Диссертация (1136292), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Коул находил материальное объяснение веры в перманентнуюреволюцию, которая, как он считал, родилась среди эмигрантов, бежавших от политическогопреследования в Швейцарию, Британию и США. В новом месте они обычно оказывались втяжелых материальных условиях. Возобновление революций было для многих единственнымшансом вернуться в родную страну, поэтому они принимали желаемое за действительное,утверждая, что новые и новые революции будут происходить в ближайшем будущем675. Вполнесоответствуют этому предположению воспоминания Герцена, который писал о лондонскихреволюционерах-эмигрантах: «Да, там действительно по public-hous’aм и харчевням сидят этичужие, эти гости, за джином с горячей водой, с холодной водой и совсем без воды, с горькимпортером в кружке и с еще больше горькими словами на губах, поджидая революции, к которойони больше не способны, и денег от родных, которых никогда не получат»676.Веру в перманентную революцию разделяли также знакомые Герцену интеллектуалы,например Мишле и Т.
Карлейль. Последний писал русскому знакомому, что они живут «вреволюционные времена» 677 . Герцен еще до названных событий писал о революционностисовременной эпохи, этот мотив усилился в его статьях 1850-х годов; тогда он утверждал, чтоТам же. С. 57.Герцен А.И. Старый мир и Россия // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 12. С. 85. См. также: Т.
5. С. 66; Т. 5. С. 174Т. 6. С. 142; Т. 13. С. 101.674Герцен А.И. С того берега // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 6. С. 55. Эта идея и выражающая ее метафорамногократно повторялись Герценом. См.: Т. 14. С. 225; Т. 18. С. 241; Т. 19. С. 46; Т. 19. С. 58.675Cole G. A History of Socialist Thought: in 5 vols. London, 1954.
Vol. 2. P. 1.676Герцен А.И. Былое и думы // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 11. С. 179.677Карлейль Т. Письмо А.И. Герцену 13 апреля 1855 г. // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 11. С. 537. О Мишле см.:Crossley C. French Historians and Romanticism: Thierry, Guizot, the Saint–Simonians, Quinet, Michelet. London, 1993. P.42.672673139каждое конкретное событие всегда лишь «страница из летописи революции»678. Он говорил ополувековой «борьбе», которая началась с первой французской революции и продолжается донастоящего момента679.К России Герцен также применял концепцию перманентной революции 680 .
Помимоэтого, он писал о неизбежности переворота в России, апеллируя к законам истории. Имея ввиду социальную революцию, он утверждал: «Не найдется в Зимнем дворце такого бога,который отвел бы сию чашу судьбы от России»681.Не все были согласны с взглядом Герцена на русскую историю. В частности, онподвергся критике со стороны Кавелина и Чичерина в их «Письме к издателю» 1855 г., котороеГерцен, не зная, кто его написал, поместил в первой книге «Голосов из России».Авторы «Письма» демонстрировали, что для них история была последовательнымпроцессом, в котором медленно, подобно растущим живым организмам, вызреваютобщественные институты, тесно связанные между собой, и потому неподвластные резкимизменениям.
По их мнению, постепенность была ключевым свойством истории, скачки впреобразованиях, считали они, вторгаются и нарушают этот естественный процесс, поэтомуони губительны для него. Кавелин и Чичерин, будучи профессиональными историками,говорили с позиции объективного знания, которое, как им казалось, опровергало «мечтательныетеории» Герцена: «Это судьба всех теоретиков, – писали они, – каковы бы впрочем ни были ихубеждения. Чувствуя себя не в силах сладить с историческими данными, вы создаете себемечтательные теории и стараетесь столь же мечтательным образом подвести под нихчеловеческую жизнь. (…) Вы кинулись в объятия западной революционной партии и вместе снеюмечтаетеонизвержениисуществующегопорядка,оразрушенииисторическиобразовавшегося тела, о господстве низших классов народонаселения, призываемыхреволюционною партиею к обновлению мира буйною силою»682.Представления об истории как о «борьбе и страданиях», полагали они, «оскорбляет»объективное знание и нравственное чувство683.
На самом деле, утверждали авторы, в историигосподствует «закон постепенности», проникающий во все явления. В «Письме» говорилось:«Вы до такой степени забыли историю, что не видите в ней даже закона постепенности,Герцен А.И. Народный сход в память февральской революции // Собрание сочинений: в 30 т.
Т. 12. С. 264.Герцен А.И. Западные книги // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 13. С. 94.680Герцен А.И. Революция в России // Там же. С. 21. «Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него».Ср.: Бакунин М.А. Народное дело // Oeuvres complètes.
CD–ROM. С. 5. «Многие еще рассуждают о том, будет ли вРоссии революция или не будет? не замечая того, что в России уже теперь революция». В отличие от Герцена,Бакунин считал, что перманентная революция в России началась не с Петра, а лишь со смерти Николая. Там же. С.14.681Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 7. С. 169.682Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Голоса из России. 1856. Кн. 1. С.
25.683Там же. С. 28.678679140проникающего во все явления. С высокомерным презрением трактуете вы все средние формы иступени, все посредствующие звенья исторической цепи, а между тем эти средние формысоставляет жизнь обществ и народов; по ним совершается движение вперед, их созиданиесоставляет практическую задачу современной истории»684.Через шесть лет Герцен написал статью «Роберт Оуэн», которую он посвятил Кавелину,бывшему, как он уже узнал, вместе с Чичериным соавтором того «Письма» 685 . Публицистфактически дал понять другу, что считает критику своих прежних идей как минимум отчастиубедительной. Теперь сам Герцен выступал апологетом принципа постепенности, правда,опираясь не на опыт исторической науки, а на близкую ему биологию. «Развитие мозга требуетсвоего времени.
В природе нет торопливости...» – писал он686. Герцен пришел к выводу, что вистории все развивается постепенно, революция же подобна неудачным родам, убивающиммать: «Когда зародыш созревает и ему нет разумного выхода на белый свет, ни места для росту,он не останавливается, а идет путем безумным, судорожными взрывами, отклоняясь в сторону,ломая все, ломая себя, в крови, в огне, в чаду»687. Он писал, что революция – это «путь безумияи крови»688. «Манна не падает с неба, – писал он, – это детская сказка — она вырастает изпочвы; вызывайте ее, умейте слушать, как растет трава, и не учите ее колосу, а помогите емуразвиться, отстраните препятствия, вот все, что может сделать человек, и это за глазадовольно»689 .
Наиболее полное выражение эти настроения нашли в его письмах «К старомутоварищу», в которых он писал Бакунину:«Я не доверяю в прежние революционные путии стараюсь понять шаг людской в былом и настоящем, для того, чтоб знать, как идти с ним вногу, не отставая и не забегая в такую даль, в которую люди не пойдут за мной – не могутидти»690.Примечательно, что Герцен в 1848 г. писал о том, что подлинная революция еще непроизошла, чтобы оправдать действия радикальной партии, которая, по его мнению, стараласьисправить положение. В 1860-е гг.
он повторял свои старые тезисы о том, что в прошломнастоящих революций еще не происходило, преследуя противоположную цель: показать, чтоподлинные революции вообще невозможны, а попытки их совершения бессильны изменитьчто-либо, и потому бесполезны. Теперь Герцен был убежден, что «вооруженные восстанияТам же.
С. 31. См. также: Чичерин Б.Н. Очерки о Англии и Франции. М., 1858. С. 43.Чичерин Б.Н. Письмо А.И. Герцену 25 февраля 1859 г. // Вольное слово. 1883. № 61–62. С. 7. Чичерин раскрылавторство в 1859 г., тем самым он намеревался скомпрометировать Кавелина в глазах Герцена.686Герцен А.И. Былое и думы // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 11. С. 232.687Герцен А.И. Россиада // Собрание сочинений: в 30 т.
Т. 17. С. 169.688Герцен А.И. В вечность грядущему 1863 году // Там же. C. 290.689Герцен А.И. Мясо освобождения // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 16. С. 27.690Герцен А.И. К старому товарищу // Собрание сочинений: в 30 т. Т. 20, кн. 2. С. 586.684685141только разрушают, а утопии ничего не создают» 691 . Обращаясь к истории о потемкинскихдеревнях, Герцен писал: «Революция проехала, как императрица, картонные избы упали,декорации сельского благосостояния сняты, новые кафтаны обобраны»692. Герцен вспоминал«страшную картину в ряде гениальной галиматьи Ж.-П.
Рихтера, в которой он представляет, непомню à propos [фр. кстати] чего, как все кающиеся народы бегут, в день Страшного суда,испуганные, к кресту, молясь о спасении, о ходатайстве Сына божия? Христос отвечаеткоротко: “У меня нет отца!” (…) И это не все, люди с двойным ужасом стали разглядывать, чтоу революции — не только нет отца, но нет и сына»693.Можно заметить, что для Герцена 1860-х гг.
как и для Герцена эпохи 1848 г. такжехарактерно разделение отвлеченно-теоретических статей и откликов на текущие политическиесобытия. В теории он стал противником революции как исторического явления, но в статьях вподдержку «штурманов будущей бури» 694 Герцен продолжал говорить о «великих путяхреволюции»695, используя все тот же привычный радикальный историософский язык, которогов своих теоретических статьях он старался избегать.
История по-прежнему изображалась им внекоторых случаях как «гигантская борьба», в которой участвуют молодые революционеры696.Незадолго до смерти, осенью 1869 г., он писал по поводу студентов, которые будут исключеныза беспорядки из Петербургского университета или же погибнут в заключении или ссылке:«…борьба – всякая историческая борьба и вырабатывание – идет этим путем. Собственно, вжизни, кроме пониманья, борьбы и Eingreifen [нем. вмешательств] в современное дело — и нетничего, кроме личных счастий»697.Революционеры, с которыми Герцен имел дело, члены «Земли и воли» и женевскиеэмигранты, были в основном молодыми людьми, что может объяснить, почему оннеоднократно обращался к ним в «Колоколе» как к «Молодой России». Однако это выражениеможно понимать также в переносном смысле.