Диссертация (1136250), страница 73
Текст из файла (страница 73)
Показательнымпримером тому служит Указ Президента Чеченской Республики от 25 февраля1992 г. за №34 «Об исполнении решений иностранных судов и арбитражей вЧеченской Республике».Согласно данному указу: «В целях юридического обеспечения Декларациио государственном суверенитете Чеченской Республики: устанавливалось, чтона территории Чеченской Республики подлежат исполнению судебные решенияиностранных государств иарбитражей тех стран,которые призналинезависимость Чеченской Республики и заключили с ней соответствующиемеждународные договора. Должностные лица, не выполняющие данный указ,подлежат ответственности в соответствии с законодательством, действующимна территории Чеченской Республики»2.1См.: Распоряжение «О мерах по улучшению условий работы районных, городских судовЧеченской Республики» №19 от 15 марта 1992 г.2См.: Указ Президента Чеченской Республики «Об исполнении решений иностранных судови арбитражей в Чеченской Республике» №34 от 25 февраля 1992 г.369Абсурдность данного нормативно-правового документа заключалась в том,что исполнение его в п.
1 настоящего указа не представляется возможнымввиду того, что государств, признавших Чеченскую Республику сувереннымнезависимым государством, не было. Вместе с тем, в данном документе в п. 2четко прослеживается позиция, определенная Д. Дудаевым, которая прямонаправлена на игнорирование законов под угрозой наказания.Вместе с тем, сам Д. Дудаев отмечал, что никаких шагов для вступленияЧечни в мировое сообщество не предпринимается, хотя Чечня – правовоегосударство по всем признакам международного права, не отступившая ни наодин шаг от канонов права, прошла легитимный путь к правовомугосударству1.В марте 1992 г. Д. Дудаев утвердил своим указом от 24 марта Положение«О ставках государственной пошлины, взимаемой с подаваемых в судзаявлений и жалоб, а также за совершение нотариальных действий и актовгражданского состояния». Данный нормативно-правовой акт регламентировалставки тех или иных действий, связанных с обращением в суд, получениемкопий решений, приговоров и т.
д. Относительно благоприятным моментомэтого положения являлось лишь то обстоятельство, что ставки в условияхсобытий,происходившихвреспублике в тотпериод,были вполнеприемлемыми для среднестатистического гражданина.К примеру, с подаваемых в суд заявлений и жалоб и за выдачу судом копийдокументов взималась государственная пошлина в следующих размерах: сисковых заявлений, в том числе по спорам колхозов и межколхозныхорганизаций с государственными, кооперативными и иными общественнымипредприятиями, организациями и учреждениями, а также между собой, прицене иска: до 100 рублей – 5 рублей; свыше 100 до 500 рублей – 6% цены иска;1См.: Независимая газета.
07.07.1994.370свыше 500 рублей до 1000 рублей – 8% цены иска, свыше 1000 рублей – 10%иска1.Работасудоввисследуемыйпериодбылаосложненатяжелойкриминогенной ситуацией, которая объяснялась появлением на руках унаселения большого количества огнестрельного оружия. Несмотря на это,происходил процесс узаконивания хранения и ношения оружия. Правовымактом, разрешающим хранение личного оружия, стал Указ ПрезидентаЧеченскойРеспублики«Оправе гражданЧеченскойРеспубликинаприобретение и хранение личного огнестрельного оружия и ограничении правана его ношение» от 16 декабря 1991 г.2 Мы не случайно подчеркнули фактналичия бесконтрольного числа оружия на руках у населения, посколькуименно в этот период в республике возросло большое количество самосудов сиспользованием оружия.Согласноданномууказу:«Возрождалосьутраченноевусловияхтоталитарной системы право граждан Чеченской Республики на приобретение ихранение огнестрельного оружия по удостоверению о его регистрации,выдаваемому органами внутренних дел.
Устанавливалось, что отдельныедолжностные лица, члены представительных и исполнительных структурнаделяются также правом ношения личного оружия по специальномуименному разрешению, выдаваемому МВД Чеченской Республики» 3.Многие процессы, связанные с реформированием системы правосудия вЧеченской Республике, инициированные генералом Д. Дудаевым, скорее былианалогами тех процессов, начавшихся в Российской Федерации с 1991 г.,нежелисобственнойинициативойруководства.Данноеобстоятельствоотмечается в исследовательской работе А.А. Кадырова, который справедливо1См.: Сборник распоряжений и постановлений Президента Чеченской Республики.
Грозный,1993. С. 102.2См.: Указ Президента Чеченской Республики «О праве граждан Чеченской Республики наприобретение и хранение личного огнестрельного оружия и ограничении права на егоношение» от 16 декабря 1991 г.3Там же.371отмечает: «1992 г. положил начало активному законотворчеству… ПрезидентаЧечни, который стремился с помощью указов нормализовать жизнь в Чечне,доказать свою легитимность и во всяком случае создать видимость нормальнойработы возглавляемой им администрации»1.Законодательство Чеченской Республики, принятое в период 1992–1995 гг.,регулировалоразличныесудоустройство,стороныуголовное,организацииоргановуголовно-процессуальноеиправосудия:уголовно-исправительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное иарбитражно-процессуальное законодательство.Целостность судебной власти в ЧРИ должна была обеспечиватьсясовокупностьюактовзаконодательстваЧРИосудоустройствеисудопроизводстве, единообразным применением их судами (в том числегражданско-процессуального,уголовно-процессуального,арбитражно-процессуального законодательства) на всей территории ЧРИ, финансированиемсудов из республиканского бюджета, единым статусом судей.
Но на практикеситуация выглядела таким образом, что законодательная база не имелапрактического применения.Формирование судебной власти осуществлялось по принципу родственныхуз, участия в составе тех или иных вооруженных формирований и многимидругими обстоятельствам, не соответствующим букве и духу закона.Конституция ЧР утверждала независимость носителей судебной власти (ст. 97).Только судам Конституция ЧР предоставляет право при рассмотрении делаотказаться от применения актов государственных органов, если они, по ихмнению, противоречат Конституции ЧР (ст.
107).ОфициальнаясистемаправосудиявЧеченскойРеспубликеврассматриваемый период находилась в полной стагнации. Несмотря наконституционное разделение властей, судебная власть в широком смысле еепонимания в республике по существу практически отсутствовала.1Кадыров А.Х. Указ. соч. С. 86.37215 июля 1994 г. Чечня была объявлена Исламской Республикой, а 16сентября на ее территории было введено военное положение1. До этого периодаД.
Дудаев отмечал, что строится «светское конституционное государство сравными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан. Сраскрепощенными душами, независимо от вероисповеданий, политическихпринципов и национальности»2.В декабре 1994 г. в Чеченской Республике начала функционироватьЧеченская судебная безапелляционная комиссия (ЧСБСК). Устав ЧСБСК былутвержден Парламентом Чечни 1-го созыва 20 декабря 1994 г. и подтвержденПарламентом 2-го созыва 9 июня 1998 г. В компетенцию данной комиссии намомент ее создания входило безапелляционное рассмотрение уголовных дел всвязи с военными действиями на территории Чеченской Республики.Федеральный центр не признавал законность данных действий властейсамопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.После начала событий 1994–1995 гг.
были введены федеральные войскадля наведения конституционного порядка. Правовой базой начала операции понаведению конституционного порядка в Чеченской Республике стали два указаПрезидента Российской Федерации Б.Н. Ельцина: Указ Президента РоссийскойФедерации от 30 ноября 1994 г. №2137 «О мероприятиях по восстановлениюконституционной законности и правопорядка на территории ЧеченскойРеспублики»3 и Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г.№2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженныхформирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетиноингушского конфликта»4.
А также постановление Правительства РоссийскойФедерации от 9 декабря 1994 г. №1360 «Об обеспечении государственнойбезопасностиитерриториальнойцелостностиРоссийскойФедерации,1Кадыров А.Х. Указ. соч. С. 89.См.: Независимая газета. 18.02.1992.3Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №324Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
№33.2373законности, прав и свобод граждан, разоружении незаконных вооруженныхформирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к нейрегионов Северного Кавказа»1.Деятельность судебной системы Чеченской Республики Ичкерия былапрекращена. Однако 23 марта 1995 г. Д. Дудаев подписал указ о введении натерритории Чеченской Республики судов шариата, при этом их деятельностьдолжна была осуществляться параллельно со светскими судами.По нашему мнению, данный указ преследовал две цели: во-первых,руководству самопровозглашенной республики для демонстрации институтовгосударственностипередзападнымигосударстваминеобходимобыладемонстрация наличия всех ветвей власти (поэтому светские суды неупразднялись вообще); во-вторых, введя суды шариата, привлекалось вниманиеближневосточных государств к чеченскому конфликту.Необходимо констатировать, что законотворческий период развитияЧеченской Республики во время правления Д.
Дудаева в части регулированиядеятельности судебных органов был более разработан в правовом плане,нежели в последующие годы, когда Чеченская Республика продолжаланаходиться вне правового пространства России.§2. Трансплантация экзогенных религиозно-правовых форми институтов в управление и судопроизводствоПолитико-правовые процессы в начале 90-х гг. на Северном Кавказе и вЧечено-Ингушетии в частности способствовали тому, что «...окраины активностали привлекать к собственному государственно-правовому строительству1Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. №33, ст. 3424; №35374правовые обычаи и правовые системы в качестве основы своего новогозаконодательства»1.С 1991 г. в Чечне зарождаются процессы по реанимации адатской системыправосудия и придания ей качественно нового статуса, позволяющего ейконкурировать с законной системой отправления правосудия.