Диссертация (1138983), страница 15
Текст из файла (страница 15)
В данном контексте, справедливымпредставляется утверждение Н.А. Филипповой, о том, что коренныемалочисленные народы Севера в России, обладая общей конституционной64«правоспособностью», не наделяются конституционной «дееспособностью»:в их интересах действует кто-то другой, но не они сами152.152Филиппова Н.А. Указ. соч. С. 95.65Параграф 3. Связанность статуса общественных объединенийкоренных народов арктических государств с международно-правовым иконституционным признанием особых прав данных народовОсновы статуса коренных народов достаточно подробно и детальноисследованы как зарубежной, так и отечественной юридической наукой153.Это, как правило, происходит путем сравнительного анализа с инымиколлективнымисообществами–народамиинациональнымименьшинствами.Отличием коренных народов от иных этнических и территориальныхсообществ является признание за первыми ряда специфичных коллективныхправ, в первую очередь, права на самоопределение.
Дискуссионным остаетсявопрос его содержания, в частности, проблема создания независимыхгосударственных образований.Коллективныеправаобладаютсобственнымюридическимиценностным значением154, основываются на специфических интересахколлективныхустойчивыхсообществ155,являютсябазиснымидляреализации индивидуальных прав представителей коллективов156.Международные акты довольно детально фиксируют номенклатуруправ коренных народов, уделяя особое внимание вопросам их реализации. Внаучной литературе157 отмечается, что международное аборигенное правоявляется «многослойным», включает в себя общие акты о правах человека,акты о правах меньшинств и акты, посвященные непосредственно кореннымнародам.
При этом основополагающими международными соглашениями оправахкоренныхнародовявляются:КонвенцияМеждународнойСм., к примеру: Anaya J.S. Indigenous Peoples in International Law. 2nd ed. Oxford University Press, 2004.;Morreti Marco. International law and nomadic people. 2012.; Гарипов Р.Ш. Защита коренных народов вмеждународном праве. Казань, 2012.; Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальныхменьшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации: дис.
… д-ра юрид наук. М.2005.154См.: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010., с. 151-153.;Newman D.G. Value Collectivism, Collective Rights, and Self-Threatening Theory. // Oxford Journal of LegalStudies, Vol. 33, No. 1 (2013), pp. 197–210.155См.: Jovanovic M. Collective rights.
A Legal theory. Cambridge University Press. 2012.156См.: Кряжков В.А. Указ соч. с. 151-153.157См.: Там же, с. 109-155.15366Организации Труда о коренных народах и народах ведущих племеннойобраз жизни в независимых странах № 169158 и Декларация ООН 2007г.
оправах коренных народов159.Международное аборигенное право относится к так называемомунативистскому направлению, сменившее интеграционное160. Нативистскийподход базируется на принципах равного взаимодействия коренных народовсгосударствомсамоценностипосредствомтрадиционныхсобственныхкомпонентовинститутов,признанииаборигеннойкультуры,активизации самостоятельности аборигенных сообществ 161.
Особое значениепридаетсяразвитиюсобственныхполитических,социальныхиэкономических институтов, посредством которых становится возможнойреализация коллективных прав. Таким путем достигается автономия исамоопределение коренных народов.Взаимосвязь статуса народов и их объединений в международномправедостаточноопределеннофиксируетсявобозначенныхвышемеждународных документах. Так, Конвенция МОТ 169 признает стремлениекоренных народов к осуществлению контроля над их собственнымиинститутами, образом жизни и экономическим развитием, их стремление ксохранению и развитию самобытности, языка и религии в рамках техгосударств, в которых они проживают (преамбула Конвенции).
Государстваобязуются проводить специальную политику и применять специальные мерыдля охраны лиц, принадлежащих к коренным народам, их институтов,собственности, труда, культуры и окружающей среды (ст.4).Конвенция признает и охраняет социальные, культурные, религиозные,духовные ценности, практики указанных народов (ст.5). При примененииСм.: Конвенция № 169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимыхстранах» от 7 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда.1957-1990. Т.
II. Женева, 1991. С. 2193-2207.159См.: Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. // Организация ОбъединенныхНаций–[Электронныйресурс]–URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml.
(дата обращения 11.05.2013).160См.: Схатум Б.А. Конституционно-правовые вопросы защиты прав коренных малочисленных народов вРоссийской Федерации: дис. … канд. юрид наук. М. 2002. С. 26.161См.: Там же. с. 27-29.15867положений Конвенции уважается неприкосновенность ценностей, практики иинститутов коренных народов, а также проводится политика, направленнаяна смягчение трудностей, переживаемых указанными народами в связи сновыми условиями жизни и труда, с участием соответствующих народов и всотрудничестве с ними (ст.5).Правительства должны проводить с соответствующими народамиконсультации с использованием соответствующих процедур и, в частности,через их представительные институты, всякий раз, когда рассматриваютсявопросы о принятии законодательных или административных мер, которыемогут непосредственно затрагивать их; обязаны устанавливать процедуры,посредством которых указанные народы могут свободно и, по крайней мере,в не меньшей степени, чем другие группы населения, участвовать в принятиина всех уровнях решений в выборных учреждениях и в административных ииных органах, ответственных за политику и программу, которые касаются их(ч.1 ст.6).
Для полного развития собственных учреждений и инициативкоренных народов правительства создают все условия и при необходимостипредоставляют ресурсы необходимые для этих целей (ч.1 ст.6). Государстваобязаны проводить консультации с коренными народами добросовестно сцелью достижения договоренности или согласия в отношении принимаемыхмер (ч.2 ст.6).За коренными народами признается право решения вопросов выборасобственных приоритетов для процесса развития в той мере, в какой онзатрагивает их жизнь, их верования, институты, духовное благополучие иземли, которые они занимают или используют каким-либо иным образом, иправо осуществлять контроль, по мере возможности, за собственнымэкономическим, социальным и культурным развитием.
Они участвуют вподготовке, осуществлении и оценке планов и программ национального ирегионального развития, которые могут непосредственно их касаться (ч.1ст.7).Приоритетнымвопросомэкономическогоразвитияпризнаетсяулучшение условий жизни и труда, повышения уровня здравоохранения и68образования с участием коренных народов и в сотрудничестве с ними (ч.2ст.7). Правительства, в сотрудничестве с коренными народами, обеспечиваютпроведение исследований для оценки влияния планируемой деятельности вцелях развития в социальном, духовном и культурном аспектах (ч.3 ст.7).Защита и охрана окружающей среды территорий населяемых коренныминародами также осуществляется в сотрудничестве с соответствующиминародами (ч.4 ст.7).Коренные народы ограждаются от нарушения их прав и имеют правоиндивидуально или через их представительные органы прибегать кюридическим процедурам для эффективной защиты своих прав (ст.12).Конвенция, закрепляя земельные права коренных народов, обязываетправительства устанавливать необходимые процедуры разрешения споров поповоду земли со стороны соответствующих народов (ч.3 ст.14).
Право наприродные ресурсы, в соответствии с Конвенцией, включает в себя такжеправо коренных народов на участие в пользовании и управлении этимиресурсами и в их сохранении (ч.1 ст.15). Государства и правительстваобязаны устанавливать или сохранять процедуры, посредством которых онипроводят консультации с указанными народами с целью выяснения,наносится ли, и в какой степени, ущерб интересам этих народов — до началаосуществления или до выдачи разрешения на осуществление любыхпрограмм по разведке или эксплуатации таких ресурсов. Соответствующиенародыучаствуютврезультатахтакойдеятельностииполучаютсправедливую компенсацию за любой ущерб (ч.2 ст.15).Переселение коренных народов с занимаемых ими земель и территорийможет иметь место при наличии их осознанного и предварительного согласия(ч.2 ст.16).
Указанные народы имеют право на возвращение при прекращениидействия оснований, вызвавших переселение. Невозможность возвращенияустанавливается по согласию сторон (ч.3 ст.16).Коренные народы самостоятельно устанавливают процедуры передачиправ на землю между лицами, принадлежащими к соответствующим69народам. Консультации с соответствующими народами проводятся всякийраз при рассмотрении вопроса отчуждении их земель за пределы ихсобственной общины (ст.17).Разрешение вопросов найма и занятости лиц, относящихся к кореннымнародам, также должно происходить при их активном участии (Раздел IIIКонвенции). Так, правительства принимают специальные меры в отношениинайма и занятости трудящихся в сотрудничестве с коренными народами(ст.20).
















