Диссертация (1138890), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Однако «волеизъявление проявляетсялишь в самом факте вступления в правоотношения, а соглашение сторон — в установлении, какправило, лишь размера финансового обязательства. Остальные условия определяются водностороннем порядке властвующим субъектом правоотношения либо непосредственносамим государством...»473Нужно сказать, сторонников вышеприведенной концепции среди специалистовфинансового права не много. Большинство из них придерживается мнения о гражданскоправовой принадлежности института договора. Например, О.А. Ногина оценивает договоры, наосновании которых страховые медицинские организации получают средства из бюджетаТФОМС как гражданско-правовой, хотя и признает, что их условиями «фактическирегулируется ряд процедур исполнения бюджетов фондов».474 По моему мнению, договор офинансовом обеспечении ОМС не является гражданско-правовым, а обладает всемипризнаками финансового договора.
Так, основное обязательство страховой организации передТФОМС сводится к получению от последнего по установленным нормативам целевых средстви оплате за их счет медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам. Собственнооплата (использование целевых средств) производится уже в рамках договорных отношений смедицинской организацией. По сути, договор о финансовом обеспечениирегулируетотношения по распределению публичных финансов, предназначенных для исполненияпублично-правовымобразованиемобязательствсоциальногохарактера.О.А.Ногинасправедливо подчеркивает, что «само обособление средств ГВФ внутри бюджетной системыобусловлено исключительно их целевым предназначением для финансового обеспеченияконкретного вида социального страхования.
Поэтому в самой сути правового режимафинансовых средств ГВФ заложен принцип целеполагания».475 Примечательно, что онраспространяется и на частных субъектов в системе ОМС. Страховая организация в силудоговора «связана» целевым режимом средств ОМС и обязана направлять их строго на оплатумедицинской помощи, с проведением последующего контроля ее предоставления.В числе прочих договор предоставляет страховой организации и такие полномочиястраховщикакакоформление,переоформление,выдачаполисаОМС,ведениеперсонифицированного учета, рассмотрение обращений и жалоб граждан, защита прав,законных интересов застрахованных лиц и др.
Как обоснованно указывает М.В. Лушникова,473Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. С. 126-214.Ногина О.А. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственныхвнебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 1. С. 150.475Ногина О.А. Указ. соч. С. 152.474119указанные полномочия реализуются в рамках производных от социально-обеспечительныхотношений.476 Вместе с тем, это не меняет квалификации рассматриваемого договора как неимеющего социально-обеспечительного и гражданско-правового характера.
Договор офинансовом обеспечении ОМС это финансовый договор, призванный опосредовать процессраспределения публичных финансов от ТФОМС к страховой медицинской организации иорганизовать использование целевых средств ОМС. Одной из сторон данного договоравыступает ТФОМС - субъект, реализующий полномочия по управлению публичнымифинансами, действующий в интересах государства в целом и создавшего его публичногообразования.
Без применения договора, на основании одностороннего властвования, как этосвойственно большинству финансово-правовых отношений, регламентировать взаимодействиеТФМОС и страховой медицинской организации едва ли возможно (во многом ввиду еепринадлежности к субъектам коммерческой деятельности). Эти отношениятребуютсогласования условий движения средств ОМС, и договор выступает формой такогосогласования. Прежде всего, в части объемов их предоставления и размера вознаграждениястраховой организации за выполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС,наличие которого свидетельствует о возмездности отношений сторон. Сказанное не означает,что они юридически равны.
На мой взгляд, ТФОМС - «властвующий» субъект, однако, сферасвободного соглашения сторон здесь ограничена не только с его стороны, но и государством.Последнее путем законодательных, иных нормативных предписаний регламентирует условиярассматриваемого договора, в том числе через утверждение его типовой формы.Примечательно, но закон не предоставляет застрахованному лицу права требоватьнадлежащего исполнения страховой организацией обязательств по финансовому обеспечениюОМС. В силу ст.38 ФЗ№326 «Об ОМС» последняя несет ответственность за их нарушениетолько перед своим контрагентом — ТФОМС.
Ответственность же перед застрахованнымограничивается возмещением ущерба, причиненного ему в связи с неисполнением илиненадлежащим исполнением обязанностей по организации предоставления медицинскойпомощи. Замечу, что сфера «организации предоставления медицинской помощи» неисчерпывается договорными обязательствами страховой медицинской организации пофинансовому обеспечению ОМС. Так, Методические рекомендации о возмещении страховоймедицинской организацией ущерба, причиненного застрахованному лицу, содержат примерныйи открытый перечень «нарушений, ущемляющих права и законные интересы застрахованныхлиц, гарантированные законодательством».477 В их числе отказ в организации илинесвоевременная организация по обращению застрахованного лица оказания медицинской476Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н.
Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. С.380См.: Письмо Федерального фонда ОМС от 12.04.2012 г. N 2490/30-3/и [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы «Гарант». Режим доступа - локальный.477120помощи ему в другой медицинской организации при ликвидации медицинской организации,утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства и т.д. Но, на мойвзгляд, интересы публичных субъектов в целевом использовании средств ОМС защищены не впример лучше прав и интересов застрахованных лиц.
Так, случаи и размер применяемых кстраховой организации санкций (прежде всего это штрафы) за не целевое использованиесредств ОМС, неисполнение обязанностей в части осуществления контроля объемов, сроков,качества и условий предоставления медицинской помощи, закреплены на законодательномуровне. Перечень санкций за нарушения иных договорных обязательств устанавливаетсядоговором о финансовом обеспечении ОМС на основании прилагаемого типового перечня.Справедливости ради стоит отметить, что в последнем есть и нарушения, затрагивающие, впервую очередь, права застрахованных - нарушение порядка выдачи полиса ОМС, отказ врегистрации жалобы застрахованного лица, нарушение сроков их рассмотрения лиц и т.д.
Заперечисленные нарушения установлены штрафные санкции (в твердой сумме или процентномотношении к сумме средств на ведение дела ОМС или подушевому нормативу финансированиятерриториальной программы ОМС). Уплачиваются они в пользу ТФОМС, который привозмещении страховой организации затрат на оплату медицинской помощи просто уменьшаетплатежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств (ч.14ст.38 ФЗ. №326 «Об ОМС»). Что касается застрахованного, пострадавшего от действий(бездействий) страховой медицинской организации, то специальных правил возмещенияпричиненного ему вреда ФЗ №326 «Об ОМС» не предусматривает.
Упоминавшиеся вышеМетодические рекомендации определяют досудебный порядок предъявления, рассмотрения,удовлетворения претензий застрахованных, но они оформлены письмом ФФОМС и не имеютнормативного характера. В такой ситуации пострадавший вынужден будет прибегать к нормамгражданско-процессуального и гражданского законодательства (в том числе нормам Закона РФот 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").478Что касается договора на оказание и оплату медицинской помощи, то его заключениеявляется основанием осуществления медицинской организацией деятельности в системе ОМС(ч.5 ст.15 ФЗ №326 «Об ОМС»).
Названный договор возлагает на медицинскую организациюобязательствапопредоставлениюмедицинскойпомощизастрахованномувобъемесоответствующей программы ОМС. В свою очередь, обязанность по оплате последней несетстраховая организация. Таким образом, целевые средства ОМС, перечисляемые в пользумедицинской организации являются платой за предоставленную ими медицинскую помощь. Азначит, договор возмездный. Сама по себе модель отношений его сторон, выраженная вовзаимных правах и обязанностях, весьма близка к отношениям по возмездному оказанию478Российская газета.
07.04.1992 (с изм. и доп.ред.)121медицинских услуг в пользу третьего лица. Но это только кажущееся сходство и речь здесь неидет о гражданско-правовых отношениях. Повторюсь, стороны не обладают свободой ни врешении вопроса о заключении договора, ни в определении большинства его условий –последние регламентируются ФЗ №326 «Об ОМС», территориальной программой ОМС изакреплены в его типовой форме. Санкции за нарушение медицинской организацией своихобязательств предусмотрены не только договором, но и законодательством, а порядок ихприменения закреплен на нормативном уровне. Все это в совокупности дает основанияполагать, что договорные отношения страховой и медицинской организаций регламентированыне менее жестко, чем отношения по финансовому обеспечению ОМС.
Но если договор офинансовом обеспечении ОМС опосредовал финансово-правовые отношения, то в рамкахдоговора с медицинской организацией, хотя и имеет место движение целевых средств ОМС, ноэто процессы их непосредственного использования. Такой тип отношений в науке финансовогоправа не признаются в качестве финансово-правовых.479 По моему мнению, выборзаконодателем правового режима договора на оказание медицинской помощи обусловлен егосоциально-обеспечительным характером.480.
















