Диссертация (1136144), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Кроме того, в случае с добросовестностью и нейротизмом достоверность вклада установок остается под вопросом.Ранее мы уже характеризовали мета-установки на черты как «самую отдаленную» РХА.Полученные результаты это подтверждают. Ее независимый вклад в соответствующую чертуоказался самым слабым. В большинстве случаев, после контроля других РХА, он был попросту146нулевым. В ряде случаев он оказывался отрицательным, причем порой статистически достоверно отрицательным.Таблица 3.10. Вклад рефлексивных характерных адаптаций в варьирование соответствующейчерты (множественный регрессионный анализ; Исследование 3Б; N = 333).ПредикторыB [95% CI]βVIF2Экстраверсия, R (3, 329) = .48, p < .001Установка на черту.28 [.14; .42].19***1.40Мета-черта.58 [.50; .67].59***1.20Мета-установка на черту-.00 [-.13; .12]-.001.292Доброжелательность, R (3, 329) = .46, p < .001Установка на черту.21 [.10; .32].20***1.73Мета-черта.55 [.47; .63].59***1.17Мета-установка на черту-.04 [-.14; .06]-.041.602Добросовестность, R (3, 329) = .38, p < .001Установка на черту.06 [-.03; .15].071.83Мета-черта.55 [.48; .63].63***1.12†Мета-установка на черту-.10 [-.20; .01]-.111.992Нейротизм, R (3, 329) = .27, p < .001Установка на черту.01 [-.12; .13].012.00Мета-черта.48 [.38; .57].49***1.11Мета-установка на черту.10 [-.03; .22].101.982Открытость опыту, R (3, 329) = .50, p < .001Установка на черту.39 [.24; .53].26***1.52Мета-черта.55 [.46; .63].58***1.32Мета-установка на черту-.05 [-.16; .05]-.051.46Примечание.
R2 – коэффициент детерминации, B – нестандартизованный регрессионный коэффициент, β – стандартизованный регрессионный коэффициент, p – уровень значимости, [95%CI] – 95% доверительный интервал; VIF – фактор инфляции дисперсии;*** p < .001, *p < .05, †p < .07.3.7 Комментарии по главеТретья глава фактически была посвящена решению трех задач.
Во-первых, необходимобыло предложить некоторую рабочую модель, которую можно было бы использовать для эмпирического изучения РХА. С учетом современного положения вещей в изучении рефлексии,такая модель была сформулирована. Она включила в себя черту личности как базовую тенденцию, а также три РХА. Это не означает, что полный список РХА ограничен лишь тремя элементами. Потенциально его можно расширить, что и будет показано в дальнейшем на одномдополнительном эпизоде.
В этой же связи были определены три вида жизненным проявлений147личности, которые можно было бы изучать эмпирически – поведение самого человека, поведение его окружения, а также его мнения и суждения, оформленные в социальных установках.Вторая задача, которую мы решали в главе 3, касалась принципиальной возможностиизучения РХА, а также выбора подходящего методического решения. Эта задача в целом быларешена: на основе «Вопросника Большой Пятерки» (BFI) были созданы его версии, измерявшиеразные РХА.
Психометрические свойства русской версии BFI явились залогом достоверностиполучаемых результатов. Внутренняя согласованность подшкал BFI при измерении РХА оказалась в целом хорошей. Это сформировало психометрические основания для нашего дальнейшего исследования. Несколько проблемной оказалась внутренняя согласованность установки и мета-установки на экстраверсию. Возможно, что установка на экстраверсию скрывает засобой установки на несколько разных аспектов, что требует дальнейшего изучения.Исследование 3А в целом показало, что русскую версию BFI можно считать адекватнымсредством для измерения пятифакторной структуры черт личности. Важным моментом является то, что полученная вторичная компонентная структура черт соответствовала модели стабильности/пластичности (DeYoung, 2006), известной также как модель α и β факторов (Digman,1997).
Мы детально рассматривали эти модели в главе 1. Таким образом, мы сочли, что BFI,учитывая его компактность в сравнении с другими тестами ПФМ, является пригодным средством для диагностики черт личности и РХА.Третья задача, решавшаяся в главе 3, была связана с выяснением того, являются ли разные РХА инкрементами относительно друг друга при корреляции с соответствующей чертой.Иными словами, могут ли РХА вскрывать разные аспекты черты? Эту задачу был призван решить множественный регрессионный анализ. Разные РХА продемонстрировали разную степень сопряженности с базовой чертой. Это свидетельствует в пользу того, что черта личностипо-разному выражается в трех изученных РХА. Иными словами, можно предположить, что этитри параметра раскрывают разные аспекты соответствующей черты личности.148Корреляционный анализ показал, что черты личности связаны с разными видами РХА.Это, безусловно, свидетельство общей природы данных параметров, что неудивительно с учетом того, что речь в каждом случае шла об одной и той же черте.
Особую судьбу продемонстрировала мета-установка на черту, коррелировавшая с чертой личности слабо или умеренно.В случае с нейротизмом корреляция вообще была нулевой. Теоретически мета-установка ―наиболее «отдаленная» от черты личности из рассматриваемых разновидностей РХА. Она, посути, выражает мнения о личности, присущие другому, хотя и значимому, человеку ― родителю, партнеру, другу ― с точки зрения индивида. К РХА мета-установку можно относить натом основании, что она также является характеристикой черт личности.
Кроме того, она потенциально вносит уникальный вклад в восприятие человеком своей личности, что и было продемонстрировано посредством множественной регрессии.Действительно, вклад установок на черты, отраженных в родителях, оказался независимым от вкладов других РХА и, в то же время, несоответствующим ожиданиям: в ряде случаевинкрементная связь со «своей» чертой для мета-установки на черту оказывалась отрицательной(хотя и слабой).
Обращает на себя внимание тот факт, что линейные парные корреляции метаустановок с собственно чертами (и прочими РХА) были положительными. Теоретически возможно, что мета-установка на черту после контроля совместных сопряженностей с другимиРХА действует в качестве компенсаторного/балансирующего механизма; индивид может считать, что родители не столь высоко оценивают те черты личности, которые ему присущи. Другой пример – мета-перцепция лучшего друга в Исследовании 3Б: остаточная корреляция метаустановки на добросовестность была отрицательной. Возможно, что дружеские отношенияформируются в этой части по компенсаторному принципу: личная добросовестность индивидаспособствует его стремлению к человеку, который низко ценит это качество, и наоборот: низкаяличная добросовестность способствует стремлению к другу, который высоко ценит добросовестность.149Альтернативная трактовка отрицательных регрессионных коэффициентов для метаустановок может лежать в плоскости методической: порядок выполнения вопросников былфиксированным, а заполнение теста мета-установок было последним в серии.
В череде похожих тестов участники могли приложить дополнительные усилия для сообщения ответов, не похожих на предыдущие. Если дело в таком методическом эффекте, следовало бы ожидать егопоступательного развития, которое могло бы проявиться и на предпоследнем этапе ― выполнении теста мета-черт (ср. с эффектом ассимиляции в последовательности вопросов; Schwarz,Strack, Mai, 1991). Однако, в противовес этому предположению, мета-черты, измерявшиесяпредпоследними в серии, устойчиво демонстрировали сильные инкрементные положительныесвязи с соответствующими чертами.Почему вообще черта личности связана с мета-установками, приписываемыми родителям или лучшему другу? Ответ на этот вопрос является важным в контексте понимания природы черт личности.
В частности, это важно в плане тестирования ключевого положения ПФТ обисключительно биологической детерминации черт личности как базовых тенденций. Возможнонесколько альтернативных интерпретаций, не каждая из которых в достаточной мере хорошоукладывается в ПФТ. Например, можно предположить, что индивид до какой-то степени корректирует свои черты личности ― в соответствии со своими представлениями об установкахзначимых других на данные черты. Такая интерпретация не укладывается в ПФТ, предполагающую, что черты личности являются сугубо биологически обусловленными феноменами.
Сдругой стороны, такой результат поддерживал бы представление о том, что черты личности являются суждениями о поведении. Для тестирования такой гипотезы могло бы подойти лонгитюдное исследование индивидов, чьи черты личности изменились на фоне установления новыхзначимых отношений (напр., новый романтический партнер, или новый лучший друг). В пользу ПФТ говорило бы то, что черты «сместились» в направлении мета-установок на черты.Концепт черты может быть достаточно широким (или неконкретным, размытым) посравнению с тем, как его рефлексирует человек, и РХА «высвечивают» его различные аспекты.150Естественно, что «ключевыми игроками» в этом деле являются те РХА, которые имеют отношение к идентичности самого человека. В предложенной модели таковыми явились мета-чертаи установка на черту.
Однако возможны и РХА без идентичности в своей основе; таковы метаустановки на черты. В целом возможно, что оценочные РХА, установки и мета-установки начерты, выполняют некую специфическую функцию в жизненных проявлениях человека, к рассмотрению чего мы теперь приближаемся.151Глава 4 Установки на черты личности4.1 ВведениеВ этой главе мы рассмотрим общую концепцию установок на черты личности, изучим еемногочисленные предпосылки.
Мы рассмотрим вопрос о месте установок на черты в пятифакторной теории черт личности. Будут представлены четыре эмпирических исследования. Первое изучает структуру установок на черты, второе – их связь с собственно чертами личности.Последние два исследования изучают опосредующую и инкрементную роль установок на чертыв связях черт с двумя жизненными проявлениями человека – предпочтениями в живописи и готовностью продолжить участие в двухшаговом исследовании. При этом первое из них являетсячастным случаем социальных установок, а второе – частным случаем поведения человека.В гуманитарном знании личность реконструируется как понятие, несущее нагрузку морального и эстетического социального идеала (Шмелев, 2002). В этом отношении принято говорить о «Личности с большой буквы» (Д. А. Леонтьев, 1993) как о некоем статусе индивидуальных различий, идеальном с этической, либо эстетической точек зрения.