Диссертация (1136250), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Грозный, 2006. С. 507, 817–818.3РГИА. Ф. 1987. Оп. 1. Д. 340. Л. 21.2161новаторской. В результате прямого назначения старшин выстраиваласьвертикальвласти,административнаяполитикауправлениякрупнымитерриториями, населенными различными тайпами, позволила оперативноуправлятьподвластнымиземлями,избегатьвнутреннихраспрейимеждоусобиц. При этом в отличие от назначаемых старшин, выполнявших рольисполнительной власти, назначение судей происходило путем избрания самимнародом. Внешняя политика является результатом его усилий по сохранениючеченского народа от тотального уничтожения, там, где был возможен языкдипломатии, он всегда прибегал к этому действенному инструменту, но приэтом его гибкость не шла в разрез с его полководческими качествами. Считаемважным отметить, что характеристика его организаторских способностей состороны царской администрации, обозначившей его «атаманом всей Чечни»1,была направлена на принижение его статуса и политической роли в регионе.В отличие от Шейха Мансура, Бейбулат Таймиев хоть и боролся с родовымстроем, но при этом пытался создать в большей степени модель светскогогосударства.
В этом контексте следует также отметить, что потестарная властьчеченскихстарейшинприТаймиеветрансформироваласьвсугубосовещательно-рекомендательный орган, вся полнота власти сосредотачиваласьу одного руководителя в лице Бейбулата Таймиева.К концу XVIII в. – началу ХIХ в. у чеченского этноса окончательносложились психологические характеристики и поведенческие модели, вомногом объединяющие их с другими народами Северного Кавказа... Какотмечают исследователи, регламентированность как характеристика чеченскогоэтноса определяет высокую степень стремления его представителей избегатьнеопределенности и порождает агрессивность в случае девиантного поведения 2.1АКАК. Т. VII.
С. 969.Кадыров А.А. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения. Дисс…к.полит.н. М., 2003. С. 36; Содатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе /Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994. С. 134–138.2162В первой половине – середине 30-х гг. XIX в. в качестве религиозного ивоенно-политического лидера Чечни выступил Ташу-Хаджи, мулла из селенияЭндери. По одним сведениям, он по происхождению – кумык, по другим –чеченец1.
Его талант не только религиозного проповедника, но и военного игосударственногодеятеляпроявляетсявселенииМайртуп,гденаобщенародном съезде «с большим трудом добивается принятия чеченцамишариата в качестве основы судопроизводства. Этим он добивается не толькоутверждения основ ислама в Чечне; более важно другое – единое право должнобыло положить начало консолидации чеченского народа в освободительнойборьбе»2.С начала 30-х гг. XIX в.
благодаря имаму Шамилю и Ташу-Хаджи впервыев истории Кавказа было создано единое государство Имамат, объединившеенароды Чечни и Дагестана. Особый интерес у многих исследователей вызываетзаконотворческаядеятельностьИмамата.Низамыбылиисточникамигосударственного, гражданского, уголовного, административного, финансовогои др. отраслей права.Как отмечалось выше, главным регулятором общественной жизничеченцев, источником решения гражданских и уголовных дел выступалообычное право – адаты, но с процессом возникновения и развития Имамата какгосударства шариат в Чечне постепенно вытеснял адат.
В Ингушетии властьимама Шамиля не была признана, следовательно, здесь сохранялась сила адата.В основу Имамата были положены демократические принципы управлениягорцами в сочетании с религиозными нормами. Между тем, о сущности иприроде созданного Шамилем государства в исторической литературесуществуют противоречивые мнения. Изучая материалы исследователейдвижения имама Шамиля, можно прийти к выводу, что шариат был1Закс А.Б. Из истории первого периода Шамиля.
Ташу-Хаджи наиб Шамиля. М., 1943. С. 11.2История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т. 1. Грозный, 2006. С. 544–545.163единственным способом приучить к единому порядку множество горскихнародов, входивших в состав Имамата. Ведь, как отмечалось выше, несмотря наопределенную внешнюю однородность, адаты горцев не были идентичнымидля всех горцев Северного Кавказа, что сказывалось в т. ч. на ихразобщенности.Имамат был по сути переходным типом государства. Переходные формыгосударства не всегда можно отнести к одному из известных историческихтипов государства. Переходными были и раннефеодальные государства вЗападнойЕвропе,когдагосударствонесложилоськакорганизацияполитического господства класса феодалов, поскольку этот класс несформировался1.
Имам носит титул халифату-ресули-ллах, что значит«преемник посланника божьего»; некоторые же юристы принимают слово«халифат» в значении «наместник», так что они предпочитают титул халифатуллах («наместник божий»). Другие же утверждают, что Аллах как вездесущийне имеет нужды в наместнике2.В период Имамата Шамиля в Чечне шариат является главной правовойсистемой, регулирующей все стороны жизнедеятельности горцев.
Действуясогласно книге (Корану), наказывал тех, кто предавался пьянству, распутству,злодеяниям. Этим он искоренил злодеяния и преступность, вывел людей наистинный путь3.Теократия в своем последовательном развитии приводит неизбежно квсемирному господству или, по крайней мере, к господству над всей массойверующих4.1См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права.
М., 1971. С. 33.Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов АбуХанифы и Шафии: [пер. с гол.] / Л.В.С. Ван ден Берг. М.: Наталис, 2005. С. 189.3Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-х гг. XIX в. Сб. документов.Махачкала, 1959. С. 577.4Ван ден Берг Л.В.С.
Основные начала мусульманского права согласно учению имамов АбуХанифы и Шафии: [пер. с гол.] / Л.В.С. Ван ден Берг. М.: Наталис, 2005. С. 16.2164До создания теократического государства горцев Чечни и Дагестана подруководством имама Шамиля чеченское общество можно охарактеризовать какдемократическое, поскольку ярко прослеживались, с одной стороны, неприятиеи отсутствие наследственной власти, а с другой – развитая выборная системаформирования коллегиальных органов власти Мехк-Кхела (Суда страны) иМехкан-кхеташо (Совета страны).Господство принципа неотвратимости наказания, тотальная юридическаяответственность,жесткаясистеманаказаниявиновныхспособствоваливыстраиванию управленческой вертикали власти, во главе которой стоял самимам.
Имамат в период начального развития сформировал единую социальнуюполитику – гражданского равенства и единства горцев Чечни и Дагестана.Обязанности имама были сформулированы голландским исследователемВан ден Бергом. Среди них главными выступают: охранение религии как вотношении внешних религиозных обрядов (дин), так и в отношении чистотывероучения (иман) против фетиков и лжеучителей, отправление правосудия ипопечение о приведении в исполнение наказаний, в особенности худуд, ведениевойны для распространения веры, охрана внутренней и внешней безопасностигосударства и попечение о военном деле, взимание зеката и других доходовказны, управление, т.
е. назначение чиновников и надзор за ними 1.Гражданское судопроизводство на местах осуществлялось дибирами,муллами, кадиями, муфтиями. Муфтий осуществлял свою деятельность натерритории наибства. К его ведению подлежали как гражданские, так ирелигиозные дела. Муллы и кадии разбирали дела в селах. Решениявышеуказанных должностных лиц, вынесенные по шариату, исполнялисьдобровольно, в случае отказа добровольно подчиниться решению, делоразбиралось наибом. Апелляции на решения наиба подавались имаму2.1Ван ден Берг Л.В.С.
Основные начала мусульманского права согласно учению имамов АбуХанифы и Шафии: [пер. с гол.] / Л.В.С. Ван ден Берг. М.: Наталис, 2005. С. 189.2Исамагомедов А.М. Развитие судебной власти в Дагестане. Дисс… к.ю.н. Махачкала, 2006.С. 65.165По мнению М. Ковалевского, почти все вопросы гражданского ипроцессуального права решались в Дагестане по шариату, а споры уголовногохарактера – по адату. «Если не говорить о вещном и обязательственном праве, –отмечал он, – все стороны юридической жизни Дагестана сохраняют следывсестороннего регулирования их обычаем»1.
Среди причин перехода крегулированию гражданско-правовых отношений в судопроизводстве пошариату А.И. Першиц, считает, что в «шариате гражданско-правовые нормыболеемодернизированы,чемотличающиесяварварскойжестокостьюуголовные2. Под жестокими мерами автор имеет в виду имевшие местоистязания в Европе.Из всех условий заключения брака по мусульманскому праву – согласиебрачующихся и их сторон, стоимость калыма и соблюдение установленныхформальностей – чеченцы и ингуши руководствовались в первую очередьпоследними, когда мулла произносил молитву и объявлял брачующихсязаконными супругами.
При этом известный правовед К.С.А.-К. Кокурхаевсчитает, что при «определении размеров калыма чеченцы и ингушируководствовались не шариатом, а адатом»3. Очевидно, здесь имеется в видуто, что вопросы, не противоречащие шариату, могли регулироваться адатом, вэтом и есть, на наш взгляд, проявление в Чечне своей особенной шариатскойправовой формы, взаимодействующей с адатом. На это, кстати, указывал иакадемик А.М. Шагрен, отмечавший калым за невесту как основание всякогосупружества4.Взаимопроникновение адата и шариата отмечает и известный российскийученый Р.И. Хасбулатов: «...когда чеченцы приняли ислам, старые традиции и1Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С.
127.См.: Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общейэтнографии. М., 1979. С. 225.3Кокурхаев К.С.А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей.Грозный, 1989. С. 68.4См.: Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингуш и их соплеменников при разныхслучаях. Кавказ. №27. 1846.2166правила, регулирующие вопросы кровной мести, органически переплелись сшариатским правом, которое тщательно описывает «технологию» возмещенияущерба, в том числе и за разные формы убийства и увечий»1.В период распространения ислама в Чечне трактованию основныхисточников шариата и фикха учились в соседнем Дагестане, где у известныхбогословов обучались выходцы из Чечни, которые, возвращаясь домой сполученными знаниями, становились востребованными специалистами вобласти мусульманского права.
М.Н. Покровский, отмечавший популярностьрелигиозного просвещения среди горцев в XIX в., отмечал: «Дагестан снабжалвесь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, муллами,кадиями»2.Ввидутого,чтомусульманскоеправоявляетсясамостоятельнойрелигиозной правовой системой, определение и сущность преступлениятрактуются с религиозной точки зрения. На это указывает и крупныйспециалист в области адатского и шариатского права З.Х. Мисроков, помнениюкоторого«четкойграницымеждусобственнорелигиознымипроступками (грехами) и секулярными преступлениями в мусульманскомуголовном праве нет. А поэтому преступление рассматривается как грех,попрание религиозного закона, заповедей»3.Именно это понимание преступления как запрещенного свыше Аллахомявляется основой уголовно-правовой концепции мусульманского права, гдепонимание преступления как тяжкого греха переплетается с определением вформально-юридическом значении.В.Е.