Автореферат (1139509), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Большая часть больныхполучала кветиапин в дозах от 12,5 мг до 100 мг. Терапевтической мишеньюкветиапина была аугментация противотревожного и седативного действияантидепрессантов у больных с тревожной руминацией, невыраженнойажитацией. В 26,1% случаев назначений кветиапина суточная доза быладоведена в течение 12 недель наблюдения до терапевтической 150-400 мг.
В17,1% случаев от всех назначений комбинированной терапии с нейролептикомназначался галоперидол, преимущественно в малых дозах – от 0,3 мг до 1,5 мг.У 13,8% больных применялся хлорпротиксен в дозах от 15 мг до 50 мг. Режеприменялись другие антипсихотики: трифлуоперазин - 6,5% больных,получавших терапию нейролептиками; клозапин – 5,7%; флупентиксол – 4,9%;перфеназин – 4,9%; арипипразол – 4,1%; оланзапин – 3,3%; сульпирид - 2,4%.Эффективность психофармакотерапии была средней. К 12-й неделетерапии общая доля больных, ответивших на лечение, составила 61,6%;ремиссии достигли 48,7% больных.
За 12 недель терапии средний суммарныйбалл MADRS снизился на 18,2 балла. Редукция значений шкалы HADSсоставила 6,7 баллов по каждой из субшкал.Прианализеэффективноститерапиидепрессииразличнымиантидепрессантами доля респондеров в каждой из сравниваемых групп33значительно не отличалась. При сравнении эффективности различных классовантидепрессантов также значимой разницы не выявлено. В группе больных,получавших терапию антидепрессантами класса ТЦА, начальная тяжестьдепрессии была статистически значимо выше (р=0,001).
При анализепеременных, описывающих группы больных, получавших антидепрессантыклассов ТЦА и СИОЗС, именно фактор тяжести депрессии до начала терапии внаибольшей степени дискриминировал группы (р=0,006), т.е. наибольшийвклад в принятие врачом решения о выборе между классами СИОЗС и ТЦАвносила тяжесть депрессии. При анализе эффективности терапии тяжелойдепрессии(MADRS>30)ответнатерапиюразличнымиклассамиантидепрессантов уже существенно отличался. Доля респондеров в группебольных с тяжелой депрессией, получавших ТЦА, составила 60,1%; СИОЗС –44,9% (р=0,077).Сравнительный анализ эффективности применяемых тактик терапиидепрессивных расстройств показал, что несколько хуже эффективность терапиив группе больных, получавших один антидепрессант (59,3%); наиболее высокойбыла эффективность терапии у больных, получавших комбинированнуютерапию с нейролептиком и нормотимиком.
Однако при сравнительном анализедостоверной разницы между показателями ответивших на терапию в группахвыявлено не было (р=0,566). Отдельно проанализирована группа больных,получавших терапию комбинацией антидепрессанта с нейролептиком всредних дозах. Таких больных было 19 человек: 12 из них (63,2%) получаликветиапин в дозах от 150 мг до 400 мг; по 3 человека принимали оланзапин 510 мг/сут.
или галоперидол 5-15 мг/сут; 1 пациент получал трифтазин в дозе 10мг в сутки. Эффективность терапии в данной группе больных оставила 84,2%респондеров к 12-й неделе. При сравнении эффективности монотерапииантидепрессантом и терапии с добавлением нейролептика в терапевтическойдозеполученодостоверноепреимуществокомбинированнойтерапии(ОШ=3,667 [1,037; 12,961]).
Однако данный результат был получен на малойгруппе больных и на несопоставимых группах, и для подтверждения его34необходимо провести дальнейшие исследования с обязательной рандомизациейгрупп больных.При сравнительном анализе ответа на терапию в группах больных сразличным типом течения было получено статистически значимо меньшее(р<0,001) число респондеров в группе больных с хроническим течениемдепрессии (38,8%) по сравнению с первым депрессивным эпизодом (65,6%респондеров) и рекуррентной депрессией (66,7% респондеров). При анализеуровня достижения ремиссии показатели были хуже в группах с хронической ирекуррентной депрессией по сравнению с больными с первым депрессивнымэпизодом – 38,8%, 46,2% и 61,5% больных в ремиссии, соответственно.
Прианализе скорости развития антидепрессивного эффекта наибольшая редукциядепрессивной симптоматики отмечена в первые 4 недели терапии. Впоследующие недели терапии снижение тяжести депрессии происходило болеемедленно. При этом можно отметить, что средняя тяжесть хроническойдепрессии хоть и продолжила снижаться, но существенно меньше, чем в началетерапии – средний суммарный балл MADRS снизился в первые 4 неделилечения на 10,1 баллов, тогда как в последующие 8 недель – на 3,2 балла. В тоже время антидепрессивный эффект при лечении рекуррентной депрессиипродолжил развиваться без значительного снижения скорости в течение всех 12недель терапии.
В группе больных с впервые развившейся депрессиеймаксимальная редукция симптоматики наблюдалась в первые 4 недели терапии(-11,7 баллов); в последующие 8 недель средний суммарный балл по шкалеMADRS снизился на 5,9 баллов.При сравнительном анализе эффективности терапии групп больных сразличными клиническими типами депрессивных расстройств, полученныминами ранее при кластерном анализе, не было выявлено значительных отличий,как в уровне ответа на терапию, так и в уровне достижения ремиссии.
Прианализе больных с первым депрессивным эпизодом получено следующеераспределение респондеров в кластерах: первый – 60,0%; второй – 59,5%;третий - 83,3%. Значимость отличий не достигала уровня достоверности35(р=0,109). Уровень достижения ремиссии в кластерах больных с впервыеразвившейся депрессией составил – 53,3%, 57,1% и 79,2%, соответственно(р=0,114). При анализе психофармакотерапии выявлено, что монотерапияодним антидепрессантом чаще проводилась при лечении больных в третьемкластере (70,8%), тогда как добавление нейролептика в схему терапии чащетребовалось у больных первого кластера по сравнению с третьим кластером(30,0%). В третьем кластере чаще применялись антидепрессанты класса СИОЗС(45,8%).
ТЦА наиболее часто применялись при терапии больных во второмкластере (30,9%), но сравнение между кластерами не вывило статистическойзначимости (р=0,256). При анализе частоты применения антидепрессантовдругих классов не получено значимых отличий.При анализе больных с рекуррентным течением аффективной патологиибольшее число респондеров наблюдалось в первом и четвертом кластерах –69,7% и 73,2%, соответственно, по сравнению с 58,8% и 55,6% во втором итретьем кластерах, соответственно. Уровень статистической значимостиотличий не достигал достоверных значений – 0,219.
Ремиссии достигли 47,5%,44,1%, 38,9% и 50,0% больных в четырех кластерах последовательно.Значимость отличий составила 0,748. Анализ психофармакотерапии показал,что монотерапия одним антидепрессантом чаще использовалась при лечениибольных в четвертом кластере (41,2%) по сравнению с третьим кластером(р=0,062). Соответственно, больные третьего кластера чаще получаликомбинированнуютерапиюантидепрессантомснейролептикоми/илинормотимиком (77,7%).
При анализе применяемых антидепрессантов выявлено,что наиболее редко ТЦА использовались у больных четвертого кластера(21,4%) и наиболее часто у больных третьего кластера (44,4%) по сравнению сдругими кластерами - 36,7%, 32,3% в первом и втором кластерах,соответственно (р=0,112).
СИОЗС чаще назначались при терапии больныхвторого (47,1%) и четвертого (39,3%) кластеров по сравнению с первым (34,3%)и третьим кластерами (22,2%) (р=0,161).36При анализе психофармакотерапии клинических типов депрессивныхрасстройств выявлены результаты, не достигающие степени статистическойдостоверности. Для уточнения полученных результатов следует проводитьдальнейшиеисследованиянарандомизированныхгруппахбольных,стратифицированных по признаку клинического типа депрессии.При оценке переносимости антидепрессивной терапии учитывалисьчастота возникновения и характер побочных эффектов. После началаантидепрессивной терапии на появление нежелательных лекарственныхявлений (НЛР) пожаловались 251 пациент (64,7%). Более всего пациентыжаловались на ксеростомию (26,5%), увеличение веса (24%), седацию (23,7%) изапоры (18,6%), диспепсические проявления (11,3%).
Реже наблюдались тремор(9,3%), появление/обострение тревоги или бессонницы (9,1%), головная боль(8,5%), тахикардия или ортостатическая гипотензия (8,2%), нарушенияаккомодации (6,4%), затруднения мочеиспускания (5,4%) и нарушенияменструальногоцикла(4,1%).Сравнениепереносимоститерапииантидепрессантами различных классов показало большую долю нежелательныхлекарственных явлений при применении антидепрессантов класса ТЦА посравнению с другими классами (р=0,042).Развивавшиесялекарственныеприявленияпримененииантидепрессантовсоответствовалинежелательныефармакологическимсвойствамлекарственных средств, не носили характер стойких. При адекватном подборедозировоксохраняющиесяпобочныеэффектыкупировались,иногдатребовалось применение симптоматической терапии.
Результаты оценкичастоты их развития и тяжести соответствовали данным литературы [Bauer Met al, 2002, 2013; Linde K et al, 2015; Kennedy SH et al, 2016; Cipriani A et al,2018].37Предикторы эффективности и переносимости терапии депрессивныхрасстройств монополярного теченияДляопределениягенетическихпредикторовэффективностиипереносимости терапии депрессивных расстройств был проведен анализвзаимосвязи генетических полиморфизмов с фармакологическим ответом приприменении определенных антидепрессантов или класса антидепрессантов.