Диссертация (1136751), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Если в языке нет категории, нет и границы. Во-вторых, это исследования практик,приводящих к складыванию групп и сетей. В-третьих, это представление, согласнокоторому этничность «происходит» в ходе взаимодействия лицом-к-лицу (этот подходпредложен Э.Гоффманом [171] и адаптирован для концептуализации этничности Бартом)– именно таким образом границы появляются и поддерживаются. Исследованияэтничности, таким образом, являются ресурсом для исследования и этнических границ.Вместестем,хотядиссертационноеисследованиепосвященоисследованиюсоциологических и психологических ресурсов для исследования этнических границ вместных сообществах, цельное понимание границ, особенно в части их универсальности ивоспроизводимости от контекста к контексту, требует краткого погружения в сферуэволюционной психологии и нейронауки в поисках ответа на вопрос о зонах и модуляхмозга, ответственных за этнические процессы, а также об их эволюционном смысле.
Вследующем параграфе будет представлен обзор настоящего состояния дел в этихобластях.§ 3 Эволюционная основа этнических границГраницы, связанные с осуществлением и осмыслением культурных различений, атакже социальными отношениями, складывающимися на их основе, будучи неизбежныматрибутом человеческих обществ, можно предположить с достаточной долей уверенности,имеют сложившуюся в процессе эволюции нейронную основу. Какие именно зоны имодули мозга «отвечают» за аспекты поведения, связанные с границами и в связи с чемименно сложилась эта нейромашинерия? Нейронаучные исследования, призванныесвязать социальное поведение и его нейронную основу, коснулись сферы этничностисравнительно недавно.
Значительные наработки предыдущих десятилетий, в рамкахкоторых была произведена «картография» мозга, а также были выделены типичныестимулы, в связи с которым возбуждались соответствующие зоны мозга, и типичные21реакции на это возбуждение [288], позволили провести ряд экспериментов, исследующихсвязь «этнических» стимулов, зон мозга и реакции. Результаты этих исследований, такимобразом, позволяют с разной долей точности указать на то, какие зоны мозга«ответственны» за существование этнических границ в обществе и их модификацию.На данный момент, однако, несмотря на накопившееся значительное числопроведенных экспериментов, лишь в отношении части интерпретаций у исследователейсложился консенсус.
Ниже, таким образом, будут представлены как факты, так игипотезы, при этом в каждом случае уточнено, какой статус имеет то или иноеутвержение. В фокусе исследований, посвященных этничности, по разным причинам,оказались несколько регионов головного мозга. В первую очередь это, миндалевидноетело или миндалина2, ответственное за реакцию страха, активация которого часто связанос «иноэтничными» стимулами – например, с демонстрацией фотографий, на которыхизображены представители других рас [312].
Во-вторых, это дорсальная префронтальнаякора, ставшая объектом исследований в связи с предположением, согласно которому она,будучи «ответственной» за снятие диссонанса между эмоциональной и когнитивнойреакцией, активируется, когда нормы толерантности блокируют эмоцию страха [347]. Втретьих, это вентральная поверхность веретенообразной извилины, по некоторымсвидетельствам [213], ответственная за различение лиц и, как будет показано,активирующаяся в разной степени в зависимости от этнических характеристик стимула[316]. В-четвертых, это медиальная префронтальная кора, которая, согласно некоторымработам, ответственна за сопереживание [330] и активируется в связи со стимулами, скоторыми участники эксперимента идентифицируют себя [160].
Ниже будет представленобзор исследований, связанных с указанными зонами мозга.Наибольшее количество исследований были посвящены миндалевидному телу [65].Миндалина, это «подкорковая структура лимбической системы, расположенная в глубиневисочной доли мозга» [28]. Традиционно активацию миндалины и отдельных ее частейсвязывают с эмоцией страха [170], однако многочисленные исследования показали, что,кроме того, ее активность связана с памятью, приятием решений и другими сильнымиэмоциями [66]. Первое исследование, указавшее на связь между активизациейминдалевидного тела и расовыми предрассудками, было опубликовано в 2000 годуАлленом Хартом с коллегами [188]. В рамках исследования белым и чернокожимучастникам эксперимента дважды с небольшим перерывом демонстрировали фотографиилюдей с белым и черным цветом кожи, и замеряли активность в миндалине.
Согласнорезультатам, активность снижалась в ходе повторного просмотра фотографий, однако в2Например [302;240].22отношении людей того же цвета кожи, что и испытуемые, эта активность снижалась вбольшей степени. Авторы сделали вывод, согласно которому, из-за того, что люди легчераспознают и запоминают лица людей, которых они относят к своей расе, а активацияминдалины связана с эмоциями, которые человек испытывает в отношении незнакомцев,разница в активации миндалины в ходе повторного просмотра фотографий, на которыхбыли представлены представители ин-групп и аут-групп, связана с тем, чтопредставителей «ин-группы» было легче узнать, а значит напряжения в их отношениибыло меньше. Важно, что в изначальной активности миндалины в ходе просмотрафотографий, никаких различий в части реакции испытуемых на разные стимулызафиксировано не было.
В том же году, однако, появилось исследование, предложившеедругую – являющуюся до настоящего времени доминирующей – интерпретацию, согласнокоторой активность миндалины связана со стереотипами, в отношении представителейдругой расы или этничности. Элизабет Фелпс с коллегами [302] исследовали связь междуактивностью миндалины, и стереотипами – эксплицитными и имплицитными3 – в ответ надемонстрацию фотографий белых и чернокожих американцев. Они показали, что, вопервых, активность миндалины выше, когда участникам демонстрировались фотографиичернокожих, во-вторых, активность была связана с имплицитными стереотипами и небыла связана с эксплицитными стереотипами.
Авторы сделали вывод, что активацияминдалины связана с негативной стереотипизацией людей иной этничности. Несколькопоследовавших исследований подтвердили связь между активностью миндалины и расойдемонстрируемых на фотографиях людей [385], и указали на механизм, связанный спрежде всего эмоциональной, а не когнитивной реакцией на представителей иных групп[130]. Были получены, однако, и альтернативные свидетельства, согласно которым связьмежду активностью миндалины и стимулами, связанными с представителями своей ичужих групп отсутствовала [307] или была функцией от задач, которые должны былирешать испытуемые в ходе эксперимента [373].
Дополнительные аргументы в пользузначительной контекстуальности связи между предрассудком и активностью миндалиныбыли представлены на основании результатов, согласно которым активизация миндалины3Это различение было предложено в 1995 году в работе Энтони Гринвальда и Мазарина Банаджи [176], вего основании лежит предположение, согласно которому человек приписывает те или иные характеристикилюдям или категориям как сознательно, так и несознательно, в результате чего опросные методыисследований стереотипов могут охватить лишь первый их тип. Были разработаны методы – например, тестимплицитныхассоциаций–позволявшие23исследоватьимплицитныестереотипы.происходила и у чернокожих в ответ на демонстрацию им лиц чернокожих [240].
МэтьюЛиберман и коллеги, продемонстрировавшие эту связь, указывают на то, что негативноеотношение к представителям своей группы среди чернокожих распространено и связанооно с общим представлением, согласно которому чернокожие мужчины представляютопасность вне зависимости от групповой принадлежности оценивающего. Это позволилосделать предположение об основном механизме, лежащем в основании этой связи.Поскольку есть основания полагать, что активность миндалины связана с восприятиемопасности (например, было показано, что люди с поврежденной миндалиной испытываютстрах меньший, чем здоровые люди [53], и, в целом, именно страх является одним изосновных стимулов, активизирующих миндалину [53]), можно предположить, чтоактивация миндалины в ответ на демонстрацию фотографий людей иной этничности,связана не с их «внешней» позицией per se, а с содержанием предрассудка в отношенииэтой группы.
С учетом того, что все исследования активности миндалины придемонстрации представителей своей и чужой этничности были проведены в США, гдеосновная этническая граница – расовая, и как испытуемыми, так и стимулами были белыеи чернокожие американцы, можно предположить, что именно опасность, которая вобщественном представлении американцев, является основной причиной большейактивности миндалины.
Косвенным подтверждением именно воспринимаемой опасности,а не просто принадлежности к чужой группе в качестве основного объяснения активностиминдалины является исследование, выполненное в парадигме минимальной группы, входе которого исследовалось возбуждение миндалины в ответ на взаимодействие спредставителями своей и чужой только что сформированных групп [373]. Былопродемонстрировано, что миндалина активнее в ходе взаимодействия с представителямиин-группы, что можно объяснить, например, ощущением тревожности, обычноиспытываемом в ходе знакомства. Таким образом, можно заключить, что миндалинаактивируется, когда человек испытывает страх или напряжение, зачастую связанную с«иноэтничными» стимулами, хотя и не только ими.