Диссертация (1136289), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Иногда, если рукописный оригинал речисохранился в архиве, мы можем сравнить его с опубликованной версией, или, если вэтот оригинал внесена ручная правка, увидеть, что именно было изменено78.Речи без сомнения стоит относить к публицистике. С одной стороны, ониявляются выражением авторской позиции, но с другой – в них зачастуюпросматривается мнение той или иной группы интересов, будь то профессора,für Universitätsgeschichte. 2011. Bd. 14. S. 15–37; Blecher J. Hoch geehrt und viel getadelt.
Die LeipzigerUniversitätsrektoren und ihr Amt bis 1933 // Die Leipziger Rektoratsreden 1871–1933 / F. Häuser (Hg.). Berlin, 2009. S. 7–34.78В архиве Лейпцигского университета в одном из дел нам попалось несколько речей, содержащих следыграмматической и стилистической правка. Например, черновик выступления делегата от Корнелльского университетабыл написан автором по-немецки, с изрядным количеством ошибок. Кто-то исправил эти ошибки в тексте карандашом(UAL. Rektor. Rep. 2/5/123 s. Bl. 25–26).46студенты, работники факультета или кафедры, члены правительства и др.
Посодержанию речи можно разделить на общие и специальные. Первые носят ярковыраженныйсоциально-политическийхарактеричащепроизносятсяпоторжественным случаям, в то время как вторые напоминают лекцию на общественнозначимую или научную тему, близкую профессиональным интересам оратора. Вданной диссертации анализируются как первые, так и вторые.Такие источники, как тексты тостов и юбилейные приветствия и поздравления,очень близки к речам по целеполаганию. Как и речи, они нацелены на публичноеобращение к широкой аудитории, правда в данном случае это обращение можетбыть выражено не только в индивидуальной, но и в коллективной форме, посколькуюбилейные поздравления и приветствия часто рассылаются анонимно от именикакого-то учреждения, сообщества или от целой группы людей, поставивших набумаге свои подписи.Следующим по важности видом источников для нас является периодическаяпечать.
Статьи, заметки и репортажи в газетах и журналах, опубликованные как отлица журналистов, так и от имени редакции, составляют самую информативнуюгруппу текстов о юбилейных церемониях. Иногда эти тексты представляют собойнейтральное свидетельство очевидца о произошедшем, но бывают ситуации, когдаочевидецпытаетсявысказатьсвоесобственноеотношениекдействию,разворачивающемуся на его глазах, не стесняясь показывать восторг, сарказм,раздражение и даже гнев. И хотя в наши задачи не входит анализ восприятия юбилеяглазами его участников, такие материалы все равно чрезвычайно ценны, так какпозволяют составить более полное представление об изучаемом явлении.
В даннойработе используются публикации таких газет и журналов, как «Московскиеведомости», «Русские ведомости», «Казанский телеграф», «Волжский вестник»,«Вестник Европы», «Мир Божий», «Отечественные записки», «Русская мысль»,«Burschenschaftliche Blätter», «Akademische Blätter», «The Cambridge Review» и др.47Далее следует перечислить ряд источников, к которым мы были вынужденыобращаться время от времени, чтобы лучше понять контекст рассматриваемойпроблематики.
К ним относятся: договоры между университетом и типографиями наиздание юбилейных сочинений, материалы административного университетскогоучета (годовые университетские отчеты о состоянии факультетов, кафедр,численности студентов, доходов и расходов за минувший год), законодательство(общеуниверситетские уставы в России и университетские статуты в Германии) и,наконец, визуальные источники (фотографии юбилейных церемоний и портреты ихучастников, схемы рассадки гостей и др.).Наконец, пришло время сказать и о тех источниках, которые не смогливписаться ни в один из перечней созданной выше видовой классификации. Речь идето (1) юбилейных программах, (2) проектах составления юбилейных изданий и (3)юбилейных отчетах. Из первых можно почерпнуть сведения о церемониальной частиюбилея и сравнить, насколько праздничные ритуалы российских университетовбыли похожи на немецкие аналоги.
Вторые составлялись только в российскихуниверситетах и представляли собой концепции будущих юбилейных изданий сподробным описанием технических процедурпо сбору материала и егоструктурированию. Эти концепции служили историографам и составителямбиографических словарей долговременными ориентирами во время их работы ипозволяли университетскому руководству контролировать сроки ее выполнения.Один из таких проектов, «Программа собирания материалов по историиМосковскогоуниверситетасуществования»,былнайдензаистекающеенамивОтделетретьередкихпятидесятилетиекнигиегорукописейФундаментальной библиотеки Московского государственного университета имениМ.
В. Ломоносова.Насегодняэтотдокументявляетсяединственнымсвидетельством так и не изданной юбилейной истории Московского университета,замысел которой принадлежал В. О. Ключевскому и его коллегам с историкофилологического факультета. Текст «Программы…» хранится в фонде 21 историка-48марксиста В. И. Орлова вместе с собранными им в начале ХХ в. революционнымилистовками и прокламациями. Как проект юбилейной истории Московскогоуниверситета мог очутиться среди прокламаций и листовок, остается загадкой.Вполне возможно, что «Программа…» была передана в архив самим Орловым вчисле его прочих бумаг, а может была присоединена к фонду позже по решениюкого-то из архивных работников. Попытки разузнать что-нибудь об историивозникновения этого фонда у сотрудников Отдела редких книг и рукописей, увы, ник чему не привели.Очень важная роль в диссертации отведена рассмотрению так называемыхюбилейных отчетов, составление которых было специфично только для германскихуниверситетов.
Специального названия у этих книг нет. По форме они напоминаютсправочники, где досконально описаны основные этапы организации юбилея и ходпраздничных церемоний с выдержками из наиболее значимых речей. В концеобычно прикладывали списки гостей и подарков, тексты речей, итоговую версиююбилейной программы и пр. Сделать подобный справочник было под силу толькочленам юбилейной комиссии, имевшим доступ к архивным делам. Проблема этихсправочников заключается в том, что они не похожи на традиционные отчеты и немогут быть отнесены к делопроизводственным бумагам, так как составлялись не дляведомственной статистики, а в расчете на самоутверждение университета перединостранными гостями и представителями национальной элиты (кайзера, короля,министров, высшего духовенства, генералитета и др.), приглашенными на юбилей.Свободная форма подачи материала органично сочеталась в юбилейных отчетах сгероической стилистикой, призванной подчеркнуть зрелищность праздничногодействия и сохранить у гостей как можно более позитивные и долгие воспоминанияо прошедшем празднике.В завершение необходимо сказать и о таком виде источников, какисториографические.
К ним мы отнесли широкий перечень юбилейных изданий,включая многотомные произведения по истории университетов, небольшие по49объему статьи и исторические записки, монографии, сборники документов,биографическиесловари.ВГерманииюбилейныеизданияназывалисьфестшрифтами (Festschrift). В широком смысле это слово означает сочинениенаучного или научно-популярного характера, приуроченное к памятному илипраздничному событию. Фестшрифтом может быть как одна небольшая статья, так имноготомная юбилейная история.В предыдущем параграфе мы уже сказали пару слов о составлении и изданииодного из видов историографических источников – юбилейных историях. Здесьостается лишь добавить, что они ни в коей мере не предназначались для широкогораспространения. Их получателями были монархи, члены иностранных делегаций,библиотеки других высших школ и книгохранилища при государственныхведомствах.
Определить, кто, когда и при каких обстоятельствах читал эти издания,сегодня, увы, невозможно. Но можно достоверно установить, что выход новойюбилейной истории воспринимался университетом как средство поддержаниясобственного достоинства. Наличие полного и всеобъемлющего историческогоописания, где перечисляются заслуги и подвиги ученой корпорации, былонеотъемлемым элементом годовщины. Богато украшенные юбилейные историииграли важную коммуникативную роль: передавая их друг другу в качествеподарков,университетыналаживалиделовыеотношениясколлегамиодновременно получали новое знание о достижениях своих конкурентов.и50Глава 2.ПОДГОТОВКА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ЮБИЛЕЯ: ФОРМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАТОРАМИЧтобы все тщательно спланировать, готовиться к юбилею обычно начинали задевять-десять лет до его начала.
Со стороны университета процессом руководилиадминистрация и юбилейная комиссия. Часто им помогали городские власти иместное правительство. Анализ взаимодействия организаторов друг с другомпредставляет огромный интерес: он показывает, как распределялась ответственностьмежду разными людьми, с какими трудностями они сталкивались во времяразработки юбилейной программы, как проходило взаимодействие университета сгородом и государством, насколько последние вообще были заинтересованы впроведении юбилея, а самое главное – что хотела извлечь из праздника каждая изсторон.Изучение процесса планирования юбилея не менее важно, чем изучение егопразднования. Многие проблемы, с которыми сталкивались организаторы каквнутри университета, так и при взаимодействии с внешними акторами, можнопроследить только в подготовительную фазу, так как потом эти проблемыоказываются полностью скрытыми за фасадом торжественных ритуалов и уженедоступны взору исследователя.
Данное наблюдение важно для нас потому, что врамках заявленной в работе социокультурной перспективы особый интереспредставляют именно трудности и конфликты, встававшие на пути организаторов,поскольку (1) только через осмысление этих трудностей и конфликтов мы можемпонять, насколько внутреннее устройство ученой корпорации неоднородно ипротиворечиво; (2) знание о том, как организаторы пытались (или не пытались)преодолеть возникавшие на их пути преграды, позволит нам судить, насколькоэффективно действовали юбилейные механизмы кооперации и сплочения.51Поэтому в данной главе мы рассмотрим действие интегративной функцииюбилея на стадии его подготовки, уделив при этом особое внимание контактамученых корпораций с внешними сторонами, принимавшими участие в организациипраздника. Однако для начала необходимо сравнить служебный функционал тех, ктоотвечал за юбилеи внутри университетских стен, чтобы лучше понимать структуруподготовительного процесса и логику распределения организаторских полномочиймежду разными университетскими инстанциями.2.
1. Функции университетской администрации в период организации юбилеяСамоуправление российских университетов отличалось от германских, но и в самойГермании оно не было унифицировано, что объясняется исторически сложившимсяфедеративным устройством этой страны, способствовавшим сохранению культурнойсамобытности каждой земли (королевства, герцогства, графства и др.). Научная,учебная и административная жизнь российских университетов регламентироваласьуставами, германских – статутами. И те и другие были, в принципе, схожи по формеи назначению, однако если в Германии каждый университет имел свой статут, то вРоссии уставы были, как правило, общеуниверситетскими79.В российских дореволюционных университетах высшим органом власти былСовет университета, куда входили ректор, его помощники и профессора.