Диссертация (1137644), страница 5
Текст из файла (страница 5)
К организации принадлежитособый род аристократической, а также патриархальной иерархии с сильнойпозицией «ординарного профессора» во главе. К духу принадлежит <…> сильнаяпозиция философии. Она являлась медиумом, в котором единство университетасо всеми его отдельными науками находило свое выражение. Отсюда имеждисциплинарность Collegium Philosophicum Риттера» (письмо от 06.08.2015).Иерархичность отражалась не только в организации допуска на семинар, но ив протоколировании. Одной из особенностей Collegium было то, что в немпринимали участие не только докторанты и ассистенты 36 , но и научныесотрудники (Mitarbeiter), уже имеющие определенный академический вес.Ассистенты и студенты, судя по воспоминаниям очевидцев, крайне редконапрямую вступали в дискуссию.
Даже если они высказывались, то их слова чащевсего не протоколировались. Рассмотрим для примера протокол от 14 мая 1959года 37 . Первая часть протокола посвящена докладу на тему «Государство и36Ассистентом (Assistent) мог быть только защитившийся доктор наук, занимающийсяподготовкой к габилитации. Студентов, которые привлекались к работе, называли неассистентами, но помощниками из числа студентов (studentische Hilfskraft).
Успешнуюакадемическую карьеру в Германии в упрощенном и схематичном виде можно былопредставить следующим образом: сначала еще при подготовке к защите докторской (Promotion)становились научными помощниками (studentische Hilfskraft); затем после получения званиядоктора, — научными ассистентами профессора и готовились к габилитации, только послеэтого можно было претендовать на получение места профессора. Ассистент, таким образом, вакадемической иерархии занимал подчиненное положение по отношению к профессору, однакоего статус был значительно выше статуса помощника из числа студентов. Подробнее см.:Perschel W. Hochschulassistenten und sonstiger wissenschaftlicher Nachwuchs // Handbuch desWissenschaftsrechts.
Band 1. Hrsg. von Ch. Flämig, V. Grellert, O. Kimminich, E.-J. Meusel, H.H.Rupp, D. Scheven, H.J. Schuster, F. Graf Stenbock-Fermor. Berlin, Heidelberg, New Zork: Springer,1982. S. 518-519.37Копия этого протокола была любезно предоставлена нам его составителем — РайнхартомМауером.23общество у Гегеля», с которым выступал Гюнтер Рормозер (тогда еще доктор —Dr. Günter Rohrmoser). Вторая часть посвящена дискуссии (Diskussion). Ее — судяпо протоколу — открывает сам Риттер (Herr Prof. Ritter).
Кроме того,упоминаются аргументы докторов Люббе, Бёкенфёрде, Шпемана (Dr. Lübbe, Dr.Böckenförde, Dr. Spämann). Высказываний студентов или ассистентов там неприводится.Таким образом, под «открытостью» семинара здесь подразумевается не егоинституциональная прозрачность и доступность, а готовность интеграциипредставителей различных наук в определенную философскую дискуссию,благодаря чему семинар позиционировался как междисциплинарный. Кроме того,под «открытостью» здесь также понимается взаимодействие со множествомизвестных философских направлений, обеспечивающееся — прежде всего —связями и положением Риттера: «его широкие связи с другими влиятельнымиинтеллектуалами 1950–1960-х годов, такими как Гельмут Шельски, Карл Шмитт,Ханс Фрайер и Арнольд Гелен, а также его толерантность, позволявшая ученикаммастера двигаться собственным путем, подчеркивали открытость кружка, чтоиногда приводило к напряжению внутри него»38.Несмотря на то, что в Коллегиуме, как указывалось выше, существовалитабуированные темы и фигуры, его отличала готовность воспринимать различныефилософскиенаправленияиактуальныеновинки,появляющиесявпрофессиональной философской среде.
Так, например, в рамках Коллегиума неразвивались антикоммунистические идеи, несмотря на их доминирование впослевоеннойрецепиировалисьГермании.здесь,Напротив,например,«с“Историябольшойинепредвзятостьюклассовоесознание”и38Hacke J. Philosophie der Bürgerlichkeit … S. 40-41. Некоторые из этих мыслителей выступалина Collegium Philosophicum, в частности, Карл Шмитт. Об обстоятельствах этого посещения, атакже о либеральной рецепции Шмитта в кругу Иоахима Риттера см.: Люббе Г. Карл Шмитт ввосприятии либералов // Логос. - 2012.
- № 5. - С. 143-157. Вильгельм Шапп, который оказалнаиболее сильное влияние на Германа Люббе, также был приглашен Риттером в Мюнстер в1956 году. Подробнее об этом см. См.: Seifert J. Op. cit. S. 192.24“Разрушение разума” Лукача»интеллектуальныхпринципиальной39. Данная готовность рецепции различныхнаправлений,пофункционализациейсловамШпемана,философскихидей:обеспечивалась«Относительнофилософских позиций Риттер не спрашивал: “Верная ли она или нет? ”. Еготипичный вопрос скорее звучал: “Что это значит? ” <…> Этот вопрос означал тоже самое, что: Какую функцию и какие основания имеет данная позиция <…>?Или: Какое место имеет та или иная идея для развития европейской мысли? <…>Именно это и формировало идентичность Collegium Philosophicum.
Способпостановки вопросов, предложенный Риттером, объединял людей, даже если онидавали на них самые разные ответы»40.Однако не только благодаря «открытости» семинар стал известным ипопулярным в послевоенной Германии. Как пишет Йенс Хаке, для пониманиязначения Collegium Philosophicum в указанный период следует учитывать режимыработы, в которых существовали другие философские направления. КругМартина Хайдеггера был фактически «вне закона», что обуславливало егоэзотеричность; Карл Шмитт также выступал лишь в полуоткрытом пространствеколлоквиумов или лекций для ограниченного круга слушателей в Плеттенберге. Вто время оба круга были лишены возможности как серьезного влияния наполитическуюжизньГермании,такизначимогоинституциональногооформления собственной деятельности.
Герменевтическая школа Ганса-ГеоргаГадамера — напрямую связанная со школой Риттера в области истории понятий— не влияла на политический ландшафт Германии в этот период. По-настоящемуполитически значимой обычно считается Франкфуртская школа. Однако ееизвестность как политической школы была выстроена «задним числом», аинициировали этот процесс не ее знаменитые отцы-основатели — МаксХоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе — а более молодая генерация:«Новые исследования показали, что в 1950-е и в ранние 1960-е годы критическойтеории ни как институализированной, ни как образующей школу величины не39Hacke J. Philosophie der Bürgerlichkeit … S.
41.40Spaemann R. Gespräch mit Robert Spämann. S. 182.25существовало: “Она была изобретена в 1968” (Берманн). Впервые более молодоепоколение — Оскар Негт, Клаус Оффе, Хельмут Дубиль, Ульрих К. Пройс идругие — выступило с начала 70-х годов с известной общей установкой, которая,конечно, имела намного более сильную политико-социологическую ориентацию,чем у основателей школы, Хоркхаймера и Адорно»41. В этом контексте Collegiumphilosophicum — по отношению к другим философским направлениям как в силудолгосрочности своего существования (1947–1974), так и в силу его открытости ивлиятельности — представляется скорее исключением, чем правилом.Еще одним фактором, проясняющим влияние Collegium Philosophicum,является то, что множество его участников (особенно в период с 1955 по 1965года), являющихся на тот момент докторами, получили профессорские позиции впериод реформы высшей школы ФРГ в 1960-х гг. — в том числе, благодарявлиянию и покровительству самого Риттера42, непосредственно вовлеченного впроцесс реформ (наряду с Гельмутом Шельски, также преподавшем в Мюнстере с1960 года)43.
Участие Риттера в реформе, при этом, не ограничивалось рамкамиодного университета. Как указывает Люббе, Ханс Венке был председателемучредительного комитета Рурского университета, Герхард Гесс был ректоромучредителем Констанцкого университета, Мартин Шмайссер был председателемучредительного комитета Дортмундского университета, а «Иоахим Риттер былочень влиятелен в трех вышеупомянутых комитетах по учреждению новыхуниверситетов в Бохуме, Констанце и Дортмунде»44.
Кроме того, особая рольРиттера в процессе реформы высшего образования в послевоенной ФРГ связана с41Hacke J. Philosophie der Bürgerlichkeit … S. 36.42Покровительство и патронаж, при этом, были вполне распространенным явлением внемецком университете, по крайней мере, до реформ 1960-х гг. Институциональным условиемпоследнего, прежде всего, являлся социальный статус и полномочия, которым был наделенординарный профессор. См. подробнее: Rüegg W. Op. cit. P.