сходность некоторых фрагментов в локусах хромосом 1q21 и 17q25определяет однонаправленность патофизиологических процессов в коже лиц,страдающих такими разными дерматологическими патологиями, как АтД и псориаз [78, 121, 132, 169, 208, 211].В настоящее время пристальное внимание многих исследователей привлечено к так называемым Toll-подобным рецепторам. Именно они являются доминирующими составляющими врожденного иммунитета, способными идентифицировать антигены, проникающие через кожный барьер [130]. На настоящий моментвыделено 11 типов таких рецепторов, за которыми закреплена весомая роль встимуляции процессов воспаления [53, 89, 226]. Липопротеины являются наиболее значимыми веществами, выступающими в качестве мишеней для Toll-lineподобных рецепторов [219, 221, 223].
В результате передача информации приводит к возбуждению генов, ответственных за выброс противовоспалительных цитокинов [116].Сегодня многими авторами отмечается важная роль мутаций гена FLG, являющихся генетическими факторами риска в развитии АтД [57]. Ген FLG локализуется в хромосомной области 1q21 и входит в состав эпидермального дифференцировочного комплекса, который отвечает за контроль дифференцировки клетокэпидермиса и образование рогового слоя [193, 200].Филаггрин – важнейший белок эпидермиса. Он фигурирует в нем с третьегомесяца жизни ребенка и контролирует потерю влаги через роговой слой [170,209]; FLG отвечает за образование кожного барьера, состоящего из пакета белково-липидных клеток.
Это приводит к минимизации проникновения микроорга-17низмов и воздействию аллергенов и потере воды [122]. Многими исследователямиотмечено, что при распаде FLG его продукты способны подавлять рост золотистого стафилококка на коже и защищать от УФ-лучей [122].C.N. Palmer и соавт. впервые в 2006 году информировали о том, что ген FLGможет мутировать. Это приводит к его дисфункции, снижению защитных свойствэпидермального барьера и патологическими изменениями кожи в виде АтД [202].В настоящее время как в европейских, так и азиатских популяциях уже идентифицированы примерно 40 мутаций гена FLG [114, 163].
На уровне молекулярныхструктур доказано, что биолизис кератина связан с утратой функционированиягена FLG. В свою очередь, это приводит к дезорганизации и разрушению пластинчатого бислоя и расстройству выработки ламеллярных телец [123]. Таким образом, мутации гена FLG приводят к его дефициту в эпидермисе, что увеличиваетриск сенсибилизации к аллергенам у детей с АтД [235].Внешние факторы агрессивно действуют на поврежденный эпидермис.Тем самым еще активнее стимулируются воспалительные процессы, и увеличивается восприимчивость к агентам инфекционного происхождения [96, 120,135, 165, 188].В эпидермис в результате действия медиаторов острой фазы воспаления притягиваются дендритные эпителиальные клетки, что приводит к активизации Th1типа.
Это характеризуется гиперпродукцией INF-γ, ИЛ-2, -12. Противовоспалительные цитокины ИЛ-5, -6, -8 усиливают миграцию клеточных элементов кровии макроорганизмов в центр воспаления и главенствуют над ритмом и частотойобразования хронических форм аллергических реакций [9, 137, 182, 198].Многие исследователи в патогенезе АтД важную роль отводят действиюмикробного фактора [95, 120, 147]. У большинства обследованных больных вхронических очагах дермического поражения обнаружены условно-патогенныебактерии Staphylococcus aureus [149, 184]. Выделяемые этим микроорганизмомтоксины связываются с β-цепью Т-клеточного рецептора и HLAII, в результатечего происходит активация целого семейства клонов Т-лимфоцитов, которая запускает клеточные и гуморальные реакции со стороны различных компонентов18системы иммунитета, лежащих в основе аллергического воспаления тканей [125,158, 180, 187, 194, 205, 210].За счет постоянной сухости и зуда страдает барьерная функция кожи упациентов с АтД, что способствует усилению и поддержанию воспаления вкоже.
Новые данные, подтверждающие то, что дерма является не только механическим барьером, но и органом иммунитета, получены в результате экспериментальных исследований, проводимых на протяжении многих лет. Они доказывают, что в коже активно протекают иммунологические реакции, в которых участвуют продуцированные в ней большое количество клеток иммунного ответа – нейтрофилы, тучные клетки, эозинофилы, клетки Ларгенганса, кератиноциты, меланоциты, и в первую очередь лимфоциты [29, 38, 40, 112, 186,217, 227].В последние годы внимание исследователей приковано к изучению ролипептида эндотелиального происхождения ЭЛ-1 в патогенезе развития АтД. Имеются единичные данные литературы о повышении его концентрации в периодобострения анализируемого нами заболевания [69].
Однако данных о динамикеданного показателя на фоне терапии пациентов и длительности дерматоза внастоящее время нет.Таким образом, тяжесть дерматоза, частота рецидивов и возникновение каких-либо осложнений у пациентов с АтД напрямую зависят не только от генетической предрасположенности, но и от дисфункции клеточных и гуморальных механизмов иммунитета. При анализе литературы о патогенезе АтД нами обнаружены противоречивые данные о роли ИЛ-4, -5 и -13. Наше внимание привлеклоимеющиеся минимальные данные об участии ЭЛ-1 в развитии данного патологического процесса.191.2 Средства и методы лечения атопического дерматитаСовременные взгляды на многообразные звенья патогенеза АтД подразумевают сочетанное воздействие на них и разработку комплексных методов терапиипациентов с данной патологией [8]. Однако лечение АтД в детском возрастеостается одной из актуальных проблем, решаемых в настоящее время как в дерматологии, так и в педиатрии.СегодняподэффективнымлечениемАтДудетей,вчастностиГ.И.
Смирновой, а также L.M Buys [86, 87, 126], понимается использование безопасных, патогенетически обоснованных методов терапии для быстрого облегчения симптомов, подавления воспалительного процесса, удлинения периода ремиссии, а также предупреждение перехода острой начальной фазы заболевания вдлительную хронизацию.Необходим индивидуальный подход к выбору методов терапии АтД у детей.Следует учитывать возраст и конституциональные особенности ребенка, наличиефоновых и сопутствующих заболеваний, а также степень активности патологического процесса на коже, клиническую форму и наличие осложнений дерматоза[6].В результате многолетних исследований предложены и внедрены в практическое здравоохранение такие препараты, которые используются в терапии АтД,как противовоспалительные, гипосенсибилизирующие, антигистаминные.
Крометого, широко используются следующие лекарственные средства – психотропные,иммуномодулирующие, глюкокортикостероидные. В тяжелых случаях заболевания применяются инфузионная терапия, гемосорбция и плазмаферез, лазернаярефлексотерапия, методы фототерапии [107, 108], ингибиторы протеаз [26], средства, воздействующие на гемокоагуляционные процессы [52].Современная концепция терапии АтД предполагает проведение комплексамероприятий для устранения воздействия причинно-значимых факторов, тщательного лечебно-косметического ухода за кожей, использование противовоспа-20лительных, антимедиаторных и иммуномодулирующих препаратов и коррекциинарушенного метаболизма [14, 15, 27, 30, 64, 72, 88, 91, 97].Важным этапом лечения АтД является элиминация аллергенов.
Это достигается диетотерапией и гипоаллергенным режимом [87, 98, 167]. По мнению рядаавторов, продолжительное кормление грудью, соблюдение матерью в период лактации гипоаллергенной диеты, а также исключение некоторых продуктов (яиц,коровьего молока, рыбы) из рациона оказывают протективное действие дляпредотвращения развития дерматоза в детском возрасте, особенно в семьях снаследственной предрасположенностью по атопии [234]. Гипоаллергенная диетастроится на нескольких принципах, включающих: а) соблюдение четкого режимапитания;б)исключениевозможныхпричинно-значимыхаллергенов;в) тождественное замещение исключенного продукта натуральным или специализированным лечебным питанием, которое будет адекватно возрастным потребностям и релевантно состоянию органов пищеварительного тракта ребенка. Использование так называемого «функционального питания», подразумевающего употребление продуктов, которые нормализуют микробиоценоз кишечника и оказывают координирующее влияние на изостазию иммунной системы, тоже представляется актуальной задачей ведения пациентов с АтД, в том числе в детском возрасте [93, 119].Одним из главных моментов профилактики и всестороннего лечения детей сАтД является лечебное питание.
В его основе лежит минимальное антигенноевоздействие пищи на организм ребенка и нормализация функции органов пищеварения. Однако многими научными исследователями ставится под сомнение внастоящее время необходимость длительного применения неспецифической гипоаллергенной диеты. Они аргументируют это тем, что такая диета может довольно часто вести к серьезным психологическим проблемам в семье, нарушениюфизического и социально-психологического развития ребенка в связи с пищевойнедостаточностью из-за неадекватной замены продуктов питания. Многими исследователями доказано, что жестко ограничительная диетотерапия должна использоваться только на начальном этапе лечения.