Диссертация (1138992), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Указ. соч. С.11.24Раньше различались другие формы правления: монархия, аристократия (или олигархия)и демократия, т.е. формы определялись по другому критерию. Например, Т. Гоббс писал:«Различие государств заключается в различии суверена, или лица, являющегосяпредставителем всех и каждого из массы людей. […] Если представителем является одинчеловек, тогда государство представляет собой монархию; если – собрание всех, кто хочетучаствовать, тогда это демократия, или народоправство; а если верховная властьпринадлежит собранию лишь части горожан, тогда это аристократия» (Гоббс Т. Левиафан,или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2 т.Т.
2. М., 1991. С.144).2317свободных выборах с участием политических партий»25. По его мнению,среди важнейших признаков парламентаризма можно выделить следующие:-соблюдение принципа разделения властей;-безусловное верховенство права;-наличие в обществе законодательного и представительногоучреждения – парламента;-наличие системы политических партий парламентского типа;-демократический процесс формирования парламента и егопубличность26.В отношении предлагаемых А.А.
Керимовым признаков, отметимследующее: а) в признаке «безусловное верховенство права» несколькосмущает слово «безусловное», так как это предполагает и существованиеверховенстваправаприкаких-тоусловиях;б) признак«системыполитических партий парламентского типа» также вызывает сомнения. Здесь,нам кажется, следовало бы дать указание не столько на политические партии(ведь в теории конституционного права есть точка зрения, согласно которойв формировании парламента должны принимать активное участие не толькополитические партии, но и иные общественные объединения)27, а наполитическую зрелость гражданского общества.Расширенную трактовку парламентаризма дает О.О. Миронов. Онопределяет его как «сложный и многогранный феномен, некую шкалусоциальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципыверховенства права и разделения властей, где гражданское обществохарактеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой»28.25Керимов А.А.
Указ. соч. С.7.См.: там же. С.12.27См.: Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. – М.:Издательство гуманитарной литературы, 2008. С.8.28Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма // Представительная власть. 1996.№ 4-5. С 100.2618Некоторые ученые рассматривают парламентаризм в ином аспекте – воснову кладется такой критерий, как место и роль парламента в системеорганов государства. Например, И.В.
Гранкин считает, что имеется трипозиции.Первая сводится к утверждению, что парламентаризмом называетсягосударственный строй, основанный на верховенстве парламента в системеорганов государства29. Данной позиции придерживаются также М.В. Баглай30и Р.М. Романов31.Вторая позиция близка к первой и заключается в утверждении«ведущей», «существенной», «привилегированной» роли парламента. Даннаяпозиция отстаивалась, например, такими учеными, как О.Е.
Кутафин32И.М. Степанов33, А.А. Мишин34. Однако, непонятно, почему И.В. Гранкинвыделяет данную позицию? Видимо, потому что видит различие междуверховенствомпарламентаиего«ведущей»,«существенной»,«привилегированной» ролью в системе органов государства. На наш взгляд,верховенствопарламентаужепредполагаетего«ведущую»,«существенную», «привилегированную» роль. Другое дело, если естьпротивопоставление «сильный парламент» – «слабая исполнительнаявласть», «слабый парламент» – «сильная исполнительная власть».Третью группу взглядов, указывает И.В. Гранкин, составляют мненияученых, которые полагают, что парламентаризм имеет место там, где естьпарламент независимо от его роли в государственной жизни35.
Данную29Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма / http://www.zonazakona.ru/lawБаглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1998. С. 424.31Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политическийжурнал. 1998. № 4. С.
213; Он же. Российский парламентаризм: генезис иорганизационное оформление // Политические исследования. 1998. № 5. С. 123-133.32Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2003. С. 417.33Парламентское право России / Под редакцией И.М. Степанова. – М., 2000. С. 5.34Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2003. С.216.35Гранкин И.В. Указ. соч.3019позицию поддерживают составители Энциклопедического словаря поконституционному праву36, а также Г.Д. Садовникова37.По нашему мнению, недостатком указанных позиций является то, чтоосновной упор делается на определение места и роли парламента в системеорганов государства, но не раскрывается сама сущность парламентаризма,которая заключается в проявлении наивысшей степени представительстваинтересовосновныхгруппислоевнаселенияприреализациигосударственной власти.
Более того мы полагаем, что указание наверховенство парламента является неправильным, так как, во-первых,неясно,какимобразомприоритет,привилегированностьпарламентавписывается в систему разделения властей; во-вторых, в некоторыхгосударствах парламент вовсе не занимает доминирующее положение, болееполитически сильной является исполнительная власть либо президент.Например, в США палаты центрального представительного органа имеютзначительное, но не первостепенное влияние на политическую жизньобщества,таккакСоединенныеШтатыявляютсяклассическойпрезидентской республикой38. В Республике Казахстан также наблюдаетсянепропорциональное распределение объема власти между Парламентом,Президентом и Правительством.СамИ.В.
Гранкинопределяетпарламентаризмкак«системуорганизации и функционирования органов государственной власти на основеконституционного принципа разделения властей, гарантирующего ихнезависимостьипарламентаризмаформирование36самостоятельность.являетсяинеТопринципфункционированиеестьглавнымверховенстваэтогоорганакритериемпарламента,нааосновеКонституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.,2000. С.401.37Садовникова Г.Д. Некоторые направления развития институтов российскогопарламентаризма // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. –М., 2003. С. 75.38См.: Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России //Гражданин и право.
2002. № 7/8. С.14-15.20конституционного принципа разделения властей»39. Мы полагаем, что такаятрактовка несколько сужает понимание парламентаризма, потому что здесьуказывается лишь один из основных признаков парламентаризма –конституционный принцип разделения властей.По нашему мнению, вносит путаницу в понимание парламентаризмаиспользованиеданноготерминавкачествеобозначенияидейно-теоретической концепции. Но в таком случае более правильным будетприменениетерминов«концепцияпарламентаризма»или«теорияпарламентаризма».Кроме того, требует углубленного анализа понимание парламентаризмакак способа построения (организации) государственной власти и как способаосуществления (реализации) государственной власти.
По нашему мнению, впарламентаризмеосновнымпризнакомявляетсяпредставительствоинтересов всех категорий населения, поэтому в понятии парламентаризма этокак-то должно быть отражено.КазахстанскийученыйБ.А. Бекжановвыделилтриподходакпониманию данного феномена. Первый подход – системный. В данномслучае акцентируется внимание на особой роли и месте парламента в системеветвей единой государственной власти и предлагается рассматриватьпарламентаризмраспределениемкаксистемузаконодательнойправления,ихарактеризующуюсяисполнительнойфункцийприформальном верховенстве парламента по отношению к другим органам40.
Врамкахвторогоподхода,которыйопределенкакфункциональный,парламентаризм определяется сквозь призму представительной демократии ифункциипарламента;кактеория,обосновывающаядеятельностьзаконодательной власти. В подтверждение Б.А. Бекжанов приводит словаА.И. Горылева о том, что «парламентаризм представляет собой уходящуюкорнями3940в средневековье форму представительства народа в видеГранкин И.В. Указ. соч.См.: Бекжанов Б.А. Указ. соч. С.7.21избираемого собрания, которое обладает определенными правами иполномочиями при принятии решений в рамках конкретной системы властиили государственного строя», а также, что «это режим обязательнойполитической солидарности между правительством и органом или органами,которые признаются авторитетными выразителями народного мнения» 41.Мы не считаем, что приведенные Б.А.
Бекжановым точки зрения вдействительности отражают функциональный подход. По крайней мере,рассмотрение парламентаризма как «теории» не может иметь отношение кфункциональному подходу. Кроме того, парламентаризм как «формапредставительства народа» имеет больше отношения к системному подходу.А положение А.И. Горылева о «режиме обязательной полной солидарностимежду правительством и органом или органами, которые признаютсяавторитетнымивыразителяминародногомнения»вообщедовольносомнительно, ибо в принципе не может быть полного взаимосогласия междупредставительной и исполнительной властью в силу того, что, во-первых,конфликты и противостояние интересов различных категорий населениябыли и будут всегда по объективным причинам, во-вторых, введениепринципа сдержек и противовесов, разделения властей в таком случаеутрачивает всякий смысл.Третий подход обозначен Б.А.












