Диссертация (1137636), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Он также соотнес революцию внаучном знании с общим переворотом в мышлении, который произошел в XVIIвеке, разделив, таким образов, «внешний» и «глубинный» уровень теоретических и концептуальных трансформаций, затронувших научную мысль и приведших к появлению классической физики. Но следует отметить и двойственность, которая проявилась в описании соотношения между революциейнаучной и революцией «духовной»: в одной стороны, наука, несомненно, является плодом этой ментальной трансформации. С другой стороны, Койре видити в самой Научной революции источник интеллектуальных изменений.
Этапроблема ставит перед нами вопрос, который должен в дальнейшем статьпредметом особого рассмотрения.113ГЛАВА 3Основные этапы Научной Революции.В предыдушей главе мы рассмотрели терминологические особенности дискурса Койре о «научной революции». В данной главе мы предлагаем остановиться подробнее на динамике этого исторического процесса и проследить, какКойре описывает происходящую шаг за шагом трансформацию научной мысли,кого он считает основными творцами Научной революции, и какие наиболеефундаментальные сдвиги в научном подходе к миру и его изучению он выделяет. Это позволит нам соотнести то теоретическое описание центральных аспектов Научной революции, которое мы будем рассматривать в следующей главе,с конкретным историческим материалом, на основе которого Койре выстраивает свою концепцию.Историческая последовательность революционного преобразования научноймысли XVII века, которую предлагает Койре, во многом до сих пор воспроизводится учебниками по истории науки без особых изменений.
В этой схемецентральное место отводится астрономии и механике – с одной стороны, именно эти дисциплины наиболее радикально меняются в XVI-XVII веках, почтиполностью отвергая те принципы, на которых строилась античная и средневековая наука о физическом мире; с другой стороны, в них начинают применяться и испытываться рационально-эмпирические методы научного познания, которые постепенно начинают задавать тон во всех остальных областях науки истановятся со временем основным критерием научности как таковой.Сам переход от старой науке к новой растягивается более чем на сто лет.
Отправной точкой Научной революции, по версии Койре, становится публикацияDe Revolutionibus Orbium Coelestium Николая Коперника (1543). Но принятиекоперниканской теории происходит не сразу. Следующие авторы, которые вносят свой вклад в трансформацию научной мысли, это Тихо Браге, Кеплер, но вособой степени Галилей. С этими именами связан прорыв в наблюдательной и114теоретической астрономии, который существенно подорвал позиции аристотелевской космологии и сделал возможным серьезную дискуссию об альтернативных моделях устройства космоса и солнечной системы.
Но Галилей сделалследующий шаг: он начал разрабатывать новые принципы науки о движении,которые снимали целый ряд проблем, связанных с принятием гелиоцентрической системы. Его усилие было подхвачено Декартом, который сформулировалнаиболее фундаментальный принцип новой динамики – закон инерции. А своезавершение это процесс нашел в ньютоновских Philosophiae Naturalis PrincipiaMathematica (1686), в которых были представлены все наиболее значимые понятия и концепты новой науки о движении.К отличительным чертам этой схемы можно отнести не только дисциплинарную ограниченность – для Койре главной и единственной движущей силой революционного процесса является математически-ориентированное естествознание, – но и почти полное исключение из рассмотрения Фрэнсиса Бэкона иего последователей, оказавших огромное влияние на становление английскойнаучной традиции247.
Даже когда Койре пишет о «ньютоновском синтезе» двухпредшествующих традиций – математической, «платоновской» традиции, длякоторой физическое бытие определяется его внутренней математическойструктурой, и другой, эмпирической традиции, представителями которой былиГассенди, Гук и Бойль, – он и здесь избегает ссылки на Бэкона, а возводит этувторую традицию к греческим атомистам и ее основным содержанием считаеткорпускулярную онтологию, а вовсе не экспериментальный метод248. Надо за247Койре, в частности, довольно резко отзывается о Бэконе на первых страницах Исследований о Галилее: «Бэкон совсем ничего не понимал в науке. Он легковерен и совершенно лишен критического духа. В своей ментальности он гораздо ближе стоит… к людям эпохиВозрождения, чем к Галилею» (Koyré A.
Etudes Galiléennes… P. 12, прим. 4). О Гуке или Бойле Койре пишет только в контексте ньютоновских исследований. Хотя даже Э. Берт включает в свою книгу главу, посвященную «нематематическому научному направлению», в частности, Гилберту и Бойлю. А Марта Орнштейн среди «индивидуальных исследователей» –творцов прорыва в науке – называет Гилберта, Галилея, Торичелли, Паскаля, Гарвея, ВанГельмонта, Бэкона, Декарта и Герике.248Koyré A.
The Significance of the Newtonian Synthesis // Newtonian Studies. Cambridge (MA),1965. P. 11-12.115метить, что признание Бэкона и Декарта двумя основными источниками новоевропейской философской и научной мысли – это общее место учебников поистории философии уже XIX века. Койре практически заменяет Бэкона на Галилея, а затем отказывает последнему в экспериментальной оригинальности,делая акцент на роль теории и мысленного эксперимента в его исследованиях.Таким образом он изгоняет экспериментальную традицию из истории Научнойреволюции, превращая ее в чисто теоретический процесс.
Обусловлено это тем,что Койре всегда и везде подчеркивает приоритет теории перед практикой. Егоистория, как мы уже говорили ранее – это история преображения интеллектуальных установок и концептуальных рамок. Все остальное – способы действия,обращение с материальным миром, конкретные методы научных исследований– является производной от того, как видится и воспринимается мир, что в немпризнается возможным и действенным. И не эмпиристская установка порождает современный научный эксперимент.
Он рождается как следствие нового видения мира, говорящего языком математики, в котором измерение и расчет становится эффективным способом вопрошания. И это новое видение мира, новаянаучная «ментальность» рождается постепенно, путем разнообразных концептуальных сдвигов и трансформаций. В нашем дальнейшем изложении мы хотим проследить, как именно описывал Койре это интеллектуальное преображение на примерах конкретных авторов, какие основные моменты он выделял вэтом процессе.К описанию этапов научного переворота, происходившего в XVI и XVII веках, а также конкретных заслуг тех или иных героев этого процесса Койре возвращался неоднократно.
В его работах прослеживается определенная хронология изучения Научной революции. В конце 20-ых годов он начинает свой путь висторию науки с изучения Коперника249. Следующее десятилетие посвященоизучению творчества Галилея: первая часть его Исследований о Галилее появи249Первыми публикациями о нем были: Koyré A. Copernic // Revue philosophique de la Franceet de l’étranger. 1933. Vol. 116.
№7-8. P. 101-108 и Nicolas Copernic. Des révolutions des orbescélestes. Livre I. Introduction, traduction et notes par A. Koyré. Paris, 1934.116лась в 1935 году, следующая – в 1937, а целиком три тома вышли в 1939250. Вдальнейшем Койре к Галилею возвращался довольно редко, большинство позднейших публикаций о нем – это разнообразный синтез и пересказ идей, которые уже были высказаны ранее, в Исследованиях251. В конце 40-ых Койре обращается к изучению творческого наследия Исаака Ньютона и занимается этойтемой до конца своей жизни252. Этим он завершает хронологически выстроенное исследование отдельных этапов Научной революции, воплощенных в деятельности некоторых выделенных персонажей.
Но нам следует обратить внимание и на те тексты, в которых Койре описывает общую панораму развитиянаучной мысли того периода. К ним относятся, в первую очередь, доклады Научный вклад Ренессанса и Этапы научной космологии, сделанные в ЦентреСинтеза Анри Берра в 1949 и 1948 годах соответственно253, а также раздел, посвященный развитию точных наук в эпоху Ренессанса во втором томе Общейистории наук под редакцией Рене Татона254, содержащий три главы: «Математика», «Коперниканская революция» и «Физика» .
Хронологическому обзоруэтапов трансформации представлений о Космосе посвящен и труд Койре Отзамкнутого мира к бесконечной Вселенной. Также некоторые обобщения можнонайти в рецензии 1947 года История магии и экспериментальной науки, посвященной обзору работ Л. Торндайка255. Это основные тексты, на которых ос-250Koyré A. Etudes Galiléennes. Paris, 1939. 2 ed.: 1966, reprint 2001.Например: Koyré A. Galileo and Plato // Journal of the History of Ideas. 1943. Vol. IV. P. 400428 или Koyré A. Galileo and the scientific revolution of the seventeenth century // The Philosophical Review.