Диссертация (1137914), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В(Berthélemy,2006)отмечаетсязначимоеположительноевлияниедвусторонней торговли на помощь со стороны таких стран как Австралия,Италия, Франция, Япония, США. В то же время некоторые более поздниеисследования распределения помощи Франции и Японии свидетельствуют впользу роста внимания к нуждам реципиента (Civelli, 2013, Bickenbach,Mbelu, Nunnenkamp, 2017). Исследование (Dreher, Nunnenkamp, Schmaljohann2013) продемонстрировало, что для Германии двусторонняя торговля такжеявляется определяющим фактором. При этом некоторые исследованияпомощи Германии доказывают развитие альтруистических мотивов в41поведении Германии и отмечают повышение внимания к нуждам реципиента(Claessens et al., 2009, Isopi, Mavrotas, 2009, Nunnenkamp, Ohler, 2011 Civelli,2013).
Анализ (Kim, Oh, 2012) показал, что на помощь со стороны ЮжнойКореи оказывают положительное влияние торговля и инвестиции, поэтому еетакже можно отнести к числу доноров, действующих в соответствии сосвоими экономическими интересами. Испанию относят к числу доноров,ориентирующихся на торговые связи, только в случае отсутствия переменной«колонии» (Isopi, Mavrotas, 2009).Группа доноров, преследующих политические интересы, наиболееразнородна, поскольку различные политические интересы невозможновыразить одним параметром.
Разные исследователи включают в даннуюгруппу доноров на основании различных критериев. В (Alesina, Dollar, 2000)для определения политических интересов использовалась согласованностьрезультатов голосований в ООН. Данный параметр, в соответствии спостроенной регрессией, оказывает положительное влияние на помощь состороны практически всех исследованных доноров, за исключениемскандинавских стран. Аналогичное исследование (Hoeffler, Outram, 2011)показалозначимостьголосованиятолькодляпомощисостороныВеликобритании и США.Другие исследователи (Doucouliagos, Manning 2009, Szent-Ivanyi, 2010,Dreher et al, 2011, Chand, 2011) анализировали влияние близости донора креципиенту как прокси-переменной для регионального влияния.
Расстояниеявляется значимой переменной для многих «новых доноров», таких какЧехия, Греция, Венгрия, Польша, Словакия, ОАЭ, Эстония, Латвия, Литва иТаиланд. Аналогично, в (Hausmann, Lundsgaarde, 2015) отмечается, чтоТурция склонна предоставлять помощь странам, ранее входившим вОсманскую империю, то есть фактически дистанционно близким ксовременной Турции.Дляопределенияполитическихмотивоввслучаеоценкираспределения помощи США исследователи используют число военных баз в42стране-реципиенте или участие США в вооруженном конфликте, а такжепоставки оружия из страны-донора в страну-реципиента (Ali, Banks, Parsons,2015). Согласно результатам исследований, США «отдают предпочтениестранам с более развитым военным комплексом» (McKinlay, Little, 1977, стр.78).
В более узких исследованиях, посвященных помощи со стороны одногоконкретного донора, предлагаются специфические индикаторы политическойзаинтересованности. Так, в (Dreher, Fuchs, 2015) продемонстрировано, чтоКитайсклоненпредоставлятьпомощьстранам,непризнающимнезависимость Тайваня. В (Neumayer, 2003) показано, что Кувейт и ОАЭнаправляют помощь в первую очередь в арабские страны, а также в страныАфрики южнее Сахары и исламские страны.Итак, многочисленные публикации на тему распределения помощиразвитию выявили экономическую и политическую заинтересованностьбольшинства стран-доноров в поддержке выбранных реципиентов.
Однако ссередины 2000-х годов некоторыми исследователями стало отмечатьсяизменения поведения некоторых стран-доноров, в частности, рост вниманиякнуждамреципиентатакихдоноровкакАвстралия,Бельгия,Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония.(Claessens et al, 2009) анализирует данные за период 1970-2004 гг.Разделение данных на три периода (1970-1989, период до паденияБерлинской стены, 1990-1998, период «усталости от помощи» и 1999-2004,период возникновения новой парадигмы помощи и начала инициативы ЦелиТысячелетия) позволяет сделать вывод о динамике значимости различныхфакторов, влияющих на распределение помощи. Исследование такихобъясняющих переменных как ВВП на душу населения реципиента, объемдвусторонней торговли, уровень долга реципиента, население реципиента иуровеньразвитияинститутовреципиентапоказываетувеличениеотносительной значимости ВВП на душу реципиента при распределениипомощи в 1999-2004 гг.
На основании этого исследователи делают вывод овозрастании значимости нужд реципиентов при принятии решений донорами43о распределении помощи. В (Bodenstein, Kemmerling 2015) исследуется доляпомощи, направляемая в беднейшие страны в период 1960 по 2010 год.Авторы прослеживают динамику помощи, направляемой в наиболее бедныестраны, разделяя исследуемый периодна подпериоды длиной пять лет.Анализ показывает рост доли помощи, направляемой в наименее развитыестраны, в последние два подпериода – 2000-2004 и 2005-2009. В (Civelli et al,2013) исследуются пары донор-реципиент, отвечающие критерию «строгогоальтруизма» (то есть в результате предоставления ОПР донор не получаетвыгоды в виде роста экономических показателей, а также предоставляетконтрцикличную ОПР).
Анализ числа данных пар по странам в период с1970 по 2010 год позволяет сделать вывод о росте «альтруистичности» страндоноров. В (Bickenbach, Mbelu, Nunnenkamp, 2017) на основании анализапомощи со стороны 9 крупнейших стран-доноров (США, Япония, Франция,Германия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция) впериод с 1995 по 2015 год исследователи приходят к выводу о «несколькобольшей концентрации доноров на более бедных реципиентах начиная с 2005года» (Bickenbach, Mbelu, Nunnenkamp, 2017, стр.
24).Современная классификация доноров по мотивам предоставления ОПРОбзор литературы показывает, что для некоторых стран-доноровключевые мотивы пока однозначно не определены и различаются взависимости от исследуемого периода и включенных в анализ переменных.Учитывая, что единого подхода к распределению стран-доноров на группыпо мотиву предоставления помощи не существует, в данном исследованиипредложен авторский подход. Для проверки и дополнения полученных врезультате группировки результатов был проведен корреляционный анализпогодовых потоков помощи от 33 доноров к 142 странам-реципиентам впериод с 2000 по 2016 год и пяти факторов, оказывающих влияние нараспределениепомощистранами-донорами.Корреляционныйанализобладает некоторыми ограничениями, включая предположение об отсутствии44влияния других переменных и возможности наличия обратной зависимостимежду зависимой и объясняющей переменной.
Для этого в дополнение ккорреляционному анализу был проведен регрессионный анализ для каждойстраны-донора. Были оценены пространственная регрессия, регрессия сфиксированным и случайным эффектом (Приложение 3).На данном этапе было добавлено разделение «политиков» на триподгруппы: «политики, предоставляющие помощь колониям», «политики,предоставляющие помощь соседям» и «политики, предоставляющие помощьвоенным союзникам». Разделение группы «политиков» на три подгруппы покритерию характера политической заинтересованности связано с тем, что, вотличие от «альтруистов» и «коммерсантов», данная группа оченьразнородна по мотивам предоставления помощи.
Как было показано выше, висследованияхпредлагалисьразличныеиндикаторы,отражающиеполитические интересы стран-доноров, однако не было предпринятопопытки включить все факторы и разделить «политиков» на группы.Использование только одного «политического» индикатора приводило внекоторых случаях к смещению стран по группам. Так, например, отсутствиепеременной «колонии» в исследовании (Hoeffler, Outram, 2011) привело коднозначному включению Великобритании в число стран-«альтруистов»,тогда как 51% помощи из ОПР, направленной Великобританией странам снизким уровнем дохода, направлено в страны-бывшие колонии.Доноры,являющиесябывшимиметрополиями,какправило,заинтересованы в предоставлении ОПР бывшим колониям, что позволяетдонорам «укрепить те связи с развивающимися странами, которые появилисьво времена колониального прошлого» (Bertoli, 2008, стр.
13).При этомстраны-доноры различаются по наличию колоний и влиянию данногофактора - от стран, у которых не было колоний (например, Канада), достран, больше половины помощи которых уходит в бывшие колонии(Португалия, Великобритания). В стратегиях помощи развитию некоторыхкрупных стран-доноров содержится упоминание о бывших колониях как45цели предоставления помощи развитию. В Великобритании помощьразвитию началась именно с предоставления средств бывшим колониям, ивпервые официально помощь развитию была оформлена в законодательныхактах, одобренных Парламентом Великобритании в 1929, 1940 и 1945 годах,где речь шла о помощи колониям Великобритании (Barder, 2005).
В 2014году из пяти крупнейших получателей помощи от Великобритании(Эфиопия, Индия, Пакистан, Сьерра-Леоне, Нигерия) только Эфиопия неявляется бывшей колонией. В законодательном акте «О стратегии Франции вобласти развития и международной солидарности» (French Ministry of ForeignAffairs and International Development, 2014, Law No. 2014-773 of 7 July 2014) вкачествеосновныхполучателейпомощиразвитиюуказаныстраныФранкофонии2.