Диссертация (1136144), страница 55
Текст из файла (страница 55)
Это – скорее характеристики черт и метачерт. Уникальная роль установки на черту (в том числе – мета-установки) скорее заключена втом, что студент положительно реагирует на проявление этих черт среди других людей ―преподавателей, студентов. Это в целом может стать причиной формирования вокруг студента274среды, состоящей из людей, обладающих соответствующими качествами. А это, в свою очередь, будет способствовать или препятствовать академическим достижениям.6.6.3 Поведение в социальных сетяхЧерты личностиЧерты пластичности (экстраверсия и открытость опыту) были связаны с поведением всоциальных сетях сильнее, чем черты стабильности, что вполне ожидаемо.
Как уже неоднократно отмечалось, пластичность характеризует способность индивида к получению новогоопыта в социальной, интеллектуальной и чувственной сферах (DeYoung et al., 2002). Высокиезначения в этих чертах сами по себе приводят к активности индивида, что, по логике вещей,должно привлекать других людей. Это и нашло отклик в более активном поведении онлайндрузей в связи с пластичностью. Так, одним из базовых аспектов экстраверсии является ассертивность (DeYoung, 2015).
Видимо с этим, в том числе, связано то, что агрегированный показатель активности (agency), включающий в себя экстраверсию, положительно коррелировал сэкспертной оценкой социального статуса 103 пользователей немецкой социальной сети, незнакомых с этими экспертами (Stopfer et al., 2013). Ранее мы также подробно обсуждали тот факт,что экстраверсия пользователей предсказывает более высокие оценки их физической привлекательности в глазах рекрутеров (глава 5).
Экстраверсия, судя по всему, подталкивает человека кболее активному использованию ресурсов, предлагаемых социальной сетью.Открытость опыту предсказывала рост числа постов, опубликованных пользователем.При этом РХА не внесли какого-либо существенного дополнительного вклада, помимо того,что внесла сама черта. Контроль же экстраверсии приводил к тому, что вклад последней в число постов становился статистически незначимым, β = .05, p = .157, а вклад открытости сохранялся, β = .10, p = .005. Мы не проводили содержательного анализа постов, но можно предположить, что открытость опыту способствует более активному поиску новой информации в социальной сети и, в конечном счете, приводит к более частому размещению постов на стене вкачестве «отчета о найденном». В большинстве же остальных случаев открытость опыту влия-275ла на активность в соцсетях опосредованно, благодаря своей устойчивой корреляции с экстраверсией.
При этом установки и мета-установки на эти черты, т.е. предположительно то, какуюсоциальную среду формирует вокруг себя индивид в плане пластичности окружающих его людей, не играли существенной инкрементной роли.Нейротизм предсказывал увеличение активности – как самого пользователя, так и друзейв отношении пользователя. Онлайновая среда может казаться более безопасной – в силу пространственной (а зачастую и временной) дистанции от партнеров по коммуникации.
При высоком нейротизме человек, оказываясь «юзером», может реализовать свои коммуникативные потребности, зачастую фрустрированные оффлайн.Добросовестность несколько увеличивала активность в части публикации портретов, получаемых для них лайков, и ограничивала публикацию безличных аватар. Это можно объяснить следующим. Добросовестность является характеристикой контроля импульсивности. Вконтексте социальных сетей это может выражаться в целенаправленном контроле над имиджем.Поэтому пользователь может публиковать портретные аватары чаще и, возможно, более высокого качества. Это, в свою очередь, объясняет связь добросовестности с числом полученныхлайков.Связь добросовестности со снижением числа публикуемых безличных аватар можнообъяснить следующим. Индивиды с низкой добросовестностью по определению характеризуются низким контролем импульсивности и, как следствие, расторможенностью (Gore, Widiger,2013).
Они могут использовать свой аккаунт для более разнообразного времяпрепровождения всети, что приводит их к большему экспериментированию с самопрезентацией в виде безличныхаватар. Это также может стать проявлением прокрастинации (Gosling et al., 2011), являющейсяодной из причин активности в социальных сетях (Hughes, Rowe, Batey, Lee, 2012).Доброжелательность была практически не связана с поведением в соцсетях, хотя несколько увеличивала число друзей. Этот последний факт может быть результатом оффлайно-276вой популярности человека с доброжелательностью, или же большей активностью самого доброжелательного пользователя в добавлении новых друзей.Рефлексивные характерные адаптацииУстановки на черты показали ряд специфических связей.
Положительная установка надоброжелательность предсказывала популярность среди других пользователей (добавление вдрузья, чужие посты, лайки) – в отличие от черты доброжелательности. Высказанная ранееидея о специфической роли установок на черты заключена в том, что они скорее влияют на социальную среду индивида.
Установки на доброжелательность приводят к тому, что индивидокружает себя более доброжелательными людьми. Это выражается в их большей доброжелательной активности в отношении этого индивида, в том числе – в социальных сетях.Интересна была роль установки на экстраверсию. Вопреки общему тренду экстраверсиина усиление поведения в социальной сети, дополнительным источником активности в социальных сетях оказалась отрицательная установка на эту черту. Во-первых, увеличение числа безличных аватар под влиянием положительной установки на интроверсию укладывается в специфическую логику этого параметра: положительная оценка интроверсии может подталкиватьпользователя к стилистическому оформлению своего профиля в эскапистском духе.
Во-вторых,положительная установка на интроверсию увеличивала и число публикуемых пользователемпостов. Таким образом, наиболее активными пользователями были те, кто обладал повышенной экстраверсией, но негативно к ней относился. Возможно, что положительная установка наинтроверсию может считаться индивидами признаком «интеллектуализма» и свойственной ему«отстраненности»; таким образом, гипотетически, в виде постов о себе заявляют экстравертированные индивиды «с претензией на отстранѐнность и интеллектуальность».Положительная установка на нейротизм вносила инкрементный вклад в увеличение числа полученных лайков. В духе высказанной ранее «гипотезы среды» возможно, что повышенная невротичность друзей способствует их большей активности в виде лайков.277Инкрементный вклад мета-черт, зафиксированный в ряде случаев, поддерживает мнение,что люди весьма точны в оценке того, что о них думают другие (Carlson, Furr, 2009; Oltmanns,Gleason, Klonsky, Turkheimer, 2005).
Это выразилось в том, что мета-черты могут быть связаныс поведением других даже после контроля собственно черт. В частности, мета-экстраверсияусиливала вклад черты экстраверсии в число индивидуальных и коллективных портретов, использовавшихся в качестве аватар. Мета-экстраверсия была при этом единственной РХА, вносившей инкрементный вклад в эти два параметра.
Таким образом, активность пользователя была дополнительно связана с его мнением о том, что значимые другие считают его активным иобщительным. Поскольку это активность самого пользователя, следует предположить, что индивид корректирует свое поведение с учетом мета-черт. С другой стороны, мета-экстраверсиявносила инкрементный вклад и в два параметра популярности пользователя – число друзей ичисло полученных лайков. В данном случае можно допустить, что пользователь, получая сигналы о своей популярности, делал заключение о своей экстраверсии, даже если не был вполне вней уверен сам.Мета-добросовестность усиливала негативный вклад черты добросовестности в числобезличных аватар.
Если гипотеза о прокрастинации верна, можно считать, что человек в некотором плане подстраивает свое поведение под мнение значимых других (в частности – родителей) о собственной импульсивности и неспособности управлять собой.Мета-нейротизм усиливал связь черты нейротизма с числом опубликованных портретов.Как отмечалось выше, нейротизм может усиливать активность в социальной сети в силу большей безопасности таких коммуникаций в сравнении с оффлайновыми. В данном случае можетбыть, что оценка невротичности со стороны родителей также усиливает такое поведение – дажепосле контроля прямого мнения человека о своей невротичности. Этот эффект сопоставим сизвестной угрозой стереотипизации (stereotype threat; Steele, Aronson, 1995): ситуативно человек может ощущать, что находится в стигматизированной, социально негативной группе. Угроза стереотипизации ухудшает качество исполнения различных видов деятельности, люди ста-278новятся тревожными относительно того, как они работают или реагируют.
Можно допустить,что аналогично угрозе стереотипизации, мета-нейротизм способствует избеганию прямого контакта и замене его на повышенную активность в социальных сетях. Возвращаясь к обсуждавшейся выше роли мета-добросовестности в публикации безличных аватар, можно предположить, что аналогичная стигматизация («родители считают меня недобросовестным») усиливаетпрокрастинацию.Мета-установки на чертыМета-установка на пластичность не произвела какого-либо инкрементного вклада в эффекты экстраверсии – если не считать таковыми близкие к статистическим коэффициенты вслучаях с числом постов пользователя и числом лайков.