Диссертация (1137914), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Впрочем, в 2014 году из пяти крупнейших реципиентовпомощи Франции (Марокко, Колумбия, Сенегал, Мексика, Бразилия), толькодве страны являются членами Франкофонии и бывшими колониямиФранции. Бельгийская стратегия помощи развитию3 ограничивает числореципиентов 18 странами, среди которых три бельгийские колонии(Демократическая республика Конго, Бурунди и Руанда). Эти три страныявляются и крупнейшими получателями помощи от Бельгии. Португалия иАвстралия также направляют значимую часть помощи в бывшие колонии,однако упоминания о геополитических критериях ее распределения встратегиях данных стран нет.Доноры, предоставляющие ОПР странам-соседям, как правило,руководствуются такими мотивами как безопасность границ, политическоевлияние в регионе и общий культурный код.
Особенно это видно в случаеарабских и восточноевропейских доноров. Например, ОАЭ почти тричетверти помощи направляет в страны своего региона – Египет, Йемен иИорданию. Греция 51% двусторонней помощи направляет в соседнююАлбанию. Остальные крупнейшие реципиенты также включают соседние2международная организация, объединяющая франкоязычные страныПо данным Портала министерства международных отношений, международной торговли и кооперации вобласти развития346страны – Египет, Турцию, Сирию и другие. Отсутствие данной переменной ванализе приводит к смещению преимущественных мотивов в сторону,например, торговых потоков в случае ОАЭ (Rouis, Shomakhmadova, 2018),хотя крупнейшие десять получателей помощи этого донора суммарносоставляют менее 1% от его импорта и около 4% экспорта.Доноры,предоставляющиеОПРсоюзникам,какправило,висследованиях представлены США. Данный мотив был особенно актуален впервый период развития системы СМР.
Во время холодной войны участие встратегическом альянсе страны-донора и поддержка его решений являлисьодним из определяющих факторов предоставления помощи, а сама помощьбыла одним из инструментов привлечения союзников. После окончанияхолодной войны важность данного фактора сохранилась, как показалоисследование Alesina, Dollar (2000). В этом исследовании для оценки влияниястратегическихфакторовиспользоваласьсогласованностьрезультатовголосований донора и реципиента в ООН. В других исследованиях былипредложены и другие показатели, характеризующие наличие или отсутствиестратегическогоинтересастраны-донора.(McKinlay,Little,1977)использовали такие показатели как наличие военных баз страны-донора встране-реципиенте, объем средств, направленных на военную помощь встране-реципиенте, наличие договора о вооруженных силах.
Эти переменныеоднозначно оказывают влияние на помощь со стороны США, учитывая, чтокрупнейшими получателями помощи в настоящее время являются страны,где проходят или недавно проходили военные операции США (Афганистан,Иордания, Эфиопия, Сирия). Однако такие данные можно найти не для всехстран, а целью исследования является именно сравнение стран поотносительной значимости мотивов. В данном исследовании переменнаяСогласованность голосований в ООН, признанная значимой в некоторыхпредшествующих исследованиях (Hoeffler, Outram, 2011), посчитанная наоснове методологии (Voeten, 2017), оказалась незначимой для всех доноров.Все значения корреляций оказались ниже 0,1, поэтому данный показатель не47представленвитоговойтаблице.Поэтомувкачествеиндикаторастратегических альянсов использовался такой показатель как поставкиоружия.Дляанализаобъемовираспределенияпомощиразвитиюиспользовалась база данных ОЭСР по содействию международномуразвитию.
В ней присутствует 49 стран-доноров и 167 реципиентов. Из нихдля анализа распределения ОПР для целей исследования были выбраны 33донора,покоторымприсутствуетинформацияогеографическомраспределении помощи за исследуемый период с 1995 по 2016 год, илиданные начинаются не позднее 2000 года, что позволяет включить двухдоноров – Латвию и Польшу. Кроме того, были выбраны 142 реципиента, покоторым присутствуют данные по используемым макроэкономическим иполитическим показателям. Также в исследуемую базу данных быливключены данные по помощи развитию со стороны Китая. В базе данныхОЭСРгеографическоераспределениепомощиКитаяотсутствует,источником информации стала база AidData (Dreher, Fuchs, Parks, Strange,Tierney, 2017). В силу различия в методологии, безусловно, данные AidData иОЭСР не подлежат прямому сравнению, однако включение Китая может датьпредставление о факторах, оказывающих влияние на географическоераспределение помощи этого донора.На основании корреляционного и регрессионного анализа быливыявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на распределениепомощи развитию со стороны стран-доноров.
Поскольку данные не являютсянормально распределенными, для корреляционного анализа использовалсякоэффициент корреляции Спирмена. Полученные результаты позволятпредложить обновленную классификацию стран-доноров по критериюмотивов, лежащих в основе географического распределения ОПР.Для выявления (а) «альтруистичных» стран-доноров используетсяуровень ВВП на душу населения реципиента, поскольку это единственныйпоказатель,характеризующийсоциально-экономическое48состояниереципиента, который признается значимым в большинстве исследований.Используется уровень ВВП на душу населения реципиента в постоянныхценах 2011 года, рассчитываемый Всемирным банком.
Переменная берется слагом в один год, поскольку предполагается, что изменения ВВП на душунаселения в стране-реципиенте в конкретный год могут повлиять на объемОПР лишь в следующем году. Отрицательный коэффициент корреляциибудет означать, что донор больше помощи направляет в страны с меньшимуровнем ВВП на душу населения.Дляучетаориентироватьсяуспеховстраны-реципиента,страны-доноры,былинакоторыерассмотренымогутпоказатели,характеризующие уровень развития демократии и соблюдения прав человека.Уровень развития демократии рассчитывался на основе индекса FreedomHouse, который принимает значения от 1 до 7, где 7 – наименеедемократическийрежим,1–наиболеедемократический.Уровеньсоблюдения прав человека рассчитывался на основе базы данных PoliticalTerror Scale, кодифицирующей нарушения прав человека на основе отчетовUS State Department и Amnesty International.
Значения индекса в базе данныхварьируют от 1 до 5, где 1 показывает наиболее высокий уровень развитияправ человека. Однако для всех стран корреляции ОПР с данными индексами(лагированными на один год) были либо близки к нулю, либо имелинеправильный знак, поэтому не были включены в итоговую таблицу. Такимобразом, можно сделать вывод о том, что ни один донор в период с 1995 по2016годнераспределялпомощьсистематическинаоснованииинституциональных успехов реципиента в области соблюдения правчеловека и развития демократии.
Этот результат особенно интересен дляСША, один из приоритетов помощи которых официально позиционируетсякак «помощь созданию демократического общества».Для выявления (б) доноров, руководствующихся коммерческимиинтересами, использовался объем торговли между донором и реципиентом.Для анализа был взят показатель торгового оборота – суммы экспорта и49импорта пары стран. Данный показатель выбран с тем, чтобы учесть влияниедвух потенциальных экономических интересов донора, ведь реципиентможет быть как источником ресурсов для страны-донора (импорт донора),так и потенциальным рынком сбыта (экспорт донора).
База данных по парамдонор-реципиент составлена на основе информации конференции ООН поторговле и развитию (UNCTAD). Переменная берется с лагом в один год,поскольку предполагается, что изменение объемов двусторонней торговли вконкретный год может повлиять на объем ОПР в лишь следующем году.Положительный коэффициент корреляции будет означать, что страна-донорбольше помощи направляет своим торговым партнерам.(в) Политические интересы стран-доноров представлены тремяиндикаторами, для выявления трех подгрупп таких доноров: Расстояние между столицами донора и реципиента использованодлявыявлениядоноров,руководствующихсямотивомбезопасности своих границ и помогающих странам-соседям. Базаданных по дистанциям составлена на основе (Mayer, Zignago,2011).
Отрицательный коэффициент корреляции будет означать,что страна-донор больше помощи направляет своим соседям. Число лет, которые страна-реципиент была колонией донора,использовано для выявления стран-доноров, предпочитающихпомогать странам, с которыми у них сложились длительныеэкономическиеигеополитическиеотношениявсилуколониального прошлого.