Диссертация (1138992), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Вильсонсчиталамериканский вариант системы разделенных властей нежизнеспособным,доказательством чего, по его мнению, и служило противоречие междуположениями конституции и итогами развития системы сдержек ипротивовесов за столетний период ее существования»61.Несколькопреувеличеннаятрактовкавластипарламентабылапредставлена в работах Г. Блэкстона. Парламент, по его мнению, имеет«суверенную и неконтролируемую власть в вопросах создания, утверждения,дополнения, ограничения, аннулирования, отмены, восстановления итолкования законов.
Он может изменять и создавать заново дажеконституцию королевства. Коротко говоря, он может делать все, кроменевозможного в естественном отношении»62. Правовой статус парламентаГ. Блэкстон обозначал как «всемогущество парламента» и утверждал, что поанглийской конституции нет такой силы, «которая могла бы контролироватьразумностьдействийиактовпарламента»63.НедостаткомтеорииГ. Блэкстона было отрицание взаимосвязи народа с парламентом и теориинародного суверенитета.Вопрос о месте парламентского права в системе российского права былпоставлен в начале 90-х годов известным советским государствоведомИ.М. Степановым.
При этом парламентское право рассматривалось им какпроцессуальный правовой институт. Он отмечал, что парламентское правовыросло из конституционного, опирается вместе с ним на одну и ту же«корневую систему» – основы конституционного строя, имеет, как и оно, в61Мишина Е.А.
Указ. соч. С.14-15.См.: Кузьмин Э.Л. Мировое государство: иллюзии или реальность? Критика буржуазнойконцепции суверенитета. – М.: Международные отношения, 1969. С.74.63Там же.6233качестве своего главного юридического источника конституцию <…>Однако, во-первых, <…> за парламентским «закреплен» свой специфическийучасток – организационно-технические отношения. Во-вторых, если в целомдляконституционно-правовогорегулированияхарактерныметоды,основанные на властно-императивных началах, то для парламентскоправового – прежде всего диспозитивные, на началах координации исогласования. В-третьих, если в механизмах собственно конституционногоправа превалирует материальная сторона его нормативного состава, то вмеханизмах парламентского права – процессуальная, организационнообеспечительная.Вывод,думается,можетбытьтаким:какнисоблазнительно объявить парламентское право особой отраслью, все жебольше оснований видеть в нем подотрасль конституционного права, егодинамическое «я»«64.Действительно,парламентскоеправоявляетсяподотрасльюконституционного права, однако, думается, в нем присутствуют не толькопроцессуальные нормы права, но и материальные.
Мы разделяем точкузрения В.Е. Усанова, который полагает, что парламентское право – этоподотрасль конституционного права, объединяющая совокупность правовыхнорм,регулирующихобщественныеотношенияпоформированию,деятельности и взаимоотношениям с органами власти парламента, а такжеправовых норм, определяющих правовую природу, место и роль парламентавполитическойсистемеРоссийскойФедерации65.Подпредметомпарламентского права этот автор понимает общественные отношения,возникающие в процессе формирования и деятельности представительныхорганов публичной власти.64Степанов И.М. Указ.
соч. С.10.См.: Усанов В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основыстановления и деятельности: Дисс. … докт. юрид. наук. – М., 2005. С.350.6534Достаточно обоснованной концепция парламентского права предсталав трудах известного казахстанского ученого Г.С. Сапаргалиева66. В своеймонографии «Парламентское право Республики Казахстан» он рассматриваетпарламентское право как подотрасль конституционного права, выявляетпредмет правового регулирования, анализирует основные институты,образующие систему данной подотрасли права: 1) институты депутатства;2) институт парламентского иммунитета; 3) институт законотворчества;4) институт президентского вето; 5) институт парламентских сдержек ипротивовесов; 6) институт импичмента Президента67.Какова же модель парламентаризма в Республике Казахстан? С неюопределиться крайне сложно, так как она не соответствует полностьюпредлагаемым моделям.
Если ее охарактеризовать как незавершеннуюмодель парламентаризма, то при наличии большинства признаков несоблюденыследующиеусловия:правительствоформируетсянепарламентом, а президентом и лишь частично несет политическуюответственность перед парламентом. Если модель парламентаризма вРеспублике Казахстан характеризовать как рационализированную, то присильной президентской власти отсутствует такой признак, как наличиеэффективного контроля за деятельностью правительства.Как видим, Республика Казахстан не вписывается в вышеуказаннуюклассификацию моделей парламентаризма, имеет свою специфику, которуюмы раскроем в следующих параграфах работы.66Сапаргалиев Г.С. Парламентское право Республики Казахстан: Монография.
– Алматы:ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2009.67Там же. С.8.351.2.Конституционно-правовые предпосылки формированияпредставительных органов в Казахстане: историко-правовой аспектИсследование вопросов становления казахстанского парламента имеетважноезначение,поскольку,каквернозамечено,«историко-государственный и сравнительно-правовой аспекты являются необходимымдля выявления природы, а также вопросов преемственности в современныхпроцессах становления парламентаризма»68.
Однако следует отметить, чтопока можно говорить о становлении представительных органов Казахстана, ане о формировании и реализации парламентаризма как такового, так какпоследнийпредполагаетналичиесильногоинезависимогоотисполнительных органов и Президента государственного органа.
Тем неменее,казахстанскиеученыевыделяютэтапыстановленияименнопарламентаризма. Так, Б.А. Бекжановым предложено выделять следующиеэтапы: тюркский период, период казахского ханства, дореволюционный,российский, советский и постсоветский периоды69. Соглашаясь с такойпериодизацией, диссертант предлагает дифференцировать и постсоветскийпериод, разбив его на этапы.Первый этап начинается с принятия Закона Казахской ССР «ОбизмененияхидополненияхКонституцииКазахскойСоветскойСоциалистической Республики» от 22 сентября 1989 г. Этот этапхарактеризуетсястановлениемгосударственностивКазахстане,постепенным проникновением идей парламентаризма в государственнуюпрактику и, соответственно, вытеснением советских представлений огосударственном строительстве.С 1989 г. начался процесс распада Советского Союза.
По мнениюакадемика С.С. Сартаева, этот период был «переломным в процессе68Котов А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления и эффективностимеханизма власти. – Алматы: Изд-во КазГЮА, 2000. С.90.69Бекжанов Б.А. Указ. соч. С.14.36перестройки и одновременно становления государственной независимостипока еще советских республик»70. В эти годы было принято нескольковажных законов, которые предопределили развитие парламентаризма кКазахстане и его специфику. К ним можно отнести два закона КазахскойССР: «Об изменениях и дополнениях Конституции Казахской СоветскойСоциалистической Республики» от 22 сентября 1989 г.71, в которомустанавливалось,чтовысшиморганомгосударственнойвластивРеспублике является Верховный Совет, избираемый на новой основе, и «Обучреждении поста Президента Казахской Советской СоциалистическойРеспублики» от 24 апреля 1990 г.72, которым впервые в истории Казахстанаучреждалась должность Президента.
При этом глава Казахстана избиралсядепутатами представительного органа – Верховного Совета Казахской ССР.Большое значение в становлении парламентаризма имело принятиеДекларацииогосударственномсуверенитетеКазахскойСоветскойСоциалистической Республики от 25 октября 1990 г., где впервые былпровозглашен принцип разделения властей.
В п.4 Декларации было указано,чтогражданеРеспубликивсехнациональностейсоставляютнародКазахстана, и он является единственным носителем суверенитета иисточником государственной власти в Казахской ССР, осуществляетгосударственную власть как непосредственно, так и через представительныеорганы на основе Конституции Казахской ССР. А право выступать от именивсего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР73.70Сартаев C.C. Становление Конституции Республики Казахстан. – Алматы: Казахскийинститут права и международных отношений, 2002. С.22.71Закон Казахской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции КазахскойСоветской Социалистической Республики» от 22 сентября 1989 г. // ВедомостиВерховного Совета Казахской ССР. 1989.












