Диссертация (1137636), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Он ясновидит, что разлад, разрыв между жизненным миром человека и тем образоммира, который предлагает ему наука, является причиной драматическогонапряжения, свойственного современному сознанию. Но он не считает приэтом, что современная наука достойна неприятия или осуждения. Для Койренаука – это одно из высочайших проявлений человеческого духа. Суть еесоставляет стремление к идеалу истинного познания и объяснения, на пути ккоторому человеческому разуму приходится преодолевать немало препятствий,ошибаться, плутать и вновь выбираться на прямую дорогу.
История научноймысли – это itinerarium mentis in veritatem205. Именно стремление к истинесоставляет глубинную движущую силу рационального постижения мира. И в тоже время, продвигаясь все больше и больше к истинному познанию, науканивелируетвсеосновныечеловеческиеценности,превращаяихвэпифеномены, сводит высокие устремления и благородные чувстра к игрефизических и психических сил. Наука, делая мир более понятным и простым,изгоняет из него чувства, цвета и краски, ценности и эмоции. Она превращает202Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001. С.
VIII.Там же. С. IX.204Там же.205Koyré A. Perspectives sur l’histoire des sciences // A. Koyré Etudes d’histoire de la penséescientifique. Paris, 1966. P. 361.20399живое в механическую схему – и тем самым достигает прорыва на путирационализации реальности.Койре указывал в одной из своих работ 1937 года, что рождение новой науки– это, безусловно, значительная духовная победа, но победа трагическая: «вэтом бесконечном мире новой науки нет места ни для человека, ни для Бога»206.Позднее Койре признавал, что победа, одержанная ньютоновской физикой – этопиррова победа, а заплаченная за нее цена была катастрофически высока:«бесконечная вселенная Новой космологии, бесконечная и по длительности ипо протяженности, в которой бесконечная материя согласно вечным инеобходимымзаконамдвижетсябесконечноибесцельноввечномпространстве, унаследовала все онтологические атрибуты божественности.
Нотолько эти – все остальные ушедший Бог забрал с Собой»207.Таким образом, история Научной революции, которой занимался Койре, этоне только история триумфального становления нового естествознания, ноистория радикальной трансформации всего европейского мировоззрения, вкоторой победы и поражения, прогресс и разрушение сплетены в неразделимоеединство. Трансформация, после которой ни философия, ни теология уже немогут быть прежними, но которая открывает новую страницу в познаниифизическогомира.новоевропейскоеЭтаглубинасознаниеиизменениймногогранностьпередается,какохватывающихмыполагаем,соединением у Койре понятий научной и духовной революции, которое мыпостарается раскрыть в данном разделе.II.3.1 Употребление термина «революция» в работах А. КойреКак было показано ранее, понятие «революция» изначально тесно связано сосферой206политического.Мывидели,чтосамопроникновениеKoyré A.
Entretiens sur Descartes // A. Koyré. Introduction à la lecture de Platon suivi parEntretiens sur Descartes. Paris, 1962. P. 210.207Там же. С. 246.слова100«революция» в эпистемологический дискурс происходит опосредованно, путемрасширения и развития соответствующего политического концепта. Поэтомупрежде чем перейти к анализу историко-научных текстов Койре, в которых онговорит о Научной революции, мы хотим остановиться на небольшомполитическом трактате, написанном Койре на исходе Второй мировой войны, вкотором, в частности, речь идет о революциях политических. Обращение кнему поможет нам увидеть, как Койре употребляет термин «революция» нетолько историко-научном, но и в политическом контексте.Эта небольшая работа Койре называется Пятая колонна, она былаопубликована в журнале Renaissance в 1945 году и посвящена рассмотрениюпроблемы «внутреннего врага» в современном государстве.
В центре вниманияКойре оказывается феномен распада социальной структуры общества, в ходекоторого некоторая группа оказывается исключенной из общей системы связей,образующих государственное единство208. Она начинает изолироваться ипротивопоставлять себя общему целому и другим социальным группам.
Витоге, утратив чувство принадлежности данному государству, эта группастановится оплотом внешних сил, стремящихся завоевать эту страну или народ.В этом контексте Койре затрагивает проблему «международной социальнойвойны», т.е. войны между классами, в рамках которой на второй план отходитнациональная принадлежность, а следовательно, и национальная солидарность.Анализ реального воздействия классового конфликта на социальную структурустран, участвующих в Мировой войне, позволяет Койре затронуть темуполитической революции. Койре указывает, что всякое поражение государстваввойнеприводиткпреобразованию(bouleversement)социальногоиполитического порядка, которое может нескольких типов: реформа, падениеполитического режима, революция или контр-революция209.
Но не толькопоражение, но и победа в войне может привести к возникновению208209См. Koyré A. La cinquième colonne. Paris, 1997. P. 15.Там же. P. 30.101революционной ситуации в государстве: она производит в экономической исоциальной структуре страны «настолько глубокие трансформации, что они,порой, эквивалентны подлинной революции»210. Напряжение, создаваемоесовременной войной, ускорение или замедление нормальных процессовэкономической и социальной эволюции, изменение демографической ситуации,изменение сознания низших классов – все это, по мнению Койре, настолькоглубоко затрагивает государство, что становится своего рода революцией.Таким образом, желать вступления в войну могут в наше время только силы, вреволюции заинтересованные или ее не боящиеся – поэтому самымимилитаристскими и агрессивными являются именно революционные или,точнее, контр-революционные режимы.Следует учесть, что терминологическая пара «революция» и «контрреволюция» имеет для истории Европы того времени вполне определенноезначение: революция – это революция социалистическая, коммунистическая,которая одержала победу в России, но которая в других странах Европы былаподавленаконтр-революцией.
И такимистранамипобедившейконтр-революции являются как раз Германия, Италия и Испания, т.е. главныепротивники демократических стран в развернувшейся войне211. Койреуказывает, что негативные коннотации, связанные с термином «контрреволюция»,побуждаютаутентичныеконтр-революционныережимысвязывать свое возникновение с революцией – революцией фашистской,революцией национальной и т.д. Это порождает путаницу и требует болееточного определения того, что же является революцией. Койре пишет по этомуповоду: «мы не будет пытаться определить точный смысл терминов«революция» и «контр-революция».
Нам достаточно указать, (а) что контрреволюция не является реставрацией прошлого режима, поэтому реакционеры,вступающие в союз с контр-революционными силами, всегда оказываются210Там же. P. 33.Койре, в частности, описывает войну в Испании как первое прямое вооруженное столкновение «революции» и «контр-революции». См.
там же. P. 31.211102одураченными; и (б) что революция… означает полное изменение (unchangement total), тогда как контр-революция сохраняет, по крайней меречастично, управляющие кадры»212.Итак, мы видим, что в этой работе Койре характеризует революцию какглубокую трансформацию политической системы. Революция не обязательнодолжна сопровождаться политическим насилием – Койре указывает, чтонекоторые внешние обстоятельства (война) могут произвести в государстветрансформации, подобные революции. Но подлинной революции свойственнарадикальность и полнота: если она сохраняет некоторые элементы старогостроя или управления, то это не революция, а контр-революция213.Койре широко использует термин révolution также в своих историко-научныхтрудах.
Наряду с ним употребляются многочисленные синонимы – changement,transformation, mutation, bouleversement, rénovation и др. Революция в науке и вмышлении, так же как и в политике, характеризуется им как глубокаятрансформация (la profond transformation)214, значительное изменение, кактакой род эволюции или прогресса, который радикально меняет мировоззрениеили концептуальные рамки мышления.СогласноКойре,революциясопровождается«трансформацией»(transformation). В общем смысле – это трансформация мышления вообще,трансформация и преображение человеческого интеллекта.
В более узкомсмысле речь может идти о трансформации, затрагивающей некоторыеключевые элементы теории: термины, концепции, смысловые содержания техили иных понятий. Особое внимание, которое Койре уделяет изменениям212Там же. P. 34. note. 4.Далее в этой работе Койре еще несколько раз подчеркивает важность различения революции и контр-революции, однако, как видно из контекста, понятийное разделение смешивается у него с историческим: революция – это социалистическое движение, которое привело кОктябрьскому перевороту в России, а контр-революция – это буржуазная реакция, возникшая в ряде европейских стран в ответ на социалистическое и коммунистическое движение.214См. Koyré A.
Etudes Galiléenes... P. 12: «… la révolution scientifique du dix-septième siècle,profonde transformation intellectuelle... ». Также Koyré A. La révolution astronomique. Paris,1961. P. 61.213103базовых концептов, формирует у него тот особый стиль исследовния, которыйназывается его учениками «концептуальный анализ». Чтобы показать, какогорода изменения происходили в научном мышлении, он берет некоторыеключевые понятия – такие как «импетус», «инерция», «гравитация»,«движение» и т.д. – и рассматривает происходящие с ними семантическиесдвиги. Он указывает, что достаточно часто при внешнем сохранениитерминологии смысловое содержание употребляемых терминов постепенноменялось. Эти концептуальные сдвиги и трансформации и являютсякоррелятом того, что Койре называет «революцией».Практически во всех случаях употребления термина «революция» онсопровождается у Койре определяющим его прилагательным.