Диссертация (1137547), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Историяфилософии, в свою очередь, предполагает философию как результатсобственного течения во времени и развития. «Философия и её историявместе взятые являются единым процессом духа»344, - разъясняет Джентиле.Также итальянский мыслитель отмечает, что история философии состоит изтого, что было нафилософствовано, иными словами – это история актовфилософствования. Осознание этого приближает нас к пониманию аргументаДжентиле, согласно которому «идентичность философии и её историиявляетсятипичнойформойиточкойкульминациипревращениятемпоральной истории в вечную, или, скорее, фактов духа в понятия илидуховные акты – точкой кульминации, поскольку философия являетсявысшей и наиболее конкретной формой духовной активности, которая можетсудить все прочие, и при этом неподсудна ничему»345.
Джентиле утверждает¸что «оценивать философию – значит философствовать»346. Несмотря на то,что факты философии принадлежат прошлому, когда мы думаем о них, онинеизбежно превращаются в акты. Когда мы, изучая чью-либо философию,погружаемся в структуру аргументов, мы, нашими духовными усилиями,проживаем их заново вместе с теми, кем они были созданы. Эти акты,направленные нами на постижение философии, находятся вне времени,иными словами – они вечны347.344Ibid.
P. 202.Ibid. P. 204.346Ibid. P. 204.347Наглядной иллюстрацией фундаментального характера философии в системе Джентилеявляется определение, данное им в поздней (опубликована в 1933 году) работе «Введениев философию»: «Философию можно было бы определить как усилие, совершаемоерефлексивной мыслью, дабы обрести критическую достоверность истин, являющихсядостоянием здравого смысла, тех истин, которые каждый человек естественно ощущает икоторые составляют прочную структуру ментальности, служащей опорой каждому, чтобыжить». Gentile G. Introduzione alla filosofia. Firenze: G.C. Sansoni, 1952.
P. 1.345160Чтобы показать уникальность примера с историей философии, Джентилерассматривает четыре вида иных активностей духа, которые, как утверждаетмыслитель, не имеют истории. Это искусство, религия, наука и «жизнь» (lavita), понимаемая как «воля и практика»348. В чем фундаментальные различиямежду философией и перечисленными видами духовной практики?Ключевое отличие искусства от философии в том, что искусство выражаеттолько лишь мир художника, полностью оторванный от реального мира исотворенный волей творца художественного произведения.
Искусствостремится к субъективности (в противоположность философии, котораястремится к объективности). Суть искусства – именно в свободномтворчестве художника, поэта, писателя.Схожая аргументация применяется Джентиле в отношении религии,которая, по его мысли, «является полной противоположностью искусству» 349.Религия предполагает абсолютную непознаваемость объекта, нетерпимого нетолько к наличию активного субъекта, но и к иным объектам350. Её история вактуалистскомпониманиистольженевозможна,скольиисторияискусства351.
По Джентиле, «в своей религиозности дух недвижим; он348Французская современница Джентиле Камиль Шувер в своём анализе актуальногоидеализма представляет классификацию видов активности духа у Джентиле в понятияхтрадиционной гегельянской диалектики: искусство как абсолютный объект, религия какабсолютный субъект, философия как синтез абсолютного субъекта и абсолютногообъекта. Schuwer C. La pensée italienne contemporaine L'idéalisme actuel : Giovanni Gentile(Suite) // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, T.
98 (JUILLET A DÉCEMBRE1924). P. 86.349Gentile G. Teoria generale dello spirito como atto puro. P. 216.350Здесь Джентиле оговаривается, что подлинно религиозным чувством может бытьтолько монотеистическое исповедание, но никак не политеизм. Философ понимает, чтоего аргументация неприменима к политеистическим культам, однако, согласно его мысли,они не являются вполне религией, поскольку в них объект не противопоставляетсясубъекту со всей определенностью и допускается возможность дифференциацииобъектов.351Джентиле возвращается к рассуждению об искусстве и религии в одноименной статье1923 года: «Искусство и религия представляют собой два противоположных полюса: содной стороны, бесконечный субъект; с другой – бесконечный объект. Однабесконечность исключает другую. Поэт находит мир в своём сердце; святой находит там161приходит в движение только путем непрерывного преодоления собственногорелигиозного аспекта и его поглощения в философии»352.
Согласноактуальному идеализму, история религии в своём рациональном прочтенииобесценивает собственно религиозное содержание религии, устремляясь кфилософии. С другой стороны, при рассмотрении религии с точки зрения еёспецифики, мы не можем рассуждать о её истории, поскольку религиозноемировоззрение не предполагает развития. Если мы подходим к искусству ирелигии с точки зрения диалектического развития духа, мы оказываемся всфере влияния философии. Подлинно диалектическая история искусства ирелигии – это история философии353.Отделив философию от искусства и религии, Джентиле идёт дальше ирассматривает специфику науки.
Казалось бы, наука должна быть ближе кфилософии, чем предыдущие две сферы духовной деятельности, поскольку,как и философия, является строго рациональной деятельностью. Ключевоеотличие науки от философии, по Джентиле, в том, что наука не являетсяуниверсальной. «Каждая наука является одной из многих, и потомуспецифической»354, - пишет итальянский философ. Как только науканачинает выходить за пределы своей предметной области, она становитсяфилософией. Философия, в отличие от науки, носит подлинно критическийхарактер – она объясняет реальность в её тотальности, проверяет каждое своеположение и каждый аспект.
Наука таким образом, является «слабейшей илишь пустоту и обращает свой взор к далекому небу». Gentile G. ART ET RELIGION //Revue de Métaphysique et de Morale, T. 30, No. 4 (Octobre-Décembre 1923). P. 491.352Gentile G. Teoria generale dello spirito como atto puro. P. 217.353Как справедливо отмечает Эвелин Бюисьер, в актуализме Джентиле «историяфилософии не является такой же историей, как все остальные; она является истинойисторического чувства для всего, что имеет историю».
Посредством circoli solidiДжентиле замыкает историю философии и философию в одном бесконечном процессевзаимополагания. В конечном итоге, процесс философствования на протяжении всейистории философии даётся в акте философствования «здесь и сейчас». См. Buissière É.ÉTERNITÉ DE L'ESPRIT ET ACTUALITÉ DE LA PENSÉE DE HEGEL À GENTILE // LesÉtudes philosophiques, No. 3, Emmanuel Lévinas (1996-2006) (Juillet 2006).
P. 391.354Gentile G. Teoria generale dello spirito como atto puro. P. 219.162наиболее наивной формой философии»355. Все науки работают с реальностьюпредполагаемой, а не полагаемой духом, потому им непонятен высшийпорядок духа, состоящий в синтезе единства и множественности. Ихреальность оказывается хаотичной множественностью. Согласно Джентиле,история науки, как и история искусства и история религии, возможнаисключительно в форме истории философии. Он проводит ряд параллелеймежду наукой и религией, указывая на то, что наука преклоняется передпредполагаемой до неё реальностью с тем же чувством, что и религия передсвоим таинственным Богом.
Между наукой и искусством также находитсянемало общего, в частности – чистая феноменальность субъективного, «стольже фрагментарная, как и фантазии поэта»356. Подлинный синтез всех этихвидов духовной жизни может дать только «акт духа, единственно реальныйкак нерушимое единство субъекта и объекта, единство, развитие которогоявляется философией в её истории»357.Последнееважноепонятие,отличноеотфилософии,котороерассматривается Джентиле, это «жизнь, практическая активность, воля»358.Философутверждает,чтопротивопоставлениетеоретическогоипрактического начал не просто непродуктивно, но и вовсе непригодно.Главнаяошибкавсейдохристианскойфилософиибылаименновпротивопоставлении духа природе, теории – практике. Христианскаяфилософия, при всей её глубокой духовной интуиции, которая признаётсяДжентиле, ввела понятие благодати, которое сделало невозможнымпостижение духа как воли.
С позиций актуального идеализма всё этопредставляется устаревшим взглядом на вещи. Согласно Джентиле, жизнь,которую можно понимать как с духовной точки зрения, так и с природной,является реальностью, порождающей как волю, так и интеллект. Воля и355Ibid. P. 221.Ibid.
P. 224.357Ibid. P. 225.358Ibid. P. 225.356163интеллект идентичны друг другу, они неразделимы. Разделение напрактическое и теоретическое, жизненное и научное, объясняется Джентилекак постижение конкретного в одном случае и абстрактного в другом.«Говорить о смерти и умереть – это разные вещи»359, - поясняет философ.Духовная жизнь, будучи отличной от философии, существует в видефилософии. Полагаемая перед сознанием как реальность, внешняя его опыту,онаможетвосприниматьсяисключительновфилософскойформе.«Философия, таким образом, является имманентной субстанцией каждойформы духовной жизни»360, - заключает Джентиле361.Разъяснив исключительность философии как формы духовной активности,Джентиле подходит к формулированию ключевых положений доктриныактуального идеализма.