Диссертация (1139510), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Фон настроениявыражено снижен, несколько напряжен. Критика к своему состоянию формальная,говорит: «не хочется быть в этой реальности, я с детства дефективная, хочется простоисчезнуть». Обманы восприятия не выявляются. Соглашается остаться в отделении.Данные психометрических шкал: MADRS – 39; HADS тревога - 16; HADSдепрессия - 19; MMSE - 28.Получала терапию клозапином 50 мг/сут, кломипрамином до 250 мг/сут.Первые дни в отделении к общению с другими больными не стремилась, большуючасть времени проводила в постели, фон настроения был резко снижен, часто плакала. Вбеседах с лечащим врачом рассказывала, что «неспособна радоваться», «ни к чему нетинтереса, жить не хочется, нет ни сил, ни желания воспитывать ребенка, не знаю чемумогу его научить».
На фоне проводимой терапии состояние больной значительноулучшилось: нормализовался ночной сон, фон настроения стал более ровным, сталаобщаться с другими больными, читать книги. Возвращаясь из лечебных отпусков,рассказывала, что «появилось желание заниматься домашними делами, стало больше сил,хочется начать вязать, шить».
В беседах с врачом говорила, что «настроение стало заметнолучше, стала замечать окружающее, мысли, что я не в своем мире больше не беспокоят».Была выписана домой в удовлетворительном состоянии. Рекомендован приемподдерживающей терапии амбулаторно.Заключение: Первый депрессивный эпизод тяжелой степени. F32.31. Апатическийдепрессивный синдром.Анализ клинического случая. Преморбидный фон больной отмечаетформирование дисгармоничной личности с характерологическими особенностями в видезамкнутости, сензитивности, склонности к рефлексии, тревожности. В пубертатномпериодебольнойнаблюдалиськолебаниянастроениясформированиемдисморфофобических идей, носящих сверхценный характер. Аффективное заболеваниедебютирует в возрасте 31 года, через полтора года после рождения ребенка, без явнойпсихогенной или соматогенной провокации.
Заболевание протекало длительно, более года,с короткой медикаментозной ремиссией менее месяца и релапсом болезни. В клиническойкартине преобладает апато-адинамическая симптоматика со снижением побуждений,интересов, эмоционального реагирования, что на фоне выраженной гипотимиисопровождается явлениями деперсонализации. Идеаторные нарушения депрессии вкупе сшизоидным радикалом личности больной ведут к формированию депрессивных идей исуицидальных мыслей.Клиническая иллюстрация 9169Больная К, 28 лет, временно не работает.Из анамнеза (со слов больной, ее родственников): отец больной, 55 лет, имеетвысшее техническое образование, по профессии инженер-электронщик. По характеружесткий, не терпит компромиссов, на все имеет свою точку зрения, при этом спокойный,сдержанный, своими переживаниями никогда ни с кем не делится.
Со слов дочерей, у отцанет ни друзей, ни близких знакомых. С любовью и заботой относится к своим дочерям,много времени посвятил их образованию. Мать больной, 55 лет, имеет высшееобразование, по профессии инженер-программист. По характеру мягкая, добрая,спокойная, хозяйственная, все свободное от работы время проводит в домашних хлопотах.Старшая сестра больной, 31 год, имеет высшее образование, по профессии экономист.Замужем, имеет двух детей. По характеру общительная, любит во всем порядок.Характерны частые смены настроения, например, если что-то пошло не по заранеепродуманному плану, расстраивается, отказывается от дальнейших действий, плачет.Больная родилась вторым по счету ребенком в семье.
Ранее развитие безособенностей. Из перенесенных детских заболеваний- ветряная оспа, без осложнений. Спяти лет ходила в подготовительную группу детского сада. Дома отец учил чтению иписьму, больная, стараясь избежать занятий, после ужина, что бы быть незамеченной,ползком пробиралась в свою комнату мимо кабинета отца. Росла активным, подвижным,общительным ребенком. Любила находиться в центре внимания среди сверстников, безспроса брала у родителей деньги, покупала на них множество разных сладостей, раздавалаво дворе детям. Однажды, находясь в магазине, увидела любимые конфеты, «хотела взятьлишь одну, но были только расфасованные пакеты, пришлось взять пакет», что сразузаметила продавец магазина, пристыдила больную, сообщать никуда не стала. В возрасте 6лет больная пошла в школу.
Любимыми предметами были математика, геометрия,информатика, гуманитарные дисциплины не вызывали интереса, писала неграмотно. Немогла читать наизусть стихи перед классом, т.к. испытывала смущение, терялась, забывалатекст. Из школьной программы уже в более старших классах прочла лишь произведенияДостоевского, после того как заинтересовалась услышанным на уроке отрывком из романа«Преступление и наказание».
Больную привлекал необычный стиль автора, мрачноенастроение произведений. В свободное от занятий время встречалась с одноклассницами,катались на горках, играли во дворе. С 7 лет больная посещала секцию плавания,участвовала в соревнованиях. Однажды больная во время заплыва оглянулась, чтобыоценить соперников, в результате потеряла время, к финишу пришла второй, отец сильноругался, сказал, что глупо себя повела. Больную обидели слова отца, плакала, испытывалачувство стыда за «свою глупость», с тех пор занимала только первые места.
К 15-ти годамимела I взрослый разряд по плаванию. С 8 класса дистанционно обучалась в физикотехнической школе, с 9 класса посещала курсы по экономике. Больная рассказывает, чторадовалась, когда самостоятельно получалось решить сложную задачу, расстраивалась,если что-то не удавалось, во многом помогал разобраться отец. С 10 класса усиленно сталаготовиться к поступлению в МГУ, брала дополнительные занятия, свободного временипрактически не оставалось. Больная рассказывает, как хотелось погулять, встретиться сподругами, сходить в кино, но «отец давил, заставлял заниматься», из-за этого возникаликонфликты, в итоге поступала как требовал отец.
Когда больной было 16 лет, во времятуристического похода познакомилась с юношей, завязались романтические отношения.Окончив 11 классов, поступила на физико-математический факультет МГУ. Училась с170интересом, любила демонстрационные семинары с постановкой экспериментов, лекции непосещала, т.к. «не воспринимала информацию на слух», дома самостоятельно читалаучебную литературу.
В свободное от занятий время встречалась с одногруппниками,школьными друзьями, ходили в кафе, кинотеатр, зимой катались на сноуборде. Больнаявсе меньше времени стала проводить со своим молодым человеком, «нейтральныеотношения» с ним стали тяготить, «хотелось чего-то нового», стали ссориться, черезнекоторое время расстались. На 2 курсе (18 лет) больной понравился однокурсник - «душакомпании», вскоре стали встречаться. Отношения складывались сложные - он былобщительным, много времени проводил с друзьями, из-за чего возникали ссоры, больнаяхотела, чтобы он больше уделял ей внимания. Больная рассказывает, что «разочарованиепришло, когда во время подготовки к сдаче экзамена по физике, он не мог понять строениемодели атома бора», после чего «быстро к нему охладела, поняла, что это не ее человек».Отношения продлились около 3х лет, затем молодой человек прекратил отношения,объяснив, что «ему хочется чего-то еще».
После чего у больной резко снизилосьнастроение, «боялась, что никогда не появится новый мужчина», причину этому видела всвоей «непривлекательной внешности», считала, что у нее «кривые зубы, вытянутаяголова», часто плакала. Трудно было сконцентрироваться на подготовке кгосударственным экзаменам. Больная претендовала на «красный диплом», но по итогамГОС экзаменов получила «4», сочла это несправедливым, т.к. «была уверена в своихзнаниях», подала на апелляцию, но не смогла доказать свою правоту. Испытывала чувствообиды и несправедливости, в своих неудачах винила молодого человека, «бросившего ее всамый неподходящий момент». Подобное состояние длилось около полугода, затем фоннастроения постепенно выровнялся. После окончания университета, больная поступила васпирантуру.
Сразу устроилась работать в частную компанию менеджером по кадрам, вдальнейшем была повышена до должности руководителя проектов. С обязанностямисправлялась, отношения в коллективе складывались доброжелательные. Во времяподготовки к поступлению в аспирантуру стала больше общаться с одним из прежниходногруппников. Со временем завязались романтические отношения, больнаярассказывает, «он был гениальным, невероятно умным, с ним было интересно говорить налюбые темы», «непонятным было лишь то, что он говорил, что любит, но никогда неженится», причины этому никогда не объяснял. Практически сразу стали жить вместе, всвободное время ходили в кино, катались на велосипедах, на сноуборде.
Больнаярассказывает, что 1-2 раза в год возлюбленный уходил к друзьям и «сильно напивался»,терял ценные вещи, происходящее с ним помнил обрывочно. Однажды позвонили измилиции, сообщили, что нашли рюкзак с вещами и документы на его имя, больнаяпоехала его искать, обнаружила его сидящим у метро, молодой человек попросилпрощения, говорить на тему произошедшего отказывался.