Диссертация (1136265), страница 81
Текст из файла (страница 81)
Архипов // Российский юридическийжурнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008. № 6. С.16.721Субочев В.В. Законные интересы. М., 2008. С.7.722Иеринг Р. Избранные труды. Том 1. СПб., 2006. С.586.723Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914. С.41.724Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914. С.6-7.324защищаемых Конституцией»; о задаче законодателя «найти справедливый баланс междуконституционно защищаемыми ценностями на основе критериев, установленныхКонституцией Российской Федерации»; о справедливом балансе «индивидуальных иколлективных интересов» в той или иной сфере общественных отношений. Коллизииконституционных прав разрешаются на основе установления между спорными правамисправедливого баланса.Балансинтересовможносчитатьтакжесущественнойчертойметодарегулирования в гражданском праве.
Как указывает В.Ф Яковлев: «Равномерноераспределение прав и обязанностей между сторонами находит свое выражение вовзаимности их прав и обязанностей. Вследствие отмеченного большинство гражданскихправоотношений является двусторонними: обе стороны оказываются носителями прав иобязанностей»725. Понятие баланса реализуется в принципе равенства как базовомпринципе гражданского права. Равенство правовых возможностей не исчерпываетсодержание данного принципа.
Поскольку гражданские правоотношения предполагаютне совпадающие, а конкурирующие интересы, принцип равенства призван обеспечиватьих соразмерность. Как отмечает О.А. Кузнецова: «Явное несоответствие прав иобязанностей сторон свидетельствует о нарушении баланса интересов и, как следствие,принципа их равенства»726. Наряду с несоответствием прав и обязанностей о нарушениибалансаинтересовотрицательныхможетпоследствийсвидетельствоватьнеисполнениянесправедливоеобязательства,араспределениетакженаличиенеобоснованных льгот и привилегий для одной из сторон.Важно подчеркнуть, что проблема баланса интересов в сфере интеллектуальныхправ имеет конституционно-правовое измерение.
Особое значение конституционногорегулирования применительно к интеллектуальным правам непосредственно связано спроцессом конституциализации частного права. Доктор юридических наук, профессорГ.А. Гаджиев полагает, что для современного общества с его усложненной структуройхарактерно вмешательство публичного права в гражданские правоотношения иразумноеограничениесвободырыночнойэкономики:«…Публично-правовоерегулирование призвано нивелировать крайности частноправового регулирования,725Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.Свердловск, 1972. С.109726Кузнецова О.А.
Нормы-принципы российского гражданского права. М., 2006. С. 139.325подразумевая под ними лежащий в основе частного права эгоистический интерес»727.Воздействие норм и принципов конституционного права на нормы частного правазаключается, по мысли Г.А. Гаджиева, в том, что конституционным правомосуществляется «функция развития гражданского права»: «Расширение представлений осодержании основных экономических и частных прав требует пересмотра содержаниянекоторыхгражданско-правовыхконструкций,складывавшихсянапротяжениистолетий»728.Хотя, идея поиска и установления баланса интересов для права не является чем-тоновым, ее значение в последние десятилетия существенно возросло. Воздействуя наобщественные связи, научно-технический прогресс обусловливает дифференциацию иусложнение интересов и потребностей, как отдельных субъектов, так и общества вцелом.Ихадекватноеправовоевыражение,выбороптимальныхспособоврегулирования становится одной из первоочередных задач, которые стоят сегодня передгосударством и правом.
В рамках правовой теории, соответственно, особое значениеприобретает исследование механизмов закрепления интересов в правовых нормах исуществующие возможности для оптимизации законотворческой деятельности. Неменьший интерес представляет собой также взаимное влияние правовых норм иреальных интересов общества и его членов, которые подвергаются постояннойтрансформации.Когда мы говорим о балансе интересов при регулировании доступа к информации вцифровой среде, речь идет об интересах самых различных субъектов, включаяпользователей,государства,производителейнекоммерческихобразовательные инаучныеинформации,организацийинформационных(такихкакпосредников,библиотеки,музеи,учреждения) и бизнеса. Необходимо специальноподчеркнуть, что проблема баланса интересов не сводится к конфликту интересовмежду правообладателей и пользователей, с одной стороны, и правообладателей иинформационных посредников, с другой.
Баланс интересов – это проблема не только727Гаджиевгражданского2004. С.14.728Гаджиевгражданского2004. С.24.Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основправа в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ,Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основправа в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ,326права интеллектуальной собственности, но и регулирования всей информационнойсферы. При этом, наиболее общим предметом баланса интересов в информационнойсфере можно считать доступ к информации в широком смысле слова, включаяохраняемые правом результаты интеллектуальной деятельности.Вовлеченность большого числа субъектов с различными, нередко несовпадающимиинтересамивпроцесспроизводствавысокотехнологичногооборудования,распространения, строительства инфраструктуры сетей связи, потребления услуг,основанных на информационных технологиях, делает актуальной задачу нахождениябаланса в регулировании.
Необходимо уравновесить и обеспечить правовую защитузаконным интересам потребителей (физических и юридических лиц), операторов сетей,вещателей, поставщиков контента и сервисов, информационных посредников. Суказаннойпроблемойтесносвязаназадачагармонизациидействующегозаконодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Установление баланса прав в электронной среде является существенным как дляобеспечения свободного обмена информацией, так и для развития информационнойинфраструктуры, которая служит удовлетворению интересов общества. В рамкахгосподствующейпарадигмыинтеллектуальныхправдействуетпрезумпция,всоответствии с которой любое использование произведений в цифровом пространстведолжно находиться под контролем правообладателя.
В то же время нельзя не признать,что обеспечение такого контроля не только связано со значительными временными иденежными затратами (со стороны государства, владельцев сайтов, информационныхпосредников и т.д.), но и препятствует развитию удобных для пользователя каналовполучения информации и новых сервисов. Складывается ситуация, когда необходимостьдальнейшегороста,увеличенияперечняпредоставляемыхуслугнеизбежноподталкивает к выходу за существующие правовые рамки. Как указывает профессорправа И.Л.
Бачило: «Отношения субъектов, формирующие однородную областьжизненно важных интересов, не могут развиваться при расчленении их на слабосвязанные части и нарушении системоорганизующего влияния права. Требованиягармонии возникают сразу в двух центрах - в структуре реальных отношений и вструктуреправовогоихрегулирования.Музыкаидирижердолжны327взаимодействовать»729.В Декларации принципов развития информационного общества, принятой наВсемирном саммите по информационному обществу, который прошел под эгидой ООНв Женеве в декабре 2003 года730, подчеркивается, что обеспечение каждомувозможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти областисвой вклад является необходимым элементом открытого для всех информационногообщества.КомментируяположенияДекларациивболееширокомконтекстеобщемировых тенденций, доктор юридических наук Л.К.
Терещенко приходит кследующим выводам: «В мире, основанном на знаниях и информации, право наобщение и право на доступ к информации и знаниям являются важнейшимипредпосылками реализации других признанных на международном уровне правчеловека, включая право на свободу слова.
Исходя из движения человечества кинформационномуобществу,изприведенныхположенийДекларации,изсуществующей общей тенденции к реализации универсального характера доступа кинформации и ее использования, можно утверждать, что общим правовым режимоминформации является режим открытой информации»731. Пределы действия общегоправового режима информации (ее открытости и доступности) определяютсяконституционными правами других лиц и получают свое закрепление в специальныхрежимах информации. Применяемый автором подход к разграничению общего испециальных правовых режимов информации подразумевает, что сложная системавзаимосвязанныхинтересовпредставляетсобойнеотъемлемоесвойствоинформационной сферы. Отсюда следует, что критерием, позволяющим правильноустановитьправовойрежиминформации,являетсяобеспечениебалансаконституционно защищаемых ценностей.Л.К.
Терещенко в своих рассуждениях не затронула вопросы регулирования сферыинтеллектуальных прав, поскольку последняя традиционно не считается частьюинформационной сферы. Однако, с нашей точки зрения, разграничивать информацию и729Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. М.:Норма. 2000. № 8. С. 85.730Declaration of Principles: Building the Information Society: A Global Challenge in the NewMillennium.
United Nations and International Telecommunication Union. Document № WSIS03/GENEVA/DOC/4-R, Geneva, 12 December 2003.731Терещенко Л.К. Правовой режим информации. М., ИД «Юриспруденция», 2007. С.101.328знания, с одной стороны, и охраняемые правом интеллектуальной собственностирезультаты интеллектуальной деятельности, с другой стороны, можно только условно.Было бы странно говорить о задаче поступательного развития информационногообщества, когда доступ к знаниям означает доступ к тому, что было создано более сталет назад и находится в сфере общественного достояния. Не случайно в той жеДекларации принципов развития информационного общества указывается, что дляпоощрения инновационной деятельности и творчества в информационном обществеравное значение имеет как защита интеллектуальной собственности, так и широкоераспространение и совместное использование знания (пункт 42). Принцип «открытостипо умолчанию» (open by default) сегодня в равной степени используется как вотношении доступа к информации о деятельности государственных органов 732, так и вотношении научной информации как основа для продвижения стандартов «открытойнауки»733.Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года,Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года неупоминают необходимость достижения баланса интересов.