Диссертация (1138200), страница 15
Текст из файла (страница 15)
К 25 годам процент положительных ответов статистическизначимо возрастает примерно на 5 процентных пунктов и сохраняетсянеизменным для большинства поколений, снижаясь лишь среди респондентов,родившихся до 1945 г. Последний результат согласуется с работой Gatti,Paternosto, Rigolini (2003), утверждающей, что зрелые люди более склоннынегативно относиться к взяткам.Вероятно, респонденты, отвечая на приведенный выше вопрос,опираются на свой жизненный опыт, сведения, полученные из своего кругаобщения и средств массовой информации.
Заметим, что наблюдаемое наРисунке 2.8 «плато» в диапазоне 25–55 лет соответствует возрастам наиболееактивного взаимодействия с социальными институтами. В предположенииравномерной подверженности населения воздействию средств массовойРоссийский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)»,проводимый Национальным исследовательским университетом» Высшая школа экономики" и ООО«Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле иИнститута социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. (Сайтыобследования RLMS-HSE: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms)2382информации приходим к выводу, что представленные результаты согласуютсяспредположениемоботносительновысокойкоррумпированностичиновников и правоохранительных органов (по крайней мере — в 2001 г.).Возраст (годы)Рис.
2.8. Зависимость от возраста доли положительных ответов на вопрос онеобходимости давать взятки чиновникам и работникам правоохранительныхорганов (по вертикали — доля от числа ответивших, серый цвет — 95% доверительныйинтервал; непараметрические оценки получены методом локального сглаживания —оценки констант локальных регрессий на константу с взвешиванием наблюдений функциейЕпанечникова).Источник: Аистов А. В., Рассадовская А. В. Бытовая коррупция в России: эмпирическиеоценки на основе неспециализированных опросов (2014).Интересно также проследить динамику распространения бытовойкоррупции в ходе переходного периода экономики России.
В анкетах RLMSHSE 2001 г. присутствовал вопрос: «А как Вам кажется, по сравнению с тем,что было раньше, взятки приходится давать чаще, реже или так же?» Около67% ответивших на вопрос (4 916 респондентов из 7 138) сказали, что взяткиприходится давать чаще, чем раньше, и около 29% ответили, что так же, как ираньше. К сожалению, в вопросе не уточняется, с каким периодомнеобходимо сравнивать.83Усредненные результаты ответов на этот вопрос в зависимости от возраста представлены на Рисунке 2.9.
Из рисунка видно, что все поколениясклоняются к мнению о том, что взятки приходится давать чаще. Более оптимистично (в отношении уменьшения числа взяток) поколение 1971–1976 гг.рождения, увидевшее начало Перестройки в возрасте около 18 лет. Менееоптимистично поколение 1936–1946 гг. рождения. Возможно, они сравниваюттекущую ситуацию с наиболее запомнившимися для них — военными ипослевоенными годами.
Несколько неожиданно, что относительно большаядоля респондентов, родившихся в 1986 г., также считает, что взяткиприходится давать чаще, чем ранее. Из существенных политических иэкономических потрясений данное поколение в своей жизни наблюдалотолько Перестройку (причем вряд ли осознанно, в плане адекватного восприятия понятия «взятка», в силу своего возраста) и кризис 1998 г.
(в 12-летнемвозрасте). Однако в 2001 г. (момент опроса), ученики старшей школы,возможно,уженачалисталкиватьсяснезаконнымидействиямивокружающей их действительности, или судят об этом из средств массовойинформации или рассказов родителей.Немонотонная зависимость на Рисунке 2.9, скорее всего, являетсяследствием того, что разные поколения используют разные периоды дляоценки относительной частоты дачи взяток. Общими в ответах респондентовв 2001 г.
остаются лишь высокие «коррупционные ожидания» и отрицаниеулучшения ситуации. К сожалению, отсутствие в анкетах RLMS-HSEежегодно повторяющихся вопросов по выбранной нами тематике непозволяет адекватно проследить динамику коррупционных настроений вовремени.84Возраст (годы)Рис. 2.9. Зависимость от возраста среднего значения ответов на вопрос о частотевзяток по сравнению с тем, что было раньше (кодировка ответов: –1 — реже, 0 — также, 1 — чаще; серый цвет — 95% доверительный интервал; методологиянепараметрического сглаживания такая же как на предыдущем рисунке).Источник: Аистов А.
В., Рассадовская А. В. Бытовая коррупция в России: эмпирическиеоценки на основе неспециализированных опросов (2014).Непараметрическаяположительныхответовоценканазависимостивопросоотуровнянеобходимостидаватьдоходавзяткичиновникам и правоохранительным органам представлена на Рисунке 2.10(данные RLMS-HSE). Начиная с некоторого уровня дохода, наблюдаетсяявнаяположительнаязависимость.Возможно,болееобеспеченныереспонденты, будучи активно вовлеченными в социально-экономическиевзаимодействия, чаще сталкиваются с ситуациями, в которых возможна илинеобходима дача взятки. Кроме этого, превышение их доходов над среднимуровнемпозволяет им с большейнеформальные выплаты.легкостью совершить требуемые85l n ( 1 + Доход)Рис.
2.10. Зависимость от уровня дохода положительных ответов на вопрос онеобходимости давать взятки чиновникам и работникам правоохранительныхорганов (по вертикали — доля от числа ответивших, серый цвет — 95% доверительныйинтервал; методология непараметрического сглаживания такая же как на предыдущемрисунке).Источник: Аистов А. В., Рассадовская А. В. Бытовая коррупция в России: эмпирическиеоценки на основе неспециализированных опросов (2014).В 2011 г.
в анкетах RLMS-HSE присутствовали вопросы, позволяющиесудитьоналичиикоррупционныхдействийвроссийскойсистемеобразования. К сожалению, спектр этих вопросов весьма узок и не позволяетпроследить динамику по годам, поскольку аналогичные вопросы в другихраундах отсутствуют. В выборке домохозяйств, вошедших в опрос RLMS-HSEв 2011 г. (8159 домохозяйств), на момент опроса 492 ребенка обучались впрофессиональном училище, техническом училище, техникуме со среднимспециальным образованием и т.п. (не в средней школе и не в вузе).
Дляподавляющего большинства из них (327 человек) есть ответ на вопрос оплатежах за доброжелательное отношение при выставлении итоговыхшкольных экзаменационных оценок перед поступлением в училище,техникум и т.п. (речь не идет о ЕГЭ). Среди ответов было только 3утвердительных, т.е. лишь 0.9% ответивших платили за хорошие итоговыеоценки в школе перед получением среднего специального образования.86В анкетах присутствовал также вопрос о подарках преподавателям входе обучения в профессиональном училище, лицее, техникуме, колледже,медицинском, музыкальном, театральном и другом училище, институте, университете, академии (не учитывались средняя школа, профессиональныекурсы и курсы повышения квалификации).
Вопрос звучал следующим образом: «Ваша семья делает денежные и иные подарки преподавателям идругим работникам учебного заведения, которое посещает ребенок, в томчисле и за доброжелательное отношение при выставлении оценок?» В отношении 1515 детей были получены ответы на данный вопрос, из них 133 (т.е.8,8%) — положительные. Это означает, что примерно каждый одиннадцатыйпредставитель молодого поколения, получающий профессиональные знания(поколения, которое вскоре может оказывать заметное влияние на развитиеэкономических и институциональных отношений в стране) попадает подугрозу привыкания к лояльному восприятию неформальных платежей.Ситуацию усугубляет меньшая склонность молодых людей к подчинению законам. В анкетах RLMS-HSE 2001 г.
есть вопрос: «Согласны или несогласны Вы с тем, что совсем не обязательно подчиняться закону, которыйВы считаете несправедливым?» На этот вопрос ответили 7067 респондентов.Варианты ответов кодировались следующим образом: 1 — «Полностьюсогласны», 2 — «Согласны», 3 — «Не согласны», 4 — «Совсем не согласны».Непараметрические оценки показали, что среднее значение ответов старшегопоколения статистически значимо смещено в сторону подчинения законам.С целью проверки робастности последнего результата к выборке респондентов и к формулировке вопроса, нами были выполнены оценки сиспользованием данных World Values Survey (WVS).На Рисунке 2.11 изображены зависимости средних значений ответовреспондентов от возраста при ответе на вопрос о том, насколько оправдано, поих мнению, «...получение взятки, используя служебное положение...» Наданный вопрос ответили 1839, 1858 и 1911 респондентов в возрасте от 15 до72 лет в 1990, 1995 и 2006 гг., соответственно.
Ответ ранжирован от 1 до 10,87где 1 означает, что взятки всегда оправданы, 10 — крайнюю степеньосуждения взяток. Результаты обработки анкет WVS (рис. 2.11) качественносовпадают с выводом о большей склонности старшего поколения починятьсязаконам, полученным на основе данных RLMS-HSE.Рис. 2.11. Осуждение взяток (средние значения ответов респондентов насоответствующий вопрос анкеты WVS) в зависимости от возраста в 1990, 1996 и2006 гг. (серый цвет — 95% доверительные интервалы; методологиянепараметрического сглаживания такая же как на предыдущем рисунке).Источник: Аистов А. В., Рассадовская А.
В. Бытовая коррупция в России: эмпирическиеоценки на основе неспециализированных опросов (2014).Более подробный анализ можно выполнить для 2006 г. Оценкивыполнены в работах Аистов, Рассадовская (2014a), Аистов, Рассадовская(2015a), Rassadovskaya, Aistov (2013). В этом году респондентам RLMS-HSEбыли заданы вопросы, ответы на которые могут быть интерпретированы какподтверждениепредставителейналичиякоррупционнойотдельныхорганизаций.составляющейРеспондентоввдействияхспрашивали,обращались ли они в течение последних 12 месяцев в следующиеорганизации: паспортно-визовые и паспортные службы, ЗАГС, суды, БТИ, регистрационные палаты, милиция, ДЭЗ, ЖЭК, муниципальные службы,88 ГАИ / ГИБДД.Если обращались, то им задавался вопрос: «...как часто Вам приходилось платить деньгами или подарками непосредственно сотрудникам этихорганизаций, а не официально в кассу или банк?» Ответы респондентов наэтот вопрос закодированы следующим образом: 0 — «Никогда», 1 —«Иногда», 2 — «Каждый раз».